Консультация для воспитателей "Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников"
консультация
Хорошими помощниками в деле интеллектуального развития ребенка станут всевозможные интеллектуальные развивающие игры, задачки; творческие занятия по лепке, оригами, моделированию.
Творчество вообще является одним из важных аспектов в развитии ребенка, особенно совместно с родителями. Поэтому, аппликации или поделки на новогоднюю елку, например, могут твориться именно при участии родителей.
Не лишним будет научить ребенка чтению. Чтение учит ребенка думать, развивает воображение, развивает речь, а также помогает ему понимать людей, мир и себя в нем.
Главное — не принуждать ребенка к чтению, иначе можно выработать в нем стойкое неприятие этого процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для воспитателей
«Современные подходы к интеллектуальному развитию дошкольников»
Каждый ребенок — это индивидуальность, поэтому нельзя умственное развитие всех детей подвести «под одну гребенку».
Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений.
В связи с этим различают три модели умственного развития дошкольников: эмоциональная, логическая, речевая.
Эмоциональная.
С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие.
Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь.
Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.
Логическая.
В возрасте до 5 лет у деток активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.
Речевая.
Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности ребят запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый.
Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок.
Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.
Чем характеризуется развитие мышления у дошкольников?
Вопросы. Постоянные детские «почемучки» свидетельствуют о непрекращающейся «умственной» работе малыша.
Задача воспитателей – дать «правильные» ответы.
С возрастом ребенок «осваивает» речь и развивает способность рассуждать. Таким способом малыш учится решать свои «задачи», сопоставлять различные явления и их взаимосвязь.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются первые «ростки» инициативности, любознательности, уверенности и гибкости.
Задача воспитателей – посодействовать их развитию.
Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье малыш получает такое важное родительское одобрение, поддержку и заботу.
Давайте дарить детям уверенность в собственных силах и свою любовь!
Одной из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
У дошкольников с развитым интеллектом наблюдается более быстрое запоминание материала, большая степень уверенности в собственных силах и более легкая адаптация к новой обстановке.
Именно такие дети более всего подготовлены к учебе в школе.
Чтобы развитие интеллекта дошкольников происходило успешно, педагоги должны четко учитывать все характерные для этого возраста особенности. Основными методом развития в этом случае должен стать проблемно-поисковый способ, а главной формой организации – игра.
Развитие интеллекта дошкольников должно проходить через познавательные и развивающие игры.
Именно в такой системе работы с детьми прослеживается развивающая направленность.
Развивающие игры знакомят ребенка с миром логики и математики. Вне зависимости от возраста дошкольники стремятся к решению простых творческих задач, а именно отыскать, составить, отгадать, видоизменить, сгруппировать, а также установить соответствие любыми доступными способами.
В ходе выполнений упражнений наблюдается проявление живого интереса и развитие самостоятельного мышления. Не менее важным является и освоение разнообразных способов познания, в ходе чего у детей идет выработка способности на самостоятельное нахождение ответа на вопрос «как?».
Развивающие игры относятся к элементам новизны, вследствие чего ребенок в первую очередь интересуется ними.
Готовая игрушка не способна обеспечить длительную интеллектуальную нагрузку для дошкольника в том объеме, который дают развивающие игры.
В сравнении с обычными игрушками творческие развивающие игры – это игры новейшего типа.
Все характерные особенности развивающих игр создают в совокупности условия, которые так необходимы в ходе развития творческих сторон интеллекта.
Разные типы игр направлены на развитие различных интеллектуальных качеств. Некоторые призваны развивать внимание и особенно зрительную память. С помощью других ребенок учиться находить закономерности и зависимости, а также систематизировать и классифицировать материал. Третьи позволяют ребенку научиться создавать новые комбинации из доступных деталей, элементов и предметов.
Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка?
Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если верить психологам, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.
Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению.
Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить.
Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.
Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого - начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление.
В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов.
Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители.
Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями.
Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию.
Наглядным примером для объяснения, как устроено понимание окружающего мира у детей такого возраста, могут послужить результаты эксперимента психолога Ж. Пиаже.
Так, нескольким детям до 7 лет показывают два одинаковых шарика из теста. Глядя на два одинаковых предмета, детки соглашаются, что эти предметы равны. А после этого один из шариков раскатывают в лепешку.
При этом дети видят, что теста к нему не добавляли, но все равно утверждают, что количество теста в этом бывшем шарике увеличилось.
Уже в школьном возрасте у ребенка формируется словесно-логическое мышление.
В этот период дети, вследствие учебы, уже познают все более глубокие свойства предметов и явлений.
Словесно-логическое мышление — это умение абстрактно думать, способность рассуждать и воспринимать отвлеченные понятия.
Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего. Будет не лишним (да и просто интересно родителям) на каждом этапе принимать участие в развитии ребенка. Мотивировать его ко все новым познаниям, поощрять активность и любознательность, ни в коем случае не окружать малыша нелепыми запретами и табу.
Хорошими помощниками в деле интеллектуального развития ребенка станут всевозможные интеллектуальные развивающие игры, задачки; творческие занятия по лепке, оригами, моделированию.
Творчество вообще является одним из важных аспектов в развитии ребенка, особенно совместно с родителями. Поэтому, аппликации или поделки на новогоднюю елку, например, могут твориться именно при участии родителей.
Не лишним будет научить ребенка чтению. Чтение учит ребенка думать, развивает воображение, развивает речь, а также помогает ему понимать людей, мир и себя в нем.
Главное — не принуждать ребенка к чтению, иначе можно выработать в нем стойкое неприятие этого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-409052-1394606665.jpg)
Педсовет "Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников"
Цель: Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/29/picture-1212871-1580316956.jpg)
Консультация для воспитателей: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольни...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/26/picture-1222640-1582705101.jpg)
Педсовет" Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников"
Данный педсовет проводился с целью использования нетрадиционных технологий в работе с педагогами и дошкольниками для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствования интеллекту...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/22/picture-207891-1553264549.jpg)
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/07/picture-1265973-1623057508.jpg)
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/05/picture-1341381-1636133714.jpg)
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС».
laquo;…Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально – культурных традиций&hel...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-1368657-1638439439.jpg)
«Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников»
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельнос...