Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Бумажная фантазия»
рабочая программа

Носкова Елена Сергеевна

Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.

Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы занятий мы учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.

Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_bumazhnaya_fantaziya.docx64.14 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад  «Солнышко» с. Новобелокатай

«детский сад «Светлячок» с. Новобелокатай»

муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности

«Бумажная фантазия»

на 2019-2022 учебный год

Срок реализации программы: 3 года

Возраст обучающихся: дети от 4 - 7 лет

Автор составитель:

Носкова Елена Сергеевна

Педагог-психолог

Первой квалификационной категории

2021 год

Пояснительная записка

«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».

А.В. Запорожец

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.

Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы занятий мы учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.

Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому развитию.

- Уставом и нормативными  документами ДОУ;

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

- "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 года № 28

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

Целесообразность создания программы: 

  • Предложение родителей в результате опроса «Интересы и потребности развития вашего ребенка», изучения мониторинга «Потребность в дополнительных услугах»;
  • Художественный труд очень привлекателен для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Актуальность программы: 

Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.

Практическая значимость: 

Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.

Цель программы:

Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи программы

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.

Задачи первого года обучения:

  • Формировать интерес к бумагопластике.
  • Практически знакомить со свойствами бумаги.
  • Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Задачи второго года обучения:

  • Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы работы.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
  • Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к творческим умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  • Создавать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  • Продолжать поддерживать у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Задачи третьего года обучения:

  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
  • Формировать относительную устойчивость замысла.
  • Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
  • Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
  • Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
  • Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
  • Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.

Используемые методы:

Для качественного развития творческой деятельности дошкольников программой предусмотрено:

В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила бумагопластики с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог или сам ребенок ставит проблему и вместе находят пути её решения).

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Организация занятий кружка:

Программа «Бумажная фантазия» рассчитана на 3 года обучения.Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью: для детей 4-5 лет (20мин.), для детей 5-6 лет (25 мин.), для детей 6-7 лет (30 мин.). По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Формы и методы контроля:

  • Диагностика в виде работы (2 раза в год) в начале года и в конце.
  • Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.
  • Участие в выставках детского сада, в муниципальных и всероссийских конкурсах.

Ожидаемый результат обучения детей является развитие:

  • Коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;
  • Внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
  • Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
  • Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога.
  • Развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.

Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

Календарно-тематический план 1-го года обучения

месяц

неделя

Тема занятия

 

Цель

СЕНТЯБРЬ

1

Знакомство с бумагой

Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется, скатывается, рвется. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины, шары.

2

Пирамидка

Развивать ориентацию на плоскости листа. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины. Продолжать развивать навыки использования клея. Воспитывать отзывчивость и доброту.

3

Портрет солнышка

(с элементами аппликации)

Учить делить салфетку на равные части. Учить скатывать шарик и жгуты; располагать работу на плоскости листа. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

ОКТЯБРЬ

1

На яблоне поспели яблоки

Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе.

2

Гусеница

(с элементами аппликации)

Учить делить салфетку на 4 части. Продолжать учить скатывать шаровидные комочки одинаковые и разные по величине. Составить изображения из частей.

3

Осень в гости к нампришла

(с элементами рисования)

Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу).

4

Ягодки рябины

Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

НОЯБРЬ

 

1

Воздушные шарики

Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции. Дополнительным материалом (ниточкой).

2

Улитка

(с элементами рисования)

Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

3

Мышка

Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в форму овала. Дополнять деталями изображение.

4

Снег идет

(с элементами аппликации)

Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон).

ДЕКАБРЬ

1

Снеговик

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Скатывание тонкого и остроконечного жгутиков.

2

Маленькая елочка

Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

3

Новогодняя открытка

Композиционное решение - цветом, формой.

Изготовление праздничной открытки с использованием выразительных средств бумажной пластики.

Продемонстрировать детям выразительные возможности композиционного решения.

4

Бусы на елочку(коллективная работа)

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков одной величины. Развивать чувство ритма и чувство цвета.

ЯНВАРЬ

 

1

Елочка нарядная в гости к нам пришла

Учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики, формировать треугольную форму из бумаги. Закреплять приемы лепки из бумаги простых форм.

2

Вот зима кругом бело

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины.

Формировать интерес и положительное отношение к бумажной пластике.

3

Зайчик

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины.

Дополнять деталями изображение.

4

Бусы в подарок

Закреплять приемы лепки из фольги и цветной бумаги простых форм. Развивать чувство ритма и чувство цвета; мелкую моторику пальцев рук,

ФЕВРАЛЬ

1

Валентинка

Познакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Познакомить детей с новым видом работы - плетением из цветной бумаги, учить детей делать валентинки. Воспитывать интерес к ручному труду.

2

Кораблик

(с элементами рисования)

Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Развивать точность и координацию движений.

3

Самолеты

Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой. Продолжать учить детей дополнять композиции.

4

Светофор

Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции.

МАРТ

1

Цветок в вазе

(с элементами аппликации)

Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой.

2

Мимоза

Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать полуобъемную композицию. Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги.

3

Подснежник

(с элементами рисования)

Продолжать обучать композиционному освоению листа. Использовать приемов и способов бумажной пластики в изображении цветов.

4

Рыбки в аквариуме(коллективная работа)

Формировать форму капельки из бумаги, создавать образы путем соединения простых геометрических форм. Работать коллективно.

АПРЕЛЬ

1

Ландыши

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины.

Создавать образы путем соединения простых геометрических форм.

2

Цып, цып, цыплятки желтые ребятки(коллективная работа)

Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса.

Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала.

3

Жил был ежик

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

4

Ледоход

Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон).

МАЙ

1

Радуга-дуга

(с элементами аппликации)

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

2

Божья коровка

Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Учить скатывать комочки округлой формы разной величины. Использование

элемента — дорисовывания.

3

Бабочка

Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала.

4

Одуванчики(коллективная работа)

Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик. Использование элемента — дорисовывания.

ИЮНЬ

1

Муравейник

Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала.

2

Стрекоза

Совершенствовать навыки работы с

бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала.

3

Ягоды

Формировать форму капельки из бумаги. Продолжать учить детей дополнять композиции. Развивать точность и координацию движений.

4

Ромашки на лужайке(коллективная работа)

Учить делить салфетку на примерно равные части разрыванием.

Развивать умение формировать несложные формы из бумаги — скатывать небольшие шарики и жгуты; располагать работу по всей плоскости листа.

        

 

Календарно-тематический план 2-го года обучения

 

Месяц

неделя

 Тема занятия

 

 Цель

СЕНТЯБРЬ

1

«Листопад»

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

2

«Корзина»

Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей.

3

«Чудо-дерево»

Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие жгуты; располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и координацию движений.

4

«Яблоки в вазе»

Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе.

ОКТЯБРЬ

1

«Жучки и паучки»

(с элементами рисования)

 

Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними.

2

«Ладошка – осьминожка»

 

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

3

«Лодочки под солнцем»

(с элементами рисования)

 

Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

 

4

«Полосатый коврик»

(с элементами аппликации)

Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей.

НОЯБРЬ

 

1

«Рыбки играют» (с элементами рисования)

 

Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.

2

«Украсим рукавичку»

(с элементами аппликации)

 

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

3

«Бусы на ёлку»

 

Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей.

4

«Наша ёлочка»

(с элементами аппликации)

Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

ДЕКАБРЬ

1

«Снеговичок»

(с элементами аппликации)

 

 

Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса.

Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала.

2

«Весёлый поезд»

 

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

3

«Парусник»

(с элементами рисования)

 

 

Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса.

Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала.

4

«Ракета»

 

Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

ЯНВАРЬ

 

1

«Красивые салфетки»

 

 

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

3

«Сосульки на крыше»

(с элементами рисования)

 

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Выделяя передний и дальний план.

4

«Космический коллаж» (коллективная работа)

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

ФЕВРАЛЬ

1

«Снегири»

(коллективная работа с элементами рисования)

Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними.

2

Поздравительная открытка для папы

Учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей.

3

«Валентинка»

Продолжать знакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Воспитывать интерес к ручному труду.

4

«Аквариум с рыбками» (коллективная аппликация с элементами рисования)

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

МАРТ

1

«Открытка для бабушки»

Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.    

2

«Гиацинты»

Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.

3

«Красивый букет»

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

4

«Часы»

Совершенствовать умение работать ножницами, создавать выпуклые изображения из бумаги на горизонтальной поверхности. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

АПРЕЛЬ

1

«Кактус»

Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей.

2

«Веточка вербы»

(с элементами рисования)

Совершенствовать умение вырезать круги из квадратов. Развивать чувство композиции.

3

«Пасхальное яйцо»

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умение восхищаться природными формами и красками. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином.

4

«Сорока-белобока»

(с элементами рисования)

Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали , загибать углы. Дорисовывать глаза, клюв и т. д. до завершения образа.

МАЙ

1

Панно «Ландыши»

Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

2

«Тучи по небу бежали»(коллективная композиция с элементами рисования)

 

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом. Мысленно представлять содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию.

3

«Кошка»

(с элементами аппликации)

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

4

«Бабочка красавица»

 

Расширить представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

ИЮНЬ

1

«Подарок другу»

Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.

2

«Веточка сирени»

(с элементами аппликации)

Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.

3

«Веер»

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

4

«Подсолнухи»(коллективная работа)

Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

 

Календарно-тематический план 3-го года обучения

 

Месяц

неделя

Тема занятия

Цель

СЕНТЯБРЬ

1

«Солнышко из тарелочки»

Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

2

«Осень золотая»

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

3

«Кисть винограда на тарелочке»

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

4

«Цыпленок из тарелочки»

Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними.

ОКТЯБРЬ

1

«Корзина с цветами»

Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.

 

2

«Еж»

Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в цилиндр. Совершенствовать умение делать бахрому из бумаги.

3

«Рыбка из тарелочки»

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

4

«Утка»

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

НОЯБРЬ

 

1

«Овечка из тарелочки»

Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в цилиндр. Совершенствовать умение делать бахрому из бумаги.

2

«Пингвин»

Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними.

3

«Лев из тарелочки»

Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами.

4

«Снеговик из тарелочек»

Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение частей. Продолжать умение вырезать круги из квадратов, путем сложения его пополам.

ДЕКАБРЬ

1

«Елочка из ладошек»

Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.

2

«Елочная игрушка»

Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами.

3

«Рождественский венок»

Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.

4

«Змея из тарелочки»

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

ЯНВАРЬ

 

1

«Новогодняя маска»

Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.

2

«Снежинка»

Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

3

«Заяц из тарелочки»

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

4

«Зимние узоры»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Выделяя передний и дальний план.

ФЕВРАЛЬ

1

«Валентинка»

Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.

2

«Рамка для фото из тарелочки

Познакомить детей с одним из видов работы сбумагой – оригами; с приемами сгибания бумаги; развивать мелкую моторику рук; учить читать рисунок.

3

«Открытка к 23 февраля»

Продолжать учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей.

4

«Медведь из тарелочки»

Учить детей делать объемные картины, вырезая прямоугольники и сворачивая их трубочкой. Совершенствовать навык работы ножницами, клеем. Развивать умение работать по образцу.

МАРТ

1

«Розы на диске»

Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей.

2

«Ромашки из ватных дисков»

Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

3

«Украсим вазу»

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

4

«Дракончик из тарелочки»

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

АПРЕЛЬ

1

«Пасхальный сувенир»

Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.

2

«Подснежники»

Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

3

«Пудель»

Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.

4

«Черепашка из

тарелочки»

Учить детей создавать диковинных животных из

бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами.

МАЙ

1

«Курочки из тарелочки»

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

2

«Цыплята»

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

3

«Цветы в горшочке»

Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

4

«Золотая рыбка»

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

ИЮНЬ

1

Подарок другу

Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду.

2

«Дерево – топиарии»

Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

3

«Насекомые»

Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.

4

«Подсолнух» (бумага+крупа)

Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

Таблица 1

Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей.

 

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балл)

Творческая активность.

Повышенный интерес, творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы).

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость.

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность.

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

 

Таблица 2

Диагностическая карта развития детей в процессе освоения нетрадиционной художественной техники бумагопластика

 

Ф.И.ребенка

Творческая

активность

Новизна,

оригинальность

Сенсорные

способности

(чувство цвета,

Композиция

Общая

Ручная

умелость

Самостоятель

ность

Баллы

формы)

 

Заключение

Делая заключение к данной программе важно напомнить, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла, а работа с бумагой трудоёмкая, хотя не требует специальной подготовки.

Список литературы:

1. Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. -64 с.: цв.вкл.

2. Гризик Т.Г. Умелые пальчики. Пособие для детей 3-7 лет. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.;

3. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

4. Интернет-ресурсы.

5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа  и конспекты занятий. 3-е изд.,перераб. И дополн. – М.:ТЦ Сфера , 2015. – 240с. – (Программы ДОУ)

6. Лыкова И.А. Цветные ладошки парциальная программа  художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. Формирование эстетического отношения к миру. – М.: Издательский дом «Цветной мир», Москва 2014.-143 с.;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»

Дополнительная    общеразвивающая программа  кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

Данная программа направлена на художественно – эстетическое развитие обучающихся. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравс...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная пуговка» для детей 5-6 лет

Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Цветные фантазии» (нетрадиционные техники рисования) ( 5 – 7 лет )

Формировать устойчивый интерес к различным видам изобразительного искусства, эмоциональные и эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относите...