Интерактивные методы воспитания в начальном общем образовании
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дунаева Татьяна Александровна

 

 

Интерактивные методы воспитания в начальном общем образовании

 

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.) Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Все методы условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные. При применении пассивных методов воспитания классный руководитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию. При применении активных методов классный руководитель остаётся центральной частью дела, главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в активном режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо

Применение этих методов позволяет создать условия для: развития умение эффективно работать в группе, команде; повышения интереса к окружающему миру; разнообразия форм работы сучащимися; развития творческих способностей учащихся; развития коммуникативных умений и навыков; развития важных социальных навыков: быстрота и гибкость мышления при принятии решений, критический подход к проблемам, уважение к чужому мнению

К интерактивным методам относятся: работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”; дискуссия; лекции с проблемным изложением; эвристическая беседа; уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов); конференции, видеоконференции; использование средств мультимедиа; метод проектов; дебаты; использование кейс-технологий; круглый стол; педагогический коллаж; социально-педагогический тренинг; работа с нравственными афоризмами; педагогическая инсценировка.

 Характеристики в развитии интенсивных методов: 1)они психологически привлекательны для младших школьников; 2)обеспечивают среду жизнедеятельности класса, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся; 3)позволяют «сжимать» время, передвигаться во времени; 4)повышают у обучающихся интерес к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью игровой технологии; 5)способствуют улучшению отношений между участниками и педагогами; 6)стимулируют обучающихся, самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; 7)создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного воспитания:1.взаимодействие учащихся между собой и классным руководителем, родителями (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения в коллективной мысле деятельности; 2. процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения. 3. воспитание, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;

Формы и методы интерактивного воспитания можно разделить на: 1) дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.; 2) игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры; 3) тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы воспитания.

Важным основанием использования интерактивных методов в воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, находить нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы воспитания в начальном общем образовании

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.) Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Все методы условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные. При применении пассивных методов воспитания классный руководитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию. При применении активных методов классный руководитель остаётся центральной частью дела, главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в активном режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо

Применение этих методов позволяет создать условия для: развития умение эффективно работать в группе, команде; повышения интереса к окружающему миру; разнообразия форм работы сучащимися; развития творческих способностей учащихся; развития коммуникативных умений и навыков; развития важных социальных навыков: быстрота и гибкость мышления при принятии решений, критический подход к проблемам, уважение к чужому мнению

К интерактивным методам относятся: работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”; дискуссия; лекции с проблемным изложением; эвристическая беседа; уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов); конференции, видеоконференции; использование средств мультимедиа; метод проектов; дебаты; использование кейс-технологий; круглый стол; педагогический коллаж; социально-педагогический тренинг; работа с нравственными афоризмами; педагогическая инсценировка.

 Характеристики в развитии интенсивных методов: 1)они психологически привлекательны для младших школьников; 2)обеспечивают среду жизнедеятельности класса, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся; 3)позволяют «сжимать» время, передвигаться во времени; 4)повышают у обучающихся интерес к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью игровой технологии; 5)способствуют улучшению отношений между участниками и педагогами; 6)стимулируют обучающихся, самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; 7)создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного воспитания:1.взаимодействие учащихся между собой и классным руководителем, родителями (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения в коллективной мысле деятельности; 2. процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения. 3. воспитание, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;

Формы и методы интерактивного воспитания можно разделить на: 1) дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.; 2) игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры; 3) тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы воспитания.

Важным основанием использования интерактивных методов в воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, находить нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

Преемственность дошкольного и начального общего образования по физическому воспитанию

Переход ребенка -дошкольника в школьную образовательную среду-это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития....

Статья "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Практико-теоретический семинар «Преемственность в реализации системы поддержки и сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ на ступенях дошкольного воспитания и начального общего образования»

Презентация Практико-теоретический семинар «Преемственность в реализации системы поддержки и сопровождения воспитанников   и учащихся с  ОВЗ на ступенях дошкольного воспитани...

Преемственность дошкольного и начального общего образования по физическому воспитанию.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...