Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)
методическая разработка

Конина Надежда Николаевна

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей.   Но прежде всего самим педагогам необходимо ориентироваться в проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз»

(профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области профилактики жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме жестокого обращения с детьми.

2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной теме.

План проведения педсовета:

1. Введение в тему, упражнение «Психологическая зарядка»

2. Информационно-теоретическая часть «Профилактика жестокого обращения с детьми»:

3. Практическая часть (тренинг).

4. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета.

5. Заключение

Ведущий семинара: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы остановимся на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям.

Физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.

Упражнение «Психологическая зарядка».

Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Сегодня о жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не исчезла, а приобрела еще большую актуальность.

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей.   Но прежде всего самим педагогам необходимо ориентироваться в проблеме.

           Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

     Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

2. Сексуальное насилие (или извращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

        К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка,

- угрозы в адрес ребенка в словесной форме,

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка,

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка,

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

-  однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

        К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи,

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

       Мы, педагоги, должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. Вот основные из них:

       - неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;

       - наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

       - супружеские конфликты;

      -  низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

       - нежеланный ребенок;

       - умственные или физические недостатки ребенка;

       - трудный ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая   родителей в жестоком обращении с ребенком?  Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.  Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду. Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию.

Российская Федерация ратифицировала целый ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с жестоким обращением по отношению к детям в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся подписанная в 1989 году «Конвенция о правах ребенка» и другие международно-правовые акты.

Правовые нормы, направленные на защиту детей от насилия и пренебрежения, включены в следующие законодательные акты:

— Уголовный кодекс РФ (УК от 13.06.96, №63-ФЗ),

— Уголовно-процессуальный кодекс (УПК от 18.12.01 №174-ФЗ),

— Семейный кодекс РФ (СК от 29.12.95 «223-ФЗ),

— Законы РФ о социальных гарантиях прав граждан, включая несовершеннолетних;

— Закон РФ об образовании (от 10.07.92 №3266-1).

Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями. Бывают такие темы, на которые трудно говорить. Вроде бы все понятно, но как донести до самой глубокой мысли, не знаешь. Сегодня попробуем через игровые ситуации и упражнения понять, что чувствует ребенок при    жестоком обращении и составить план профилактических мероприятий по данной теме.

Ролевая игра «Обрати внимание».

Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка. Они получают задание проиграть ситуацию: «Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка». Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли. Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям». Своими впечатлениями делятся наблюдатели.

Вывод: обратите внимание на внутренний мир ребенка, «недоразумение» родителей всегда сказывается на эмоциональном состоянии детей.

Игровая ситуация «Поощрения».

Педагоги делятся на две группы, и поочередно пишут слова-поощрения. Команда, которая назовет больше всего слов - поощрений, побеждает.

Вывод: чтобы ребенок чувствовал в своей семье спокойно, чтобы у него не возникали чувства ненависти, злости, раздражения к родителям надо ребенка не только ругать, наказывать и ставить рамки ограничения, но и уметь поощрять и хвалить.

Игровая ситуация «Отпечаток детства».

Педагогам предлагается нарисовать себя в первом зеркале маленьким и испуганным, во втором – большим и сердитым, в третьем - счастливым.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- В какое зеркало хочется чаще смотреться?

- В каком зеркале человек проявляет жестокость? На кого он более всего похож?

- Что можно сказать глядя на эти зеркала?

Вывод. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Упражнение «Волшебный сундучок»

Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаю поиграть в игру. Из ящика поочередно будут выниматься предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.             

1. Свидетельство о рождении  - Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)             

2. Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

3. Домик - Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

4. Конверт - О чем напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

5. Букварь - О каком праве напоминает это книга? (о праве на обучение, образование)

6. Игрушечные утенок и утка - О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой)

7. Витамины - (право на здоровье)

Не смотря на то, что ребенок является равноправным человеком порой родителям, да и педагогам трудно осознать и принять, что он тоже имеет право на собственное мнение и поступки, что его права, как и любого другого человека, нужно уважать и нельзя нарушать.

Упражнение «Ассамблея сказочных героев»

Цель: расширить и детализировать обобщённые знания педагогов по проблеме «Насилие над детьми»

Ход упражнения: А сейчас уважаемые педагоги, предлагаем вам на примере сказочных героев проследить и проанализировать о возможных нарушениях прав детей. (выбрать правильную картинку)

  • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?  («Поросята из сказки «Три поросенка» Зайчик из сказки - «Заюшкина избушка»; «Зимовье зверей»)
  • В каких сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?

(«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»,  «Дюймовочка»)

  • В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?

(«Карабас – Барабас»)

  • В какой сказке похищают ребёнка? («Снежная Королева» «Гуси-лебеди»)
  • Какие права Золушки нарушали ее мачеха и сестры?  (жестокое обращение, право на досуг и отдых, уровень жизни  необходимый для поддержания здоровья) В какой ещё сказке нарушены те же права? (Р. н. с «Крошечка Хаврошечка»)
  • В каких сказках нарушено – право на тайну, право на свободу выбора

(р.н .с. «Царевна - лягушка», П. Ершов «Конек - Горбунок»)

  • В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечительство? (12 месяцев)
  • Нарушение права ребенка на индивидуальность. («Гадкий утенок»)
  • В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («По щучьему велению, по моему хотенью»)
  • В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство? («Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин)
  •  В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом

на получение образования? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Уже тогда писатели поднимали проблему нарушения прав ребенка.  И таким образом, они пытались проводить правовое воспитание через сказки.

Грубым нарушением прав ребенка на сегодняшний день всё ещё остается, жестокое обращение с детьми. Встречается оно, кстати, чаще в семьях.

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

А сейчас предлагаю вам записать свои впечатления от мероприятия:

на красном яблоке - то, о чем участник узнал во время семинара-практикума и обязательно использует в своей деятельности (красное яблоко участники приклеивают к рисунку с изображением чемодана);

на зеленом яблоке - информацию, которая показалась интересной для участника, но ее следует осмыслить, чтобы впоследствии использовать в своей работе (зеленое яблоко приклеивают к рисунку с изображением мясорубки);

на оранжевом листочке - отмечают неинтересные и ненужные сведения, которые участники не будут использовать в работе или мешали проведению семинара (оранжевый листок приклеивают к рисунку с изображением корзины для мусора).

Уважаемые коллеги, сегодня мы затронули очень важную проблему, над которой нам еще предстоит работать и в дальнейшем. Профилактика жестокого обращения с детьми связана с тем, что жестокое обращение в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.  Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (Принцип 9 Декларации прав ребёнка. 20 ноября 1959 г.)

Мы, педагоги, должны видеть и уважать в каждом ребенке личность; верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития; сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

         Уважаемые коллеги! Наш семинар завершен. Надеюсь, полученные знания, которые вы сегодня получили, были для вас интересны и найдут применение в дальнейшей работе.

 Подготовила:

общественный инспектор

по охране прав детей

МАДОУ № 24

Конина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей детей дошкольного возраста "Профилактика плоскостопия"

Семинар - практикум подготовлен для родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он позволяет познакомить родителей с особенностями строения детской стопы, с причинами появления плоскосто...

Семинар - практикум «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

По мнению психолога Д. Гринберга «Профессиональное «выгорание» - это неблагоприятная реакция человека на  стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие...

Семинар-практикум для педагогов "Психологическое здоровье педагога.Профилактика эмоционального выгорания."

Очень актуальная тема в настоящее время,так как психологическое здоровье педагогов действительно заслуживает бООльшего внимания. Предлагаю свой вариант семинара.Надеюсб,мой материал будет полезен....

Семинар-практикум для педагогов «Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия»

На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («к...

Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни....

Всеобуч (апрель 2022) Семинар-практикум «Детство – самая счастливая пора»

Детство – самая счастливая пора. И самые лучшие воспоминания о детских годах остаются на всю жизнь. Мы уверены, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос умным, сильным, здоровым, счастли...