ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
материал

Артемихина Татьяна Геннадьевна

Аннотация

Ключевые слова:  театрализованная игра, коммуникативные навыки, образовательная деятельность

 

      В Федеральной образовательной  программе дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально – коммуникативному развитию дошкольников. В статье рассмотрено развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе театрализованной игры,  отражены ресурсные  возможности ДОУ,   показаны задачи, формы, классификация театрализованных игр, этапы подготовки и проведения театрализованных игр,  роль педагога в организации театрализованной деятельности.

 

   Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников с точки зрения педагогики обуславливается социальным заказом общества. Необходимый уровень сформированности коммуникативных навыков выступает одной из важных составляющих готовности ребёнка к процессу обучения, в дальнейшем возможность успешного усвоения школьной программы.

       В исследованиях советских  психологов Льва Семёновича Выготского (1896 -1934) и Даниила Борисовича Эльконина (1904 – 1984)  показано, что развитие коммуникативных навыков детей, осуществляется прежде всего в ведущей деятельности. Ведущей деятельностью у ребёнка является игра.

      Так  Л.С.Выготский  в своих работах  «Мышление и речь», «Проблема культурного развития ребёнка» рассматривал  в качестве главного условия личностного развития ребёнка – общение.

          В книге «Психология игры» Д.Эльконин проблему игры представлял  как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

     Майя Ивановна Лисина (1929 – 1983) психолог, автор  трудов  «Формирование личности ребёнка в общении» и «Проблемы онтогенеза общения»  -  рассматривала  вопрос  о  влиянии общения на развитие психики и личности ребёнка.

   Это психологи, которые рассматривали  вопрос о влиянии общения на развитие ребёнка через его психическое развитие.

       Антон Семёнович Макаренко, отечественный педагог,  в  основу теории воспитания  включал  такие разделы воспитательной работы:  воспитание в процессе обучения, воспитание в труде, воспитание в игре, воспитание в процессе художественного творчества. Такие разделы существуют и в современной педагогике,  по мнению Макаренко,  цель воспитания должна отражать своеобразие требований общества на каждом этапе его развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_igra.docx53.33 КБ
Файл teatralizovannaya_igra_1.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ  

 У ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Артемихина Татьяна Геннадьевна,

воспитатель КОГБУ для детей –сирот «ЦПД «Надежда»   г.Кирова

Аннотация

Ключевые слова:  театрализованная игра, коммуникативные навыки, образовательная деятельность

      В Федеральной образовательной  программе дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально – коммуникативному развитию дошкольников. В статье рассмотрено развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе театрализованной игры,  отражены ресурсные  возможности ДОУ ,   показаны задачи, формы, классификация театрализованных игр, этапы подготовки и проведения театрализованных игр,  роль педагога в организации театрализованной деятельности.

   Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников с точки зрения педагогики обуславливается социальным заказом общества. Необходимый уровень сформированности коммуникативных навыков выступает одной из важных составляющих готовности ребёнка к процессу обучения, в дальнейшем возможность успешного усвоения школьной программы.

       В исследованиях советских  психологов Льва Семёновича Выготского (1896 -1934) и Даниила Борисовича Эльконина (1904 – 1984)  показано, что развитие коммуникативных навыков детей, осуществляется прежде всего в ведущей деятельности. Ведущей деятельностью у ребёнка является игра.

      Так  Л.С.Выготский  в своих работах  «Мышление и речь», «Проблема культурного развития ребёнка» рассматривал  в качестве главного условия личностного развития ребёнка – общение.

          В книге «Психология игры» Д.Эльконин проблему игры представлял  как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

     Майя Ивановна Лисина (1929 – 1983) психолог, автор  трудов  «Формирование личности ребёнка в общении» и «Проблемы онтогенеза общения»  -  рассматривала  вопрос  о  влиянии общения на развитие психики и личности ребёнка.

   Это психологи, которые рассматривали  вопрос о влиянии общения на развитие ребёнка через его психическое развитие.

       Антон Семёнович Макаренко, отечественный педагог,  в  основу теории воспитания  включал  такие разделы воспитательной работы:  воспитание в процессе обучения, воспитание в труде, воспитание в игре, воспитание в процессе художественного творчества. Такие разделы существуют и в современной педагогике,  по мнению Макаренко,  цель воспитания должна отражать своеобразие требований общества на каждом этапе его развития.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Утверждена

Приказом Министерства просвещения

Российской Федерации

От 25 ноября 2022 г .№ 1028

       В каждой образовательной области ( «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» )  сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи-восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру.

 Социально-коммуникативное развитие  (выдержки из ФОП ДО)

От 2 месяцев до 1 года.  поощрять интерес к предметам (игрушкам) и действиям с ними; способствовать проявлению самостоятельности и активности в общении, освоении пространства и предметно- манипулятивной деятельности.

От 1 года до 2 лет, педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения

 От 2 лет до 3 лет,  развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;

 

 От 3 лет до 4 лет, оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

 От 4 лет до 5 лет.

развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям;

От 5 лет до 6 лет.

поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности

 От 6 лет до 7 лет.

развивать способность ребёнка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;

      Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то в ней  происходит  всестороннее развитие ребёнка, в том числе  и развитие коммуникативных навыков. Театрализованная игра является одним из средств развития  коммуникативных навыков  у детей.

       Что такое театрализованная игра – это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, их приключения, события жизни, сюжетом игры.

Задачи театрализованной игры:

1.Приобщение детей дошкольного возраста к искусству: литературному, драматическому, театральному;

2.Развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам  общения), развитие памяти, внимания , мышления, творческого воображения;

3.Формирование чувства сотрудничества, взаимопомощи;

Классификация  театрализованных игр:  ( по Л.  В.Артемовой)

1.Режиссёрские игры

 - Ребёнок или взрослый сам  не является  действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа объёмного или плоскостного, действует за него, изображает его мимикой, жестами. Пантомима ребёнка ограничена, т.к он действует малоподвижной фигурой, игрушкой.

Разновидности режиссёрских игр:

настольные театрализованные игры:

 - настольный театр игрушек (используют самые разнообразные игрушки)

 - настольный театр картинок (картинки и персонажи должны быть двусторонние т.к неизбежны повороты .Действия игрушек и картинок ограничены. Важно : имитировать нужное на месте бег, прыжки, ходьбу. До начала не все персонажи на виду, присутствуют элементы декорации:  два, три дерева, синяя лента может быть ручеёк)

 стендовые театрализованные игры:

 стенд – книжка (последовательность событий изображается при помощи сменяющих друг друга иллюстраций)

фланелеграф ( показ картинок на экране или прикрепляются обратной стороной при помощи  специальной бумаги)

теневой театр при помощи пальцев рук (используют вырезанные плоскостные персонажи и пальцы рук, яркий источник света за ними)

2.Игры – драматизации - основаны  на собственных действиях исполнителя роли, ребёнок играет сам,  используют куклы бибабо, применяет свои средства выразительности интонацию, мимику.

Разновидности игр – драматизаций:

 - игры -  имитации образов животных, людей, сказочных героев

 - ролевые диалоги на основе текста

 - игры –драматизации с пальчиками (атрибуты ребёнок одевает на пальцы, овладевает техникой  их вождения, они должны двигаться как живые, можно создавать разные весёлые сценки, можно одновременно  показывать несколько персонажей)

 -игры –  драматизации с куклами БиБаБо (это кукла –рукавичка, которая состоит из твёрдой головы, а от неё от ходит платье в виде перчатки,

 движение куклы осуществляется с помощью  движений  пальцев, кисти руки. Куклы действуют на ширме, за ширмой скрывается водящий).

 - импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной

подготовки (самая сложная игра, не все дети с ходу  без подготовки могут быть готовы к импровизации)

Этапы подготовки и проведение  театрализованной игры:

1.Чтение сказки, стихотворения, рассказа педагогом

2.Знакомство с персонажами действия (имена, речь, одежда, описание как выглядят внешне, голоса, речь, жесты, мимика, определяется добрый, злой)

3.Распределение ролей

4.Обыгрывание

5.Подведение итогов (Рефлексия) (беседа по вопросам, что понравилось, что не понравилось, кому из героев тебе хотелось помочь?)

Роль педагога в организации театрализованной деятельности:

 - создавать условия для развития творческой активности детей (учить свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками)

 - побуждать к импровизации средствами  мимики, выразительных движений, интонации.

 -  отбор и содержание литературных произведений должен соответствовать возрасту детей, их  физических и психологических особенностей;

 - обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности (например, использовать игры – драматизации при чтении художественной литературы)

        В начале своей работы над темой, чтобы выявить уровень коммуникативных навыков у  воспитанников,   провела диагностику Валентины Ивановны Яшиной, кандидата педагогических наук,  «Изучение уровня коммуникативных навыков»

       Методические указания: «Для изучения уровня коммуникативных  навыков  дошкольников провести  наблюдение  за их свободным  общением. В процессе наблюдения обращать внимание: на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его»

«Изучение уровня коммуникативных навыков»

Критерии оценки

коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1.Ребёнок активен в общении, умеет слушать, понимает речь,  легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно излагает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета

3

высокий

2.Ребёнок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении,  участвует в общении чаще по инициативе других , умеет пользоваться формами речевого этикета

2

средний

3. Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1

низкий

 

 Вывод: в группе 7 дошкольников, из них:

Высокий уровень –0

Средний уровень – 2 (София, Сафина)

Низкий – 4 (Кирилл, Максим, Иван, Полина)

Особенный ребёнок – 1 (Злата)

Важным условием успешности работы в данном направлении  является создание предметно – развивающей среды в группе по теме «Театрализованная игра»  

Ресурсные возможности:

1.Уголок книги  (сказки,  иллюстрации  к русским  сказкам,   например, Юрия Алексеевича Васнецова «Царевна – лягушка», «Лисичка со скалочкой»

Ивана Яковлевича Билибина  «Золотая рыбка»,  «Морозко»)

2.Настольный театр игрушек

3.Настольный театр деревянных игрушек (сказка «Репка)

3.Настольный театр картинок ( «Моя любимая сказка»,  «Узнай сказку», «Жили – были сказки»)

4.Стенд – книжка «Курочка Ряба»

5.Игры – драматизации   с пальчиками (сказочные герои на палочках  сказка «Колобок»)

6.Игра – драматизация «Расскажи мне потешку» (конверт со сказочным героем одевается на ручку и обыгрывается)

7. «Потешки в гостях у детей» (потешки собраны в конвертиках и обыгрываются в ходе НОД)

8. Игры –  драматизации с куклами БиБаБо

9. Уголок театрализованной деятельности, где собраны разные виды театров, маски животных и сказочных героев, накидки, костюмы, шляпки, ленты

10.Педагогическая копилка : картотека игр на  развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков  в театрализованной игре осуществляется в следующих видах деятельности:

1.в ходе НОД (в качестве сюжетов драматизации используются  литературные произведения, которые отражают разные коммуникативные ситуации и позволяют детям научится  распознавать состояние персонажей и выражать свои переживания, например, при  изучении лексической темы «Лес. Ягоды. Грибы» чтение сказки Владимира Сутеева «Под грибом»)

2.в ходе режимных моментов (пример чтение художественной  литературы -  при чтении сказки Самуила Маршака «Кошкин дом»)

3.в процессе совместной деятельности педагога с детьми  (форма работы:  индивидуальная работа при подготовке заданий от педагогов - дефектологов, ребёнок и воспитатель, такая форма даёт понять педагогу   переживания ребёнка,  в процессе такой деятельности происходит систематизация, закрепление, обобщение, дополнение имеющихся знаний, умений, навыков. Обыгрывание ситуации на примере сказки Корнея Чуковского «Федорино горе» о нерящливой старушке и сбежавшей посуде).

4.участие детей  в утренниках, спектаклях, проводимых в детском доме

5.при организации самостоятельной деятельности детей (форма работы :  самостоятельная  театрализованная деятельность ребёнка – он  учится жить в окружающем его мире, строить свои отношения,  получает степень свободы и возможность самостоятельно продумывать замысел личной деятельности в театрализованной  игре.

6.вспомогательные формы деятельности, которые выступают в качестве дополнительных, способные подготовить ребёнка к участию в театрализованной игре (музыкальные и пластические упражнения и игры, культура и техника речи, эффективная артикуляция, развитие дикции)

Формы  занятий по театрализованной деятельности, используемые мной в работе с детьми:

 - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; (использование разных видов театров)

После спектакля проводится беседа с детьми,  о том, что видели, что слышали. Вопросы,  задаваемые педагогом в процессе беседы ,  способствуют:  развитию памяти, развитию умения сопереживать героям

 -подготовка и разыгрывание разнообразных инсценировок (например, дети второй младшей группы – имитация движений животных, учитывается недостаточный уровень развития речи ребёнка)

 - индивидуальные упражнения по формированию выразительности исполнения:  вербальной и невербальной (это разучивание стихотворений к  праздникам, яркое и точное воспроизведение движений, жестов, характерных для того или иного персонажа)

 - ролевые диалоги

 - игры – драматизации;

 - дидактические игры (которые составлены по различным сказкам, например, игра, в которой надо найти пару или атрибут к одному из героев сказки)

 - рисование, разукрашивание к сказкам (детям в свободной деятельности предлагается разукрасить по выбору любимых героев сказок)

Литература

1.Артемова Л.В. «Театрализованные  игры дошкольников Кн. Для воспитателя дет.сада .М.Просвещение 2010

2.Выготский Л.С. «Мышление и речь»

 Москва Национальное образование 2016 г.,

 «Проблема культурного развития ребёнка»  Вестник Моск.  Ун –та Психология 1991 г.

3. Лисина М.И.   «Формирование личности ребёнка в общении» Питер, Спб, 2009 г.

 «Проблемы онтогенеза общения»   1986г.

 4.ФОП ДО,  утверждена приказом Министерства просвещения РФ

  от 25.11.20222

5.Эльконин Д.Б. «Психология игры» М.Владос 1999 г.

6.Яшина В.И. диагностика « Изучение уровня коммуникативных навыков»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Картотека

игр-драматизаций и

театрализованных игр

для детей старшего дошкольного возраста

Кактус и ива

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

Буратино и Пьеро

Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

Снеговик

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

Гипнотизер

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

Игра: «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега — протопчем тропинку.

3. Моем посуду. Вытираем.

4. Мама с папой собираются в театр.

5. Как падает снежинка.

6. Как ходит тишина.

7. Как скачет солнечный зайчик.

8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

12. Лепим снежки.

13. Расцвели, как цветы. Завяли.

14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

15. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

16. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

17. Пчела на цветке.

18. Обиженный щенок.

19. Обезьяна, изображающая вас,

20. Поросенок в луже.

21. Наездник на лошади.

22. Невеста на свадьбе. Жених.

23. Бабочка порхает с цветка

на цветок.

24. Зуб болит.

25. Принцесса капризная, величественная.

26. Бабушка старенькая, хромает.

27. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

28. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

29. Сосулька.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

Солнце взойдёт —

Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).

30. Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

31. Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

32. Я не знаю.

33. Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).

34. Я — страшная гиена, Я — гневная гиена.

От гнева на моих губах Всегда вскипает пена.

35. Пожарить глазунью. Съесть.

36. «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.

— Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д.

Игры - этюды:

Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4. Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы — вот!..

Где мне взять второй живот?

5. На носочках я иду —

Маму я не разбужу.

6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9. Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже

11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

14. Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом

И доволен был косой:

— Крыша есть над головой! —

А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил. –

Мерзнет заяц под кустом:

— Никудышный этот дом!

15. Шерсть чесать — рука болит,

Письмо писать — рука болит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

16. У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

17. Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали! Лопнул шар,

А две подружки посмотрели —

Нет игрушки, сели и заплакали...

18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

— Как быть без хруста, Если я — капуста.

(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)

19. Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ

, Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Игры на развитие выразительной мимики.

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.

Превращение предмета

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Превращение комнаты

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

Превращение детей

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

День рождения

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

Не ошибись

Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

Как живешь?

Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры.

Педагог Дети

— Как живешь? — Вот так! С настроением показать

большой палец.

— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.

— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

— Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.

— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.

— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

(По Н. Пикулевой)

Тюльпан

Цель. Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1. Утром тюльпан раскрывается Соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.

2. На ночь закрывается Соединяя ладони, опустить руки вниз.

3. Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.

4. Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх.

5. И осенью листики опадают Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.

Ежик

Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

1. Ежик съежился, Согнуть ноги в коленях, прижать

свернулся, к животу, обхватить их руками,

нос в колени.

2. Развернулся... Вернуться в исх. п.

3. Потянулся. Поворот на живот через правое плечо.

4. Раз, два, три, четыре, пять... Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.

5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги,

согнутые в коленях, нос в колени.

Марионетки

Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

Игры-драматизации:

1. Игра-драматизация «Дунюшка»
Воспитатель читает детям потешку "Дунюшка", дети совместно с воспитателем заучивают её.
«Дунюшка»
Дунюшка, вставай, уже день занимается.
Пусть занимается, у него до вечера много дел.
Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
Пусть всходит, ему далеко бежать.
Вставай, Дунюшка, уже каша готова.
Матушка, да я уже за столом сижу!
Ход игры.
Дети распределяют роли и инсценируют потешку .(Действующие лица – мама и дочка):
Мама: «Дунюшка, вставай, уже день занимается».
Дочка: «Пусть занимается, у него до вечера много дел».
Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать.
Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова.
Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу!

2. Игра-драматизация «Идёт кисонька из кухни».
Песенку «Идёт кисонька из кухни» (слова народные) нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.
«Идёт кисонька из кухни».
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Ход игры.
Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бант. Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы.
Дети читают стихи:
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?
Киска: 
(останавливается и плача отвечает детям):
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисоньку, напоить её молоком.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»

Рекомендации:

Вторая младшая группа

  • Настольный театр
  • Театр картинок
  • Театр игрушек (по А.Барто «Девочка чумазая»)

Средняя группа

  • «Репка» по мотивам русской народной сказки
  • «Что такое хорошо и что такое плохо» (по В.Маяковскому)
  • Настольный театр картинок
  • Театр игрушек «Как вести себя на улице»

Старшая группа

  • Чтение, импровизация «Почему кот моется после еды» (по мотивам литовской народной сказки)
  • Выразительное чтение, импровизация «Телефон» (по К.Чуковскому)

Подготовительная группа

  • «Мальвина учит Буратино» (по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик») театр Бибабо
  •  Чтение, импровизация «Федорино горе» ( по сказке К.Чуковского)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Театрализованная игра в развитии коммуникативных навыков» КОГБУ для детей –сирот «ЦПД «Надежда» г.Кирова . Т. Г. Артемихина , воспитатель группы «Рябинка» Ноябрь 2023 г.

Слайд 2

А КТУАЛЬНОСТЬ Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников с точки зрения педагогики обуславливается социальным заказом общества. Коммуникативные навыки маленький человек приобретает постепенно, по мере роста и взросления. Шаг за шагом он учится считывать невербальную информацию (мимику, жесты, тон, голоса), затем учит - первые слова. Взрослея, приобретает умение слушать и слышать собеседника, ставить себя на его место, воспринимать оттенки человеческих взаимоотношений. Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, другие испытывают затруднения и дискомфорт. Умение общаться можно и нужно развивать .

Слайд 3

Исследования советских психологов и педагогов В исследованиях советских психологов Льва Семёновича Выготского (1896 -1934) и Даниила Борисовича Эльконина (1904 – 1984) показано, что развитие коммуникативных навыков детей, осуществляется прежде всего в ведущей деятельности. Ведущей деятельностью у ребёнка является игра. Л.С.Выготский в своих работах «Мышление и речь», «Проблема культурного развития ребёнка» рассматривал в качестве главного условия личностного развития ребёнка – общение. В книге «Психология игры» Д.Эльконин проблему игры представлял как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Майя Ивановна Лисина (1929 – 1983) психолог, автор трудов «Формирование личности ребёнка в общении» и «Проблемы онтогенеза общения» - рассматривала вопрос о влиянии общения на развитие психики и личности ребёнка. Это психологи, которые рассматривали вопрос о влиянии общения на развитие ребёнка через его психическое развитие. Антон Семёнович Макаренко, отечественный педагог, в основу теории воспитания включал такие разделы воспитательной работы: воспитание в процессе обучения, воспитание в труде, воспитание в игре, воспитание в процессе художественного творчества. Такие разделы существуют и в современной педагогике, по мнению Макаренко, цель воспитания должна отражать своеобразие требований общества на каждом этапе его развития.

Слайд 4

Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации От 25 ноября 2022 г .№ 1028 В каждой образовательной области ( «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие » ) сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи-восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру. Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Слайд 5

Социально-коммуникативное развитие (выдержки из ФОП ДО) От 2 месяцев до 1 года поощрять интерес к предметам (игрушкам) и действиям с ними; способствовать проявлению самостоятельности и активности в общении, освоении пространства и предметно- манипулятивной деятельности. От 1 года до 2 лет, педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения От 2 лет до 3 лет, развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности; От 3 лет до 4 лет, оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; От 5 лет до 6 лет. поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности От 6 лет до 7 лет. развивать способность ребёнка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;

Слайд 6

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА . Театрализованная игра является одним из средств развития коммуникативных навыков у детей. Что такое театрализованная игра – это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, их приключения, события жизни, сюжетом игры. Задачи театрализованной игры: 1. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству: литературному, драматическому, театральному; 2.Развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения), развитие памяти, внимания , мышления, творческого воображения; 3.Формирование чувства сотрудничества, взаимопомощи;

Слайд 7

Классификация театрализованных игр: ( по Л. В.Артемовой) 1.Режиссёрские игры - Ребёнок или взрослый сам не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа объёмного или плоскостного, действует за него, изображает его мимикой, жестами. Пантомима ребёнка ограничена, т.к он действует малоподвижной фигурой, игрушкой. Разновидности режиссёрских игр: настольные театрализованные игры: - настольный театр игрушек ( используют самые разнообразные игрушки) - настольный театр картинок (к артинки и персонажи должны быть двусторонние т.к неизбежны повороты .Действия игрушек и картинок ограничены. Важно : имитировать нужное на месте бег, прыжки, ходьбу. До начала не все персонажи на виду, присутствуют элементы декорации: два, три дерева, синяя лента может быть ручеёк) стендовые театрализованные игры: стенд – книжка ( последовательность событий изображается при помощи сменяющих друг друга иллюстраций) фланелеграф ( по каз картинок на экране или прикрепляются обратной стороной при помощи специальной бумаги) теневой театр при помощи пальцев рук ( используют вырезанные плоскостные персонажи и пальцы рук, яркий источник света за ними)

Слайд 8

Классификация театрализованных игр: ( по Л В. Артемовой) 2.Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, ребёнок играет сам, используют куклы бибабо, применяет свои средства выразительности интонацию, мимику. Разновидности игр – драматизаций: - игры - имитации образов животных, людей, сказочных героев - ролевые диалоги на основе текста - игры –драматизации с пальчиками ( атрибуты ребёнок одевает на пальцы, овладевает техникой их вождения, они должны двигаться как живые, можно создавать разные весёлые сценки, можно одновременно показывать несколько персонажей) - игры – драматизации с куклами БиБаБо ( это кукла –рукавичка, которая состоит из твёрдой головы, а от неё от ходит платье в виде перчатки, движение куклы осуществляется с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы действуют на ширме, за ширмой скрывается водящий). - импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки (самая сложная игра, не все дети с ходу без подготовки могут быть готовы к импровизации)

Слайд 9

Этапы подготовки и проведение театрализованной игры: 1.Чтение сказки, стихотворения, рассказа педагогом 2.Знакомство с персонажами действия (имена, речь, одежда, описание как выглядят внешне, голоса, речь, жесты, мимика, определяется добрый, злой) 3.Распределение ролей 4.Обыгрывание 5.Подведение итогов (Рефлексия) (беседа по вопросам, что понравилось, что не понравилось, кому из героев тебе хотелось помочь?) Роль педагога в организации театрализованной деятельности: - создавать условия для развития творческой активности детей (учить свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками) - побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации. - отбор и содержание литературных произведений должен соответствовать возрасту детей, их физических и психологических особенностей; - обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности (например, использовать игры – драматизации при чтении художественной литературы)

Слайд 10

Соб ственный опыт: В начале своей работы над темой, чтобы выявить уровень коммуникативных навыков у воспитанников, провела диагностику Валентины Ивановны Яшиной, кандидата педагогических наук, «Изучение уровня коммуникативных навыков» Методические указания: «Для изучения уровня коммуникативных навыков дошкольников провести наблюдение за их свободным общением. В процессе наблюдения обращать внимание: на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его»

Слайд 11

Критерии оценки коммуникативных умений детей Оценка в баллах Уровень речевой коммуникации 1.Ребёнок активен в общении, умеет слушать, понимает речь, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно излагает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета 3 высокий 2.Ребёнок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении, участвует в общении чаще по инициативе других , умеет пользоваться формами речевого этикета 2 средний 3. Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание 1 низкий «Изучение уровня коммуникативных навыков» Вывод: в группе 7 дошкольников, из них: Высокий уровень –0 Средний уровень – 2 (София, Сафина) Низкий – 4 (Кирилл, Максим, Иван, Полина) Особенный ребёнок – 1 (Злата)

Слайд 12

Предметно – развивающая среда в группе по теме «Театрализованная игра Ресурсные возможности 1.Уголок книги (сказки, иллюстрации к русским сказкам, например, Юрия Алексеевича Васнецова «Царевна – лягушка», «Лисичка со скалочкой» Ивана Яковлевича Билибина «Золотая рыбка», « Морозко ») 2.Настольный театр игрушек 3.Настольный театр деревянных игрушек (сказка «Репка) 3.Настольный театр картинок ( «Моя любимая сказка», «Узнай сказку», «Жили – были сказки») 4.Стенд – книжка «Курочка Ряба» 5.Игры – драматизации с пальчиками (сказочные герои на палочках сказка «Колобок») 6.Игра – драматизация «Расскажи мне потешку » (конверт со сказочным героем одевается на ручку и обыгрывается) 7. « Потешки в гостях у детей» ( потешки собраны в конвертиках и обыгрываются в ходе НОД) 8. Игры – драматизации с куклами БиБаБо 9. Уголок театрализованной деятельности, где собраны разные виды театров, маски животных и сказочных героев, накидки, костюмы, шляпки, ленты 10.Педагогическая копилка : картотека игр на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Слайд 13

Ресурсные возможности

Слайд 14

Развитие коммуникативных навыков в театрализованной игре осуществляется в следующих видах деятельности: 1. в ходе НОД (в качестве сюжетов драматизации используются литературные произведения, которые отражают разные коммуникативные ситуации и позволяют детям научится распознавать состояние персонажей и выражать свои переживания, например, при изучении лексической темы «Лес. Ягоды. Грибы» чтение сказки Владимира Сутеева «Под грибом») 2. в ходе режимных моментов (просмотр картинок к русской народной сказке «Кот, петух и лиса») 3. в процессе совместной деятельности педагога с детьми (форма работы: индивидуальная работа при подготовке заданий от педагогов - дефектологов, ребёнок и воспитатель, такая форма даёт понять педагогу переживания ребёнка, в процессе такой деятельности происходит систематизация, закрепление, обобщение, дополнение имеющихся знаний, умений, навыков. Обыгрывание ситуации на примере сказки Корнея Чуковского « Федорино горе» о нерящливой старушке и сбежавшей посуде). 4.у частие детей в утренниках, спектаклях, проводимых в детском доме 5. при организации самостоятельной деятельности детей (форма работы : самостоятельная театрализованная деятельность ребёнка – он учится жить в окружающем его мире, строить свои отношения, получает степень свободы и возможность самостоятельно продумывать замысел личной деятельности в театрализованной игре. 6 .вспомогательные формы деятельности , которые выступают в качестве дополнительных, способные подготовить ребёнка к участию в театрализованной игре (музыкальные и пластические упражнения и игры, культура и техника речи, эффективная артикуляция, развитие дикции)

Слайд 15

Формы занятий по театрализованной деятельности, используемые мной в работе с детьми: - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; (использование разных видов театров) После спектакля проводится беседа с детьми, о том, что видели, что слышали. Вопросы, задаваемые педагогом в процессе беседы , способствуют: развитию памяти, развитию умения сопереживать героям - подготовка и разыгрывание разнообразных инсценировок (например, дети второй младшей группы – имитация движений животных, учитывается недостаточный уровень развития речи ребёнка) - индивидуальные упражнения по формированию выразительности исполнения : вербальной и невербальной (это разучивание стихотворений к праздникам, яркое и точное воспроизведение движений, жестов, характерных для того или иного персонажа) - ролевые диалоги - игры – драматизации; - дидактические игры (которые составлены по различным сказкам, например, игра, в которой надо найти пару или атрибут к одному из героев сказки) - рисование, разукрашивание к сказкам (детям в свободной деятельности предлагается разукрасить по выбору любимых героев сказок)

Слайд 16

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА: 1.в ходе НОД При изучении темы «Домашние птицы. Петушок с семьёй» 2. в ходе режимных моментов (просмотр картинок к русской народной сказке «Кот, петух и лиса»)

Слайд 17

Классификация театрализованных игр: 1.Режиссёрские игры настольный театр потешек настольный театр деревянных игрушек сказка «Репка»

Слайд 18

Классификация театрализованных игр: 1.Режиссёрские игры настольный театр игрушек Настольный театр с палочками

Слайд 19

Настольный театр картинок

Слайд 20

Классификация театрализованных игр: 2.Игры – драматизации игры - имитации образов животных

Слайд 21

Импровизация Участие в театральных постановках

Слайд 22

игры – драматизации с куклами Бибабо сказка «Три поросёнка» вы

Слайд 23

Литература 1.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников Кн. Для воспитателя дет.сада .М.Просвещение 2010 2.Выготский Л.С. «Мышление и речь» Москва Национальное образование 2016 г., «Проблема культурного развития ребёнка» Вестник Моск. Ун –та Психология 1991 г. 3. Лисина М.И. «Формирование личности ребёнка в общении» Питер, Спб, 2009 г. «Проблемы онтогенеза общения» 1986г. 4.ФОП ДО, утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.20222 5.Эльконин Д.Б. «Психология игры» М.Владос 1999 г. 6.Яшина В.И. диагностика « Изучение уровня коммуникативных навыков»

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников

В игре ребенок познает окружающий мир, развивается, учится общению....

Игры для развития коммуникативных навыков у дошкольников

В данном материале  подобраны игры для развития коммуникативных навыков у дошкольников...

Игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других...

Картотека. Игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников....

Игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников....

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)

Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....