Взаимодействие с родителями в рамках экологического воспитания детей
статья

Наталья Шалякина

конспект выступления на педагогическом совете. из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_raditelyami_po_ekologii.docx17.94 КБ
Файл rabota_s_raditelyami_po_ekologii.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями в рамках экологического воспитания детей!»

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями.  И мы, взрослые, должны приложить все усилия, чтобы они выросли людьми, понимающими ценность жизни. Очень важно нам, воспитателям создать благоприятную среду для развития. Поэтому, мы оформляем группу, участок.

Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её. Это также отношение к себе, как части природы.

Основной целью является экологического воспитания — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Невозможно реализовать экологическое воспитание только в детском саду, без сотрудничества с семьёй. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. 

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Самыми лёгкими формами работы с родителями, это традиционные формы. Такие как: родительские собрания, беседы и анкетирование.

На родительские собрании и в беседах мы можем дать поверхностные знания, ведь экологических проблем много, а обсуждать каждую проблему отдельно не хватит времени. Но в ходе бесед мы советовали родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняли, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг себя по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить стихи о природе.

Анкетирование - проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей. Мы получаем данные на основе которых видим, в чём родители имеют затруднения, где им необходима наша помощь и на основе этих данных прокладываем наш путь в работе с родителями.

Например, в одном из анкетирований одна семья ответила, что их не волнуют проблемы экологии, соответственно, у данные родители недостаточно компетентны в этом вопросе и им нужна помощь.

Но мы не можем просто подойти и сказать: «вы не компетентны в этом вопросе, нужно развиваться, изучать.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Задачи педагога:

Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

И тут мы прибегаем к нетрадиционным формам работы с родителями. Самое простое, что мы можем сделать, это оформить приёмную группы. У нас там всегда есть памятки для родителей, консультации, папки-передвижки.

Более интересный способ взаимодействия с родителями - дать домашнее задание. К домашнему заданию относятся: участие в конкурсах, акциях.

Заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений, посадить рассаду, смастерить кормушку для птиц, заготовить корм для птиц.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования, на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды. В нашей группе имеется уголок природы, также и уголок экспериментирования, который создан совместно с родителями.

У нас есть разные шишки, которые мы, кстати, используем для массажа рук, а также, они отлично подходят для изучения предмета по признакам., желуди, земля, песок, глина, камни и другой природный материал, собранный родителями.

Кроме природного материала мы собираем бросовый материал, особенно актуально это в разгар летних пикников. Разовые вилки мы используем для нетрадиционного рисования. Стаканы нам пригождаются для экспериментов и поделок. Разовые ложки, остатки бумаги и многое другое можно повторно использовать, если дать волю своей фантазии.

Благодаря недавнему конкурсу «Книжка-малышка экологической направленности» у нас появилось несколько интересных книг, созданных руками родителей и детей.

Благодаря активным и неравнодушным родителям в нашем саду есть уголок для кормления птиц и дети с удовольствием подкармливают пернатых друзей каждую прогулку. И совместно с родителями пополняют запасы корма.

Например, мы с детьми изучали, чем можно кормить птиц зимой. Потом дали задание нескольким детям принести определённый вид подкормки и выяснили, что не все родители знали, как правильно кормить птиц.

Мама говорит:

«Сын пришёл с садика и говорит: «мама, нам нужно приготовить сухари для птиц. А я ему говорю: вы булочки не доели, вот их и засуши!

А он мне отвечает: «булочки и чёрный хлеб нельзя птицам! Можно только белый хлеб!

Я и не думала, что птиц нельзя кормить сладкими булочками. Пришлось искать информацию в интернете.  И правда, пишут, что нельзя сладкую сдобу и прочую стряпню со специями.»

Каждую весну совместными усилиями мы организуем «Огород на подоконнике». Родители так же активно принимают участие в этом. приобрели семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. Совместно с детьми наблюдали за ростом, а с наступлением тёплой погоды, высаживали на улицу и любовались всё лето.

Родители с удовольствием выполняют все эти задания, высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, что является хорошим показателем. Такие формы активно вовлекают, даже самых неактивных родителей. Ведь каждому важно наблюдать за успехами своих детей.

И конечно, родители активно участвуют во всём, куда вовлечен их ребёнок. Так, нам в голову пришла идея, создавать для родителей видео викторины.

Благодаря нашей работе родители стали активными участниками образовательного процесса, взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с детьми. У родителей появилась заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей.

У воспитателей и родителей одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни природы. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.



Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями в рамках экологического воспитания детей!»

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями.  И мы, взрослые, должны приложить все усилия, чтобы они выросли людьми, понимающими ценность жизни. Очень важно нам, воспитателям создать благоприятную среду для развития. Поэтому, мы оформляем группу, участок.

Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её. Это также отношение к себе, как части природы.

Основной целью является экологического воспитания — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Невозможно реализовать экологическое воспитание только в детском саду, без сотрудничества с семьёй. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. 

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Самыми лёгкими формами работы с родителями, это традиционные формы. Такие как: родительские собрания, беседы и анкетирование.

На родительские собрании и в беседах мы можем дать поверхностные знания, ведь экологических проблем много, а обсуждать каждую проблему отдельно не хватит времени. Но в ходе бесед мы советовали родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняли, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг себя по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить стихи о природе.

Анкетирование - проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей. Мы получаем данные на основе которых видим, в чём родители имеют затруднения, где им необходима наша помощь и на основе этих данных прокладываем наш путь в работе с родителями.

Например, в одном из анкетирований одна семья ответила, что их не волнуют проблемы экологии, соответственно, у данные родители недостаточно компетентны в этом вопросе и им нужна помощь.

Но мы не можем просто подойти и сказать: «вы не компетентны в этом вопросе, нужно развиваться, изучать.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Задачи педагога:

Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

И тут мы прибегаем к нетрадиционным формам работы с родителями. Самое простое, что мы можем сделать, это оформить приёмную группы. У нас там всегда есть памятки для родителей, консультации, папки-передвижки.

Более интересный способ взаимодействия с родителями - дать домашнее задание. К домашнему заданию относятся: участие в конкурсах, акциях.

Заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений, посадить рассаду, смастерить кормушку для птиц, заготовить корм для птиц.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования, на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды. В нашей группе имеется уголок природы, также и уголок экспериментирования, который создан совместно с родителями.

У нас есть разные шишки, которые мы, кстати, используем для массажа рук, а также, они отлично подходят для изучения предмета по признакам., желуди, земля, песок, глина, камни и другой природный материал, собранный родителями.

Кроме природного материала мы собираем бросовый материал, особенно актуально это в разгар летних пикников. Разовые вилки мы используем для нетрадиционного рисования. Стаканы нам пригождаются для экспериментов и поделок. Разовые ложки, остатки бумаги и многое другое можно повторно использовать, если дать волю своей фантазии.

Благодаря недавнему конкурсу «Книжка-малышка экологической направленности» у нас появилось несколько интересных книг, созданных руками родителей и детей.

Благодаря активным и неравнодушным родителям в нашем саду есть уголок для кормления птиц и дети с удовольствием подкармливают пернатых друзей каждую прогулку. И совместно с родителями пополняют запасы корма.

Например, мы с детьми изучали, чем можно кормить птиц зимой. Потом дали задание нескольким детям принести определённый вид подкормки и выяснили, что не все родители знали, как правильно кормить птиц.

Мама говорит:

«Сын пришёл с садика и говорит: «мама, нам нужно приготовить сухари для птиц. А я ему говорю: вы булочки не доели, вот их и засуши!

А он мне отвечает: «булочки и чёрный хлеб нельзя птицам! Можно только белый хлеб!

Я и не думала, что птиц нельзя кормить сладкими булочками. Пришлось искать информацию в интернете.  И правда, пишут, что нельзя сладкую сдобу и прочую стряпню со специями.»

Каждую весну совместными усилиями мы организуем «Огород на подоконнике». Родители так же активно принимают участие в этом. приобрели семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. Совместно с детьми наблюдали за ростом, а с наступлением тёплой погоды, высаживали на улицу и любовались всё лето.

Родители с удовольствием выполняют все эти задания, высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, что является хорошим показателем. Такие формы активно вовлекают, даже самых неактивных родителей. Ведь каждому важно наблюдать за успехами своих детей.

И конечно, родители активно участвуют во всём, куда вовлечен их ребёнок. Так, нам в голову пришла идея, создавать для родителей видео викторины.

Благодаря нашей работе родители стали активными участниками образовательного процесса, взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с детьми. У родителей появилась заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей.

У воспитателей и родителей одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни природы. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по музыкально-зстетическому воспитанию детей дошкольного возраста

Вашему вниманию представлена личная разработка  план по ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ  С РОДИТЕЛЯМИ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. План создан с учетом возрастных особенностей детей и и...

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей»

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей»Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологич...

«Взаимодействие ДОУ и семьи, способствующее экологическому воспитанию детей»

Методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ для улучшения взаимодействия с родителями, для сближения детей и родителей, и эффективного экологического воспитания детей....

Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей

Цель работы: формирование у детей  начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.Задачи: показать родителям н...

анализ планирования работы педагога с детьми и взаимодействия с родителями в рамках патриотического воспитания

в рамках годового планирования осуществлен тематический контроль по патриотическому воспитанию, одним из направлений которого является определение состояния работы с детьми и родителями...