Методика изучения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
тест (подготовительная группа)

Данная методика позволяет педагогу организовать мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_izucheniya_urovnya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методика определения уровня познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Оценка уровня развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста проводится с помощью определенных методик, целью которых является выявление уровней познавательной деятельности.

Методы: тестирование.

При подборе диагностических заданий используются следующие методики: Методика «Вопрошайка» (М.Б.Шумаковой); Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С.Немова); Методика «Домик» (Н.И.Гуткина).

1.Методика «Вопрошайка»

Цель методики: изучение познавательной деятельности ребёнка, умения задавать вопросы.

Инструкция: перед ребёнком- две картинки:  «Зимние развлечения» и «Кот-рыболов» (Кот держит в лапах удочку. Рядом с ним ведро с уловом. Кот дремлет. На заднем плане виднеется котёнок, который выглядывает из-за дерева и крадёт рыбку из ведра).

Ребёнку предлагается поиграть в игру «Вопрошайка». Педагог говорит  ребёнку, что он может спрашивать обо всём, что ему хочется узнать о предметах, изображённых на картинках.

Обработка и интерпретация данных.

Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

-широта охвата предметов, изображённых на картинках;

-количество вопросов, задаваемых одним ребёнком;

-тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы- это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «Что стоит рядом с котом?» и т.п.)

2-й тип. Определительные вопросы- связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Дети любят кататься с горки?», «А вода холодная?» и т.п.)

3-й тип. Причинные вопросы- относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений. («Почему мальчик хмурый?» «Почему котёнок боится кота?» и т.п.)

4-й тип .Вопросы –гипотезы, выражающие предположения. («Мальчик грустный, потому что ему не дают прокатиться с горки?», «А кот спит, потому что устал ловить рыбу?» и т.п.).

10 баллов- ребёнок задал 4 вопроса и более всех типов;

8-9 баллов -ребёнок задал 3-4 вопроса всех типов;

4-7 баллов- ребёнок задал от 2до 3 вопросов;

2-3 балла- ребёнок задал 1 вопрос.

Перевод баллов в уровень:

7-10б-выскокий уровень

4-6б- средний уровень

1-3б-низкий уровень.

2.Методика «Какие предметы спрятаны на рисунках?»

Цель методики: выявление познавательных способностей старшего дошкольного возраста.

Ребёнку предлагается рисунок, в котором как бы спрятаны предметы, которые ему хорошо известны. Время выполнения задания ограничено 1 минутой.

Оценка результатов:

0баллов- за время больше 60 сек. ребёнок не смог решить задачу по поиску и названию всех  предметов;

1 балл- ребёнок справился с задачей за 51-60 сек.;

2балла- ребёнок решил задачу поиска за 41-50 сек.;

3 балла- названы все предметы за 31-40 сек.;

4 балла- названы все предметы за 21-30 сек.

Оценка уровня развития ребёнка:

4 балла- высокий уровень;

2-3 балла- средний уровень;

0-1-низкий уровень.

3.Методика «Домик»

Цель методики: изучение сферы произвольности готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Материал: бланк, с левой стороны которого помещена картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Правая сторона бланка оставлена свободной для воспроизведения ребёнком образца.

Инструкция: «Посмотри, тут нарисован домик. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать такой же»

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано специалистом.

Оценка результатов. Проводится в баллах. Баллы начисляются за ошибки, в качестве которых рассматриваются:

a)неправильно изображенный элемент (1 балл). Причём, если этот элемент неправильно изображён во всех деталях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображённую палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно.

Так, если неправильно срисованная правая часть, а левая скопирована без шибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл; если же допущены ошибки и в левой, и в правой частях, то ставится 2 балла ( за каждую часть по 1 баллу). Неверно воспроизведённое количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т.е неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе;

б) замена одного элемента другим (1балл);

в) отсутствие элемента (1 балл);

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).

Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка.

Критерии оценки полученных результатов:

1)0-1-2 балла -высокий уровень развития произвольного внимания;

2)3-4 балла- средний уровень развития произвольного внимания;

3) более 4 баллов – низкий уровень развития произвольного внимания.

После того, как мы провели все три методики, необходимо выявить уровень развития познавательной деятельности ребёнка в целом. Для этого необходимо составить сводную таблицу по всем использованным методикам исследования. Полученные данные по трём методикам заносятся в эту таблицу.

Имя, фамилия ребёнка

Методики, уровень

Итоговый уровень развития познавательной деятельности

«Вопрошайка»

«Какие предметы спрятаны на рисунках?»

 «Домик»

Дети с высоким уровнем познавательной деятельности характеризуются тем, что у них отмечается высокий познавательный интерес. Они любознательны, активны, умеют задавать много различных вопросов. Интеллектуальные способности очень хорошо развиты, что обеспечивает продуктивное овладение теми или иными знаниями.

Дети со средним уровнем развития познавательной деятельности характеризуется тем, что испытывая трудности в решении задачи, они не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к педагогу, задают вопросы для уточнения условий её выполнения и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Дети с низким уровнем развития познавательной деятельности чаще всего теряют интерес к заданиям при  затруднениях, проявляют отрицательные эмоции (раздражение, огорчение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения заданий, показе способа использования той или иной  готовой модели, в постоянной помощи педагога.

Литература:

2.Выготский Л.С. «Общая психология».-М.: ЭКСМО-Пресс,2000.

1.Аксёнова Т.А. «Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс]//Молодой учёный,2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

Статья "Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия в Белгородском регионе"

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ  В БЕЛГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ Колосова Лариса Викторо...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...

Методика диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет определить уровень речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста...

Анкета для педагогов "Изучение познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"

Изучение познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста «Изучение познавательных интересов» В.С. Юркевича....

Картотека диагностических методик для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Картотека диагностических методикдля познавательного развития детей младшего дошкольного возраста...