Организация деятельности детей на прогулке
методическая разработка

Алсу Гайнулловна Минниахметова

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки : в первой половине дня и вечером. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.

1. Оздоровление детей.

2. Физическое развитие.

3. Развитие самостоятельности.

4. Расширение кругозора.

5. Ознакомление с окружающим миром.

6. Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

- наблюдение, рассматривание;

- трудовая деятельность детей;

- подвижные игры;

- индивидуальная работа детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- индивидуальные беседы с детьми;

организация свободной деятельности детей;

- индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);

- работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Прогулка — существует 4 вида прогулки :

1. Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

2. Комбинирование целевая прогулка и свободная деятельность.

3. Прогулка – экскурсия - поход.

4. Спортивные эстафеты.

Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Этот вид деятельности, пожалуй, самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Конечно не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и наша задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Обычно наблюдения планируют в такой форме:

1. Наблюдения в неживой природе;

2. Наблюдения в мире растений;

3. Наблюдения в мире животных;

Чаще всего тематика наблюдений связана с темой недели.

Ознакомление с окружающим миром

Данный вид деятельности на прогулке созвучен с наблюдениями, но несколько значителен по объему и разнообразию информации. Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Рассматривание объектов живой и неживой природы;

2. Ознакомление с трудовой деятельность взрослых :

- знакомство с трудом дворника (в зависимости от сезона) ;

-знакомство с работой снегоуборочной и другой дорожной техникой;

-знакомство с различными видами транспорта;

- знакомство с трудом строителей и т. д. (в зависимости от условий)

3. Ознакомление с общественной жизнью города:- целевые прогулки на школьный стадион, к памятным местам, в детскую библиотеку, в краеведческий музей, во дворец культуры и другие интересные и познавательные места для детей.

Поисковая деятельность

Данный вид деятельности на прогулке направлен на развитие познавательных способностей детей : умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения. Это своеобразное целевое наблюдение и поиск ответов в природе. Поисковая деятельность присутствует почти на каждой прогулке. Ее направление чаще всего обусловлена темой недели или сезонными изменениями. Примерная тематика познавательной деятельности на прогулки :

Осень:

- Изучение ветра и опыты на определение направления ветра;

-Изучение свойств объектов неживой природы

(тяжелый- легкий, сыпучий - вязкий, жидкий - твердый) ;

Зима:

- Изучение свойств снега и льда;

-" Превращение снега и льда в воду";

- "Бывает ли снег чистым? ";

- " Цветные льдинки";

- " Когда можно лепить из снега? ".

Весна – лето:

ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ:

- " Где сильнее греет солнце";

- " Как появляются солнечные зайчики? ";

- " Разноцветный мир";

- " Как появляется тень? ";

ОПЫТЫ С ВОДОЙ:

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду? "

- " Какой формы вода? ".

Подвижные игры:

Организация подвижных игр на прогулке - это огромнейшая возможность повысить двигательную активность детей, улучшить психико- эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчинятся правилам, воспитывать навыки коллективной игры. Нет смысла останавливаться на перечне подвижный игр, используемых на прогулке - их много и вам безусловно знакомо. Остановлюсь на принципе отбора подвижных на прогулку :

-СЕЗОННОСТЬ:

Зимой : " Мороз - Красный нос" или " Зайка беленький сидит";

Осенью : " Солнышко и дождик" или " Перелетные - зимующие птицы";

Весной : " Ручеек" или " " Птицы и гнезда";

-СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ НЕДЕЛИ:

Например : тема недели - " Защитники Отечества" подвижные игры:

" Меткий стрелок" или " Перепрыгни через ров";

Трудовая деятельность.

Организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач:

- воспитание трудолюбия;

- формирование навыков трудовой деятельности;

-воспитание у детей чувства значимости их труда для общества;

Виды трудовой деятельности разные : одни зависят от времени года и условий на участке для прогулок, другие присутствуют постоянно.

ЕЖЕДНЕВНО:

- создание безопасных условий для прогулки;

- уборка и мытье игрушек:

- приведение в порядок оборудования на участке;

ОСЕНЬЮ:

- уборка урожая;

- сбор семян;

- уборка опавших листьев;

- уборка клумб от увядших растений;

ЗИМОЙ :

- расчистка дорожек и оборудования от снега;

- создание снежных построек;

- украшение и забота о снежных постройках на участке

- посыпание дорожек песком;

-забота о птицах;

- забота о растениях (укрывание снегом стволов деревьев и корней многолетних растений) ;

ВЕСНОЙ:

- забота о растениях (уборка сломанных веточек, прошлогодней листвы) ;

- работа на клумбах и огороде (рыхление, подсыпка земли, посев семян, посадка рассады)

Самостоятельная деятельность детей.

На прогулке у детей разнообразное поле для самостоятельной деятельности.

Из опыта работы - появилось правило для воспитателя.

ПРАВИЛО - В течение 20-30 минут после выхода на прогулку предоставляю полную (контролируемую) свободу действий!

ПРИЧИНА - Дети настолько устают от моего голоса во время занятий, что надо им дать возможность отдохнуть от меня!

НО свобода детей относительнаВ это время решаются определенные задачи:

- дети учатся организовывать свою деятельность;

-воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_1.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки : в первой половине дня и вечером. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.

1. Оздоровление детей.

2. Физическое развитие.

3. Развитие самостоятельности.

4. Расширение кругозора.

5. Ознакомление с окружающим миром.

6. Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

- наблюдение, рассматривание;

- трудовая деятельность детей;

- подвижные игры;

- индивидуальная работа детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- индивидуальные беседы с детьми;

организация свободной деятельности детей;

- индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);

- работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Прогулка — существует 4 вида прогулки :

1. Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

2. Комбинирование целевая прогулка и свободная деятельность.

3. Прогулка – экскурсия - поход.

4. Спортивные эстафеты.

Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Этот вид деятельности, пожалуй, самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Конечно не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и наша задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Обычно наблюдения планируют в такой форме:

1. Наблюдения в неживой природе;

2. Наблюдения в мире растений;

3. Наблюдения в мире животных;

Чаще всего тематика наблюдений связана с темой недели.

Ознакомление с окружающим миром

Данный вид деятельности на прогулке созвучен с наблюдениями, но несколько значителен по объему и разнообразию информации. Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Рассматривание объектов живой и неживой природы;

2. Ознакомление с трудовой деятельность взрослых :

- знакомство с трудом дворника (в зависимости от сезона) ;

-знакомство с работой снегоуборочной и другой дорожной техникой;

-знакомство с различными видами транспорта;

- знакомство с трудом строителей и т. д. (в зависимости от условий)

3. Ознакомление с общественной жизнью города:- целевые прогулки на школьный стадион, к памятным местам, в детскую библиотеку, в краеведческий музей, во дворец культуры и другие интересные и познавательные места для детей.

Поисковая деятельность

Данный вид деятельности на прогулке направлен на развитие познавательных способностей детей : умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения. Это своеобразное целевое наблюдение и поиск ответов в природе. Поисковая деятельность присутствует почти на каждой прогулке. Ее направление чаще всего обусловлена темой недели или сезонными изменениями. Примерная тематика познавательной деятельности на прогулки :

Осень:

- Изучение ветра и опыты на определение направления ветра;

-Изучение свойств объектов неживой природы

(тяжелый- легкий, сыпучий - вязкий, жидкий - твердый) ;

Зима:

- Изучение свойств снега и льда;

-" Превращение снега и льда в воду";

- "Бывает ли снег чистым? ";

- " Цветные льдинки";

- " Когда можно лепить из снега? ".

Весна – лето:

ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ:

- " Где сильнее греет солнце";

- " Как появляются солнечные зайчики? ";

- " Разноцветный мир";

- " Как появляется тень? ";

ОПЫТЫ С ВОДОЙ:

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду? "

- " Какой формы вода? ".

Подвижные игры:

Организация подвижных игр на прогулке - это огромнейшая возможность повысить двигательную активность детей, улучшить психико- эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчинятся правилам, воспитывать навыки коллективной игры. Нет смысла останавливаться на перечне подвижный игр, используемых на прогулке - их много и вам безусловно знакомо. Остановлюсь на принципе отбора подвижных на прогулку :

-СЕЗОННОСТЬ:

Зимой : " Мороз - Красный нос" или " Зайка беленький сидит";

Осенью : " Солнышко и дождик" или " Перелетные - зимующие птицы";

Весной : " Ручеек" или " " Птицы и гнезда";

-СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ НЕДЕЛИ:

Например : тема недели - " Защитники Отечества" подвижные игры:

" Меткий стрелок" или " Перепрыгни через ров";

Трудовая деятельность.

Организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач:

- воспитание трудолюбия;

- формирование навыков трудовой деятельности;

-воспитание у детей чувства значимости их труда для общества;

Виды трудовой деятельности разные : одни зависят от времени года и условий на участке для прогулок, другие присутствуют постоянно.

ЕЖЕДНЕВНО:

- создание безопасных условий для прогулки;

- уборка и мытье игрушек:

- приведение в порядок оборудования на участке;

ОСЕНЬЮ:

- уборка урожая;

- сбор семян;

- уборка опавших листьев;

- уборка клумб от увядших растений;

ЗИМОЙ :

- расчистка дорожек и оборудования от снега;

- создание снежных построек;

- украшение и забота о снежных постройках на участке

- посыпание дорожек песком;

-забота о птицах;

- забота о растениях (укрывание снегом стволов деревьев и корней многолетних растений) ;

ВЕСНОЙ:

- забота о растениях (уборка сломанных веточек, прошлогодней листвы) ;

- работа на клумбах и огороде (рыхление, подсыпка земли, посев семян, посадка рассады)

Самостоятельная деятельность детей.

На прогулке у детей разнообразное поле для самостоятельной деятельности.

Из опыта работы - появилось правило для воспитателя.

ПРАВИЛО - В течение 20-30 минут после выхода на прогулку предоставляю полную (контролируемую) свободу действий!

ПРИЧИНА - Дети настолько устают от моего голоса во время занятий, что надо им дать возможность отдохнуть от меня!

НО свобода детей относительнаВ это время решаются определенные задачи:

- дети учатся организовывать свою деятельность;

-воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности детей на прогулках.

 Организация деятельности детей на прогулке очень важна. Но ее надо правильно  организовать и продуманно «внедрить» в процесс прогулки. Ведь, во время прогулки очень важно, чтобы дети в течение какого...

Организация деятельности детей на прогулке (подготавителная группа)

Подготовительная группаСентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:—  формировать понятия о смене времен года;—  уточнять представления об особенностях каждого сез...

Организация деятельности детей на прогулке

Организация  деятельности  детей на прогулке...

Консультация для воспитателей "Общие принципы организации деятельности детей на прогулке"

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей....

Доклад на тему:" Организация деятельности детей на прогулке".

Описание организации детей на прогулку(одевание, прогулка и игры)....

Организация деятельности детей на прогулке "Последние деньки зимы"

Организация деятельности детей на прогулке «Последние деньки зимы» Рассматривание изморози.Цель: обобщение представлений о зимних явлениях в неживой природе.  [[{"type":"med...