Программа воспитания, как структурный компонент ОП ДО
статья

Аксёнова Марина Владимировна

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 N 1028 утверждена федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая вступила в силу с 08.01.2023 г, в соответствии с которой была разработана Образовательная программа дошкольного образования и нашей дошкольной образовательной организации.

Рабочая программа воспитания является структурным компонентом образовательной программы дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Звездочка» города Балашова Саратовской области» (далее ДОО). В связи с этим структура Программы воспитания содержит три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fop.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа воспитания является структурным элементом федеральной образовательной программы дошкольного образования, а соответственно и образовательной программы ДОО.

 Рабочая Программа воспитания дошкольного учреждения состоит из двух основных частей:

1.Программа воспитания;

2. Ежегодный календарный план воспитательной работы.

        В программу входят обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений (вариативная), где каждое дошкольное учреждение может дополнить этот раздел своими разработками.

        Программа воспитания включает в себя пояснительную записку, в которой говорится о том, что она основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

        Современный национальный воспитательный идеал  это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

        С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и др.), в т. ч. системой дополнительного образования детей.

        Структура Программы воспитания включает три раздела —  целевой, содержательный и организационный.

Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в ДОО.

Целевой раздел Программы воспитания.

Цели и задачи воспитания

Общая цель воспитания в ДОО  личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;

Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;

Становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

Общие задачи воспитания в ДОО: 

•        содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

•        способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

•        создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;

•        осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

 Направления воспитания

В каждом направлении воспитания реализуются определенные воспитательные задачи, а также формируются определенные базовые ценности, которые необходимы для определения целевых ориентиров и портрета воспитанников.

Патриотическое направление воспитания.

Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Духовно-нравственное направление воспитания.

Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.

Социальное направление воспитания.

Цель социального направления воспитания – формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

Познавательное направление воспитания.

Цель познавательного направления воспитания  формирование ценности познания.

Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Физическое и оздоровительное направление воспитания.

Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.

Трудовое направление воспитания.

Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.

Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.

Эстетическое направление воспитания.

Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.

Эстетическое воспитание  воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.

Целевые ориентиры воспитания

Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.

Содержательный раздел Программы воспитания.

Уклад образовательной организации

В данном разделе раскрываются особенности уклада ДОО.

Уклад – это установившийся порядок жизни ДОО, определяющий мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования.

Уклад ДОО – это ее необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.

Воспитывающая среда образовательной организации

Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе

Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность.

Общности образовательной организации

Общность – система связей и отношений между людьми, основанная на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности.

В ДОО, прежде всего, следует выделить следующие общности: педагог – дети, родители – ребенок (дети), педагог – родители.

Задачи воспитания в образовательных областях

Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести направления воспитания и образовательные области.

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания;

Образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным и патриотическим направлениями воспитания;

Образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и эстетическим направлениями воспитания;

Образовательная        область        «Художественно-эстетическое        развитие» соотносится с эстетическим направлением воспитания;

Образовательная область «Физическое развитие» соотносится с физическим и оздоровительным направлениями воспитания.

 Работа с родителями

Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО.

родительское собрание; педагогические лектории; родительские школы;

родительские конференции; круглые столы;

родительские клубы, клубы выходного дня; мастер-классы;

иные формы взаимодействия, существующие в ДОО.

События образовательной организации

Событие  это форма взаимодействия ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.

Совместная деятельность в образовательных ситуациях

Совместная деятельность в образовательных ситуациях – это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению ООП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.

Организация предметно-пространственной среды

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе

Вся среда ДОО должна быть гармоничной и эстетически привлекательной

Социальное партнерство

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает (указываются конкретные позиции, имеющиеся в ДОО или запланированные):

участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и т. п.);

участие представителей организаций-партнеров        в проведении        занятий в рамках дополнительного образования;

проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;

реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями и педагогами с организациями-партнёрами.

Организационный раздел Программы воспитания.

Кадровое обеспечение

В данном разделе могут быть представлены решения в образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО по разделению функционала, связанного с планированием, организацией, реализацией, обеспечением воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.).

Нормативно-методическое обеспечение

В этом разделе могут быть представлены решения на уровне ДОО организации по принятию, внесению изменений в должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности, ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности. Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.

Требования к условиям работы с особыми категориями детей

Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и т. д.), одаренные дети, и др.

Календарный план воспитательной работы.

Календарный план воспитательной работы относится к содержательной части рабочей программы воспитания. Он содержит проекты встреч и всех значимых мероприятий детского дошкольного учреждения. Проектирование событий позволяет составить целостный годовой цикл методической работы основываясь на традиционных ценностях воспитанников. Календарный план позволяет воспитателям создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО

Январь

27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцема) – День памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно).

Февраль

2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);

8 февраля: День российской науки;

15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;

21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества.

Март

8 марта: Международный женский день;

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);

27 марта: Всемирный день театра.

Апрель

12 апреля: День космонавтики;

Май

1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы;

19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь

1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка; 12 июня: День России;

22 июня: День памяти и скорби.

Июль

8 июля: День семьи, любви и верности.

Август

12 августа: День физкультурника;

22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 27 августа: День российского кино.

Сентябрь

1 сентября: День знаний;

3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;

8 сентября: Международный день распространения грамотности; 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.

Октябрь

1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;

4 октября: День защиты животных;

5 октября: День учителя;

Третье воскресенье октября: День отца в России.

Ноябрь

4 ноября: День народного единства;

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;

Последнее воскресенье ноября: День матери в России;

30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.

Декабрь:

3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);

5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;

8 декабря: Международный день художника;

9 декабря: День Героев Отечества;

12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 31 декабря: Новый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое ОНР?Характеристика структурных компонентов речи детей 6-летнего возраста с ОНР III уровня».

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (л...

Интонология и ее структурные компоненты

Интонация- характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр....

Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога дошкольного об-разовательного учреждения

В монографии определены особенности кросскультурной компе­тентности, которые свидетельствуют о непродуктивности взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с субъектами профес...

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте

Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.Орга...

КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК 1 младшая группа Структурные компоненты прогулки

КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК1 младшая группаСтруктурные компоненты прогулки Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умстве...

Методы экологического воспитания в ДОО. Структурные компоненты прогулок

Во время прогулок дошкольники становятся внимательнее к миру природы и ко всему, что в нем происходит , занимают позицию защитника и созидателя красоты в природе....

Буклет для родителей "Образовательные области ФГОС как структурные компоненты программы образования дошкольников"

Представляю буклет для родителей, может быть предоставлен как раздаточный материал на родительском собрании....