Методическая разработка по наставничеству в ДОУ
методическая разработка

Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов лекций, трудности в грамотном использовании знаний в практической деятельности. Исходя из этого, необходимо было искать формы работы с молодыми педагогами, обеспечивающие их быстрый профессиональный рост. Особенностью работы начинающих педагогов является то, что они выполняют все свои служебные задачи в первый же день и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним опытом работы. Те воспитатели, которые не получают поддержки коллег и руководства в первый год работы, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагог должен иметь всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому в  детских садах все чаще стали применяться такие формы работы, как наставничество.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_po_nastavnichestvu.docx198.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по наставничеству в ДОУ

Составила: педагог с первой квалификационной категорией Устюгова Е.А.

Актуальность: Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов лекций, трудности в грамотном использовании знаний в практической деятельности. Исходя из этого, необходимо было искать формы работы с молодыми педагогами, обеспечивающие их быстрый профессиональный рост. Особенностью работы начинающих педагогов является то, что они выполняют все свои служебные задачи в первый же день и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним опытом работы. Те воспитатели, которые не получают поддержки коллег и руководства в первый год работы, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагог должен иметь всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому в  детских садах все чаще стали применяться такие формы работы, как наставничество.

Целевая группа: молодой педагог.

Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогиче-ской, а также коммуникативной компетентностью.

Требования к профессионализму педагогов обусловлены следующими основными нормативными документами: реализацией Федерального закона от 21 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 Н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошколь-ного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", «Федеральным государственным общеоб-разовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным прика-зом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 и другими нормативными и правовыми актами.

Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с мно-голетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же без-упречного профессионализма.

В результате, как показывает анализ дошкольной действительности и со-циально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно.

Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситу-ации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель ду-шевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут по-явиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

      ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

Цель: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.

Задачи:

1. Привить начинающим педагогам интерес к педагогической дея-тельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении.

2. Ускорить процесс профессионального становления педагога, раз-вить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

3. Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, пра-вилам поведения в дошкольном образовательном учреждении.

Основные принципы работы с молодыми специалистами:

· принцип уважения и доверия человека

· принцип непрерывности

· принцип сотрудничества

· принцип индивидуализации

· принцип открытости

· принцип компетентности

· принцип соблюдения норм профессиональной этики

Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения.

Планируемые результаты:

Молодой специалист:

- будет самостоятельно разрабатывать и проводить занятия, организовы-вать без затруднений образовательную деятельность, осуществляемую в ре-жимных моментах;

- самостоятельно разрабатывать и проводить родительские собрания;

- устанавливать взаимоотношения с коллегами, родителями, детьми на ос-нове сотрудничества и взаимопонимания;

- принимать участие в мероприятиях различного уровня;

- развивать свои профессиональные умения и навыки;

- аттестуется на соответствие занимаемой должности, а далее на первую квалификационную категорию, не ранее чем через 2 года.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА:

Педагог - наставник:

1. содействует созданию благоприятных условий для профессиональ-ного роста начинающих педагогов;

2. обеспечивает атмосферу взаимопомощи;

3. координирует действия начинающего педагога в соответствии с за-дачами воспитания и обучения детей;

4. оказывает помощь в проектировании, моделировании и организа-ции образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенно-стями и задачами основной образовательной программы дошкольного воспита-ния ДОУ;

5. передает свой педагогический опыт и профессиональное мастер-ство;

6. знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и вос-требованными педагогическими технологиями;

7. консультирует по подбору и использованию педагогически целесо-образных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитив-ное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.

 Обязанности наставника:

- Знать требования законодательства в сфере образования, норматив-ных актов, определяющих права педагогического работника ДОУ по занимае-мой должности.

- Изучать: деловые и нравственные качества начинающего специали-ста; отношение начинающего специалиста к проведению занятий, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям; его увлечения, наклонности, круг досу-гового общения.

- Вводить в должность.

- Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать са-мостоятельное проведение молодым или начинающим специалистом занятий, других мероприятий.

- Разрабатывать совместно с молодым специалистом план професси-онального становления; давать конкретные задания и определять срок их вы-полнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

- Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овла-дении педагогической профессией, практическими приемами и способами ка-чественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.

- Развивать положительные качества начинающего специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в дошкольном образова-тельном учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.

- Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью начинающего специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воз-действия.

- Подводить итоги профессиональной адаптации молодого или начи-нающего специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с за-ключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Права наставника:

- Подключать с согласия заведующего ДОУ заместителя заведую-щего по ВМР или других сотрудников для дополнительного обучения начина-ющего специалиста.

- Требовать рабочие отчеты у начинающего специалиста как в уст-ной, так и в письменной форме.

 Обязанности молодого специалиста:

- Изучать законы РФ, нормативные акты, определяющие его служеб-ную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональ-ные обязанности по занимаемой должности.

- Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.

- Постоянно работать над повышением профессионального мастер-ства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

- Учиться у наставника передовым методам и формам работы, пра-вильно строить свои взаимоотношения с ним.

- Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.

- Периодически отчитываться по своей работе перед наставником.

Права молодого специалиста:

- Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по со-вершенствованию работы, связанной с наставничеством.

- Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

- Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

- Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педаго-гической деятельностью.

- Повышать квалификацию удобным для себя способом.

- Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

- Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ

Задача наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация детского сада должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог- наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родите-лей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основ-ным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к пе-редаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию об-щекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инн-вационными технологиями обучения и воспитания.

Наставнику следует:

1) обратить особое внимание молодого специалиста на:

- требования к организации учебно-воспитательного процесса;

- возможности использования в практической деятельности дидактиче-ских и технических средств обучения;

- требования к ведению дошкольной документации.

2) обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

- практического освоения основ педагогической деятельности (проекти-рование, подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, методы и при-емы обучения; психологические основы управления деятельностью воспитан-ников на занятии, создание благоприятного психологического климата на за-нятиях и др.);

- разработки программы творческого саморазвития;

- выбора приоритетной методической темы для самообразования;

- определение направлений повышения квалификации;

- применение ИКТ-технологий в образовательной практике;

- подготовки к предстоящей аттестации на квалификационную катего-рию.

Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителем заведующего по ВМР, педагогом - наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с входного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная про-грамма работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо пом-нить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и не-опытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целе-устремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, ра-боту в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых педагогов, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на занятиях, посещают занятия своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.

Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов.

Цели анкетирования:

- выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

- проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и воспитанниками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как педагога, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению воспитателями-мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Ожидаемый результат:

1. У молодых воспитателей появиться поддержка в осенние теоретической, методической работе.

 2. У педагогов повыситься уровень знаний в освоении современными образовательными программами, инновационными технологиями.
3.    Проведены мастер-классы и открытые занятия для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4.   Изучены и показы приемы использования инновационных технологий во время НОД и в других режимных моментах.
5.   Проведены анализ результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности

6.   Изучена культура ведения документации.

7.   Сформирована современно развивающая предметно-пространственная среда.

Описание самой практики: в чем состоит деятельность наставников,        куратора, иных участников практики

Этап вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, существенностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Данной проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при освоении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.

 В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старшему воспитателю следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы ДОУ необходимые коррективы.

Я как, педагог- наставник должна помочь молодому педагогу пройти этот путь «безболезненно» и «без осложнений».

За 8 лет моей педагогической деятельности из которых я 7 лет проработала воспитателем и 1 года старшим воспитателем в нашем учреждении, через действующую в ДОУ систему наставничества прошёл 1 педагог, не имеющий опыта работы в детском саду, 1 молодой специалист уволился.

В последние годы число сотрудников со стажем работы растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. Поэтому назревает вопрос «С чем это связано?»

Это связанно со многими факторами: это утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах имеющихся комбинированную направленность, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и нескончаемые требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы».

Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Именно поэтому систему с начинающим воспитателям я представляю в виде «Минутки вхождения в профессию»

Цель моей работы в качестве наставника: помочь молодым воспитателям в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций; развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.

Задачи работы:


1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодых воспитателей.

2. Оказание методической и практической помощи молодому воспитателю в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности
2. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
3. Проведение мастер-классов и открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучение и показ приемов использования современных технологий во время НОД и в других режимных моментах.

5. Проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.


Этапы становления молодого специалиста включают:


• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработкапо здоровосбережению.

Семинар - практикум "Цветок здоровья вышей семьи"...

Выступление на кустовом методическом объединении «Практика наставничества в ДОУ»

Традиционное наставничество рассматривалось как систематически индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельнос...

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ

Наставничество — это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога...

методическая разработка наставничества "Перспективы роста"

методическая разработка наставничества "Перспективы роста"Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специ...