«Использование пособий Воскобовича в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Круглик Дарья Владимировна

Конспект семинара - практикума для педагогов по внедрению в образоватеьный процесс пособий В. В. Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар-практикум19.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15

Выступление на семинаре по теме:

«Использование пособий Воскобовича

в формировании элементарных математических

представлений у старших дошкольников»

Подготовила: учитель-дфектолог

Круглик Д. В.

        г. Североморск 2020

Выступление на семинаре по теме: «Использование пособий Воскобовича в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Демонстрационный: ларчик (гномы, цифроцирк, звери, круговерт, веревочки, круги, квадраты); пособие фиолетовый лес (тучки, снежинки, птички, деревья); цифры; волшебные квадраты (двухцветный, четырехцветный); змейка; большая восьмерка; игровизор; прозрачный квадрат; кораблик «Плюх - плюх»; прозрачная восьмерка

Раздаточный: миниларчики (круговерты, веревочки, квадраты, круги); квадраты двуцветные; конструктор цифр - восьмерка; игровизоры, тряпочки, маркеры, задания на листах - звезда по точкам с цифрами, задания на дорисовывание; прозрачные квадраты - 1 комплект; кораблики «Плюх - плюх».

        В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач; можно обучать счету, параллельно развивая мышление, логику, память и другие психические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.

Предлагаю рассмотреть варианты использования игр Воскобовича при формировании элементарных математических представлений у дошкольников и убедиться в их универсальности, вариативности, творческом потенциале.

Давайте вспомним, какие разделы включает в себя ФЭМП?

-количество и счет

-форма

-величина

-пространственные представления

-временные представления

Пособия Воскобовича помогают справиться с решением всех задач, поставленных перед нами программой и ФГОС. Познакомимся с некоторыми из них.

1. «Волшебный квадрат» - вечное оригами представляет собой квадрат, состоящий из маленьких треугольников, приклеенных к мягкой основе. Пособие позволяет конструировать разнообразные фигуры по показу, схеме, словесной инструкции, замыслу ребенка. А конструированию всегда сопутствует увлекательная сказка или история, которую дети создают собственными руками.

Предлагаю вам поближе познакомиться с этой чудо - игрушкой. Рассказываем сказку руками.

«Жил - был на свете квадрат….» (сказка об удивительных приключениях квадрата стр. 4-15)

Помимо увлекательных сказочных историй, которые могут служить ритуалом входа и выхода с занятия, сопровождать все занятие, вы можете включать отдельные задания по сенсорному развитию, которые очень разнообразят деятельность детей и увлекут их. Например: превратите в треугольник, измените цвет треугольника, превратите в квадрат, измените размер квадрата; сделайте прямоугольник; сколько треугольников спрятано в фигуре; постройте по замыслу

Вопрос к педагогам: «Какие задачи мы решили?» (цвет, форма, величина, пространственная ориентировка, счет, конструктивные навыки, творческое мышление)

2. «Миниларчик»

Пособие включает в себя коврограф, разнообразные детали - веревочки, круги, квадраты. В чудесной коробочке живут сказочные герои - разноцветные гномы (назвать некоторые имена), цифроцирк, звери (назвать и объяснить, почему так названы и где живут на коврографе).

Данное пособие оказывает неоценимую помощь при формировании пространственной ориентировки, сенсорному развитию. А в сочетании с деталями фиолетового леса позволяет моделировать математические задачи, знакомить с количеством и цифрой. Например: предлагаю вам отправиться в волшебный математический лес. И что мы видим - на наших глазах вырастают 4 волшебных дерева (считаем, сажаем). На  синюю елку прилетели 4 птички. По небу плывут 4 тучки. Из одной из них выпало 4 снежинки. На елочке зажглись 4 огонька. А вот под деревом сидит какой-то необычный зверек. Давайте с ним познакомимся - это мышонок: «Добро пожаловать в наш волшебный лес! Здесь живет красивейшая из цифр - 4» и т. д.

Хочу предложить вам еще одно необычное оборудование из данного пособия - круговерт. С его помощью можно легко и просто нарисовать круги разного размера. Давайте попробуем. А теперь оживите свои рисунки, используя предложенный материал.

3. «Волшебная восьмерка» - конструктор цифр. Дощечка с резиночками и разноцветными деталями, с помощью которых ребенок выкладывает цифры. Все просто и понятно! Но! Новая форма знакомства с цифрой, необычный конструктор обеспечит познавательный интерес ребенка. Начинаем с простого:

- знакомим с пособием: рассматриваем детали, выкладываем радугу, учимся вставлять дощечки под резиночку;

- выкладываем цифры: по образцу (готовый образец, поэтапное совместное выкладывание), по схеме, по словесной инструкции;

-выполняем задания с использованием конструктора: построй цифру на 1 больше, меньше; цифру после, до, между; соседку слева, справа; построй ответ к примеру, задаче; волшебные превращения цифр и т. д.

Давайте поиграем. Представим, что вы ребята подготовительной группы - многое знаете и умеете. Постройте цифру, которая на 2 меньше 6. Молодцы!

А теперь внимание на большое табло. Перед вами цифра 8. Как превратить ее в цифру 9? (убрать желтую). В цифру 6? (переставить зеленую). В 5? (переставить красную). А теперь закройте глазки (переставляю одну палочку, превращая 5 в 3). Какая палочка перепрыгнула с места на место? И т. д. дети очень любят сами загадывать подобные загадки друг другу.

4. «Кораблик Плюх-плюх» - очень яркое игровое пособие, на котором можно отправиться в математическое плавание. Руководит кораблем и отдает команды Гусь Капитан, а не педагог, что важно. Команды могут быть разнообразными: надеваем, считаем, сравниваем, определяем высоту, ориентируемся в пространстве.

Капитан Гусь командует:

- повернуть каждый второй флажок от себя

- снять флажки с мачты, которая находится слева от самой высокой

- после длительного плавания отправить флажки в стирку - снять все

А теперь предлагаю рассмотреть вариант моделирования состава чисел 1-5. Возьмите из сушки 5 флажков красного и 4 синего цвета. Мы будем надевать флажки только на четвертую и пятую мачты так, чтобы всего на корабле их было 5.

5. «Игровизор» - устройство, которое экономит море бумаги. Рисуем маркером, стираем губкой. К пособию прилагаются тетради с заданиями - лабиринты, графические диктанты, задания на дорисовывание, соединение по точкам с цифрами и т. д. Обратить внимание, что в углах игровизора поселились те же звери, что и в миниларчике. Хочу отметить, что данное пособие не заменяет карандаш и бумагу, а служит дополнением к образовательному процессу.

В продолжение темы морских приключений кораблика «Плюх - плюх», можно предложить ребятам подготовиться к очередному плаванию с заданием на листе 12 рабочей тетради (демонстрация). Или угостить пирогами цифрят на листе 11 рабочей тетради. Думаю, вы легко справитесь этой задачей.

Хочу предложить Вам необычный способ использования Игровизора - зеркальное рисование - рисуем елку, украшаем шарами, рисуем звездочку на макушке, рисуем звезду по точкам с цифрами.

6. «Прозрачный квадрат» - нетающие льдинки озера Айс, тайну которого знает только невидимый Хранитель озера. Он дает поиграть со льдинками только тем, кто разгадает его ледяные загадки. Загадки бываю разные: какая льдинка лишняя, какая будет следующая (закономерности), собери квадрат и другие. Льдинки в собранном виде имеют форму квадрата (демонстрирую). У игры 2 главных правила:

- собираем квадраты, используя прием наложения всей плоскостью (у малышей допустимо приложение);

- при наложении цветные элементы не пересекаются (демонстрирую)

Сначала учимся собирать квадрат из двух, четырех одинаковых деталей, соблюдая правила. Затем усложняем задание. После переходим к групповой игре «Собери квадрат» (игра с педагогами). Участвуют 4-6 человек. Квадраты стопкой в центре круга. По очереди берут по одной льдинке и кладут на стол. Каждый следующий игрок старается положить свою льдинку так, чтобы получился ледяной квадрат.

В награду получаем льдинки и сооружаем из них ледяные фигуры по схеме, замыслу.

 Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...

Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку»

Цель: формировать математические представления старших дошкольников через сказку, выявить знания детей, полученные на занятиях в течение первого полугодия....

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений старших дошкольников

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память...

Проект «Игры из «ничего». Изготовление дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Изучение математики в дошкольном возрасте должно быть интересным и увлекательным. В этом возрасте у детей преобладает игровая деятельность. В игре у ребенка формируются все стороны развития личности: ...

Из опыта работы " Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных представлений у старших дошкольников"

Из опыта работы " Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных представлений у старших дошкольников"...

Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...