Педагогический совет «Преемственность ДОУ и школы в условия реализации ФГОС дошкольного образования»
материал

Галушина Надежда Михайловна

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности ДОУ и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №4

«Преемственность ДОУ и школы в условия реализации ФГОС дошкольного образования»

Котовск

30.03.2023 г.

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности ДОУ и школы.

Задачи:

Повышение педагогической компетентности педагогов в осуществлении преемственности дошкольного образования;

Выявить эффективные механизмы сотрудничества по проблеме преемственности детского сада и школы;

Развить творческий потенциал педагогов.

Повестка дня:

1. Вступительное слово заведующего  «Проблемы преемственности ДОУ и школы» (заведующий Л.В. Романова)

2. Упражнение «Подслушанный диалог» (старший воспитатель Галушина Н.М.)

3. Детский сад + начальное  школьное образование в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО и пути их решения. (старший воспитатель Галушина Н.М.)

4. Видеоролик «Какой должен быть школьник» (воспитатель Трефилова А.П.)

5. Викторина с педагогами «Формы преемственности»

6. Современные требования к выпускнику ДОУ. Результаты адаптации выпускников к школе (педагог-психолог Михальченко Н.В.)

7. Памятка для педагогов «Принципы формирования предпосылок УУД»

     8. Утверждение отчета о результатах самообследования.

9. Принятие решения педсовета.

Ход  педагогического совета

Слайд 1

1. Вступительное слово заведующего «Проблемы преемственности ДОУ и школы» 

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически и психологически перестраиваться и приспосабливаться к другому режиму жизни, к новой обстановке, к школьному и ученическому коллективу; быть самостоятельным и ответственным.

Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь должны оказать взрослые, окружающие ребенка: родители, воспитатели, другие специалисты детского сада.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Педагоги дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к обучению в школе. Этому и будет посвящен наш сегодняшний педагогический совет.

Слайд 2

2. Упражнение «Подслушанный диалог»

Участникам педсовета предлагается проанализировать кусочки «подслушанных» разговоров и по их содержанию определить, чьи это слова: родителей, воспитателей, учителей.

1. - Они к нам пришли, даже колготки сами не могли надеть. Вова «да» - «нет» не умел говорить, только кивал. У Сани произношение больше половины звуков нарушено было. А теперь, такие молодцы: стихи как на утренниках читают, поют и танцуют. Все буквы знаем, читать всех по слогам научили, а трое уже целыми словами читают.
- А у моих по математике какие результаты: счет прямой и обратный, примеры по числовому ряду решают, состав числа от зубов отскакивает, задачи простые умеют составлять. Да им в первом классе скучно будет. Мы их уже всему научили. (Это «слова воспитателей»)

2. - Что Вы тут делаете непонятно. Вот у подруги ребенка в саду и читать и писать научили. Он уже книжки дома вслух читает. В общем, к школе подготовили.
- Мы своего на курсы подготовительные водим 3 раза в неделю, там и языки, и рисование. Уже весь английский алфавит знает и считает, всех животных называет. А еще 2 раза танцы. И хотим учителя музыки по выходным домой приглашать. (Это «слова родителей»)

3. - Неплохой у меня набор в этом году: все знают буквы, половина примерно уже читает целыми словами и по слогам. Но трое явно слабых, только побуквенное чтение. А с математикой хуже: устно считают, а примеры большинство не могут решить или только по наглядности. Пятеро даже обратный счет в пределах 10 не знают. С задачами совсем плохо. Чему их учили в саду?

- И у меня слабых больше половины, ничего их не интересует. Память не развита, внимания не больше чем на 5 минут хватает. Никого не слышат, руку не поднимают для ответа, кричат, друг друга перебивают. Правилам поведения совсем не обучены. (Это «слова учителей»)

Старший воспитатель: Как Вы думаете, какие чувства испытывают учителя, воспитатели, родители.

Мы пришли к  следующим выводам:

Слайд 3

Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.

Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве. По мнению многих родителей готовый к школе ребенок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш.

Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается.

Довольно часто, в угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это приводит к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях». Как следствие, повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Очень часто субъекты образовательного процесса забывают, что в центре находится личность ребенка. Который не эстафетная палочка, передаваемая из сада в школу, и даже не сосуд, который мы должны наполнить определенными знаниями, а, скорее всего, тот самый факел, который нужно зажечь.

3. Детский сад + начальное  школьное образование в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО и пути их решения. (старший воспитатель Галушина Н.М.)

Слайд 4

В статье 63 закона «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными. Преемственность обеспечивается, прежде всего, федеральными государственными образовательными стандартами.

Введение ФГОС обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Анализ образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС начальной школы выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования. 

Наши образовательные области? (педагоги отвечают)

Слайд 5

-Социально –коммуникативное развитие

- Художественно –эстетическое развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Физическое развитие.

По каким направлениям работает школа?

• Обществознание и естествознание (окружающий мир)

• Основы религиозных культур и светской этики

• Математика и информатика

• Технология

• Филология (русский язык, родной язык, иностранный язык,

литературное чтение)

• Искусство (изобразительное искусство, музыка)

• Физическая культура.

Они совпадают по целям. Между тем, важно отметить и имеющиеся отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:

– результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке;

– результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).

Слайд 6

Но с сентября все должно измениться. Нам разработали ФОП. Почему возникла необходимость в федеральной образовательной программе на уровне дошкольного образования?

– Необходимость разработать ФОП ДО возникла в связи с изменениями, которые внес Президент в Закон об образовании в сентябре 2022 года. Таким образом, Минпросвещения разработало и утвердило ФОП ДО в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ.

Согласно новой редакции закона детские сады должны разрабатывать образовательную программу в соответствии со стандартом и федеральной образовательной программой. Оба эти документа имеют одинаковую юридическую силу – их утвердило приказом Минпросвещения и зарегистрировал Минюст. 

ФОП ДО предусматривает те же образовательные области, что и ФГОС, – здесь нет никаких изменений. Но содержание образовательной деятельности по областям разработчики описали для детей от 2 месяцев до 7 лет. Кроме задач и содержания образовательной деятельности, в каждой образовательной области теперь еще есть задачи воспитания.

Формы, способы, методы, средства реализации ФОП ДО. Педагоги вправе выбирать их самостоятельно. Главное, чтобы они соответствовали возрасту и индивидуальным особенностям детей, целям и задачам образовательной деятельности.

Как теперь определить место для рабочей программы воспитания в структуре образовательной программы детского сада?

– Ее место уже определили разработчики: федеральная рабочая программа воспитания входит в содержательный раздел ФОП ДО как один из структурных компонентов. Содержание федеральной рабочей программы воспитания также скорректировали. Кроме задач по основным направлениям воспитания разработчики сформулировали совокупные задачи воспитания для пяти образовательных областей.

Слайд 7

4. Видеоролик «Какой должен быть школьник» (воспитатель Трефилова А.П.)

А теперь мы посмотрим, как наши дети считают, какой должен быть настоящий школьник. (показ видеоролика)

Слайд 8

5. Современные требования к выпускнику ДОУ. Результаты адаптации выпускников к школе (педагог-психолог Михальченко Н.В.)

Одним из результатов работы любого дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования. При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств; психологическая готовность определяется эмоционально - личностной (произвольность поведения, учебно - познавательная мотивация, формирование самооценки), интеллектуальной (развитие образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками).

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

старшего дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО)

Линия развития

Показатели развития (интегративные качества)

Физическое развитие

  • Физическое развитие соответствует возрастным нормам.
  • Физически развит, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:
  • проявляет интерес и потребность в двигательной активности (проявляет интерес к участию в подвижных играх, играх с элементами соревнования, играм-эстафетам, физическим упражнениям);
  •  владеет основными видами движений на уровне, соответствующем возрасту;
  •  достаточно развиты физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость);

 Сформированы ценности здорового образа жизни:

  • имеет представления о собственном теле, владеет способами ухода за ним;
  •  имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания, закаливания, физических упражнений, соблюдения режима дня;
  •  проявляет желание заботиться о своем здоровье

Познавательное развитие

  • Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей
  • Проявляет любознательность, познавательную активность:
  • интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
  •  задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
  •  способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднения обращается к взрослому;
  •  проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, способен использовать различные источники информации, способствующие самостоятельной деятельности (кино, литература, искусство, экскурсии, информация взрослого);
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту:
  •  владеет логическими операциями - анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы; пытается использовать знаково – символические средства представления информации;
  •  применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
  •  способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его.
  • Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в соответствии с возрастом

Речевое развитие

  • Речь выпускника: 
  • словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух;
  •  адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
  •  владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и др.).
  •  использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);
  • способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  • может выучить небольшое стихотворение; умеет связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы; способен сосредоточенно действовать в течение 15-25минут;

Социально— коммуникативное развитие

  • Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: 
  • имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
  •  имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  •  имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
  • Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.)
  • Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
  • Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, их эмоциональному состоянию, умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания;
  • Владеет приемами и навыками межличностного общения (охотно участвует во всех видах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, устанавливает дружеские отношения со сверстниками, может отстаивать свою точку зрения, выражать желания, ориентирован на мнение и оценку других людей).
  • Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, т.е. способен договариваться с партнерами по взаимодействию, учитывая их желания и мнения, согласовывая свои действия с действиями партнера).
  • Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом:
  • имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо);
  •  способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений о морали;
  •  принимает и соблюдает элементарные моральные нормы и правила поведения (работать в коллективе, не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу),
  • соблюдает правила этикета, правила поведения на улице, в общественных местах;
  • может давать этическую оценку сверстникам, персонажам игр, литературных произведений за соблюдение или нарушение моральных норм поведения;
  •  проявляет бережное отношение к окружающей природе, окружающему миру.
  • Проявляет положительное отношение к разным видам труда
  • Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены

Художественно - эстетическое развитие

  • Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства.
  • Имеет первичные представления о традициях народного творчества с учетом регионального компонента.
  • Сформированы основы художественно - творческой деятельности: проявляет интерес, способен предложить собственный замысел и воплотить его;
  • Сформированы основы музыкальной деятельности (развиты танцевально - двигательные, исполнительские умения).
  •  Сформированы умения создавать художественный образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности в театрализованной и игровой деятельности.

Ежегодно в начале и в конце учебного года мы проводим диагностику готовности детей к школе.

1. Мотивационная готовность детей

2. Интеллектуальная готовность

3. Социальная готовность

4. Психологическая готовность.

С воспитателями мы обсуждаем результаты детей, отмечаем, на что обратить внимание на занятиях со всеми детьми, а с кем позаниматься индивидуально. И, конечно же, обращаем внимание родителей на те пробелы, которые имеются в знаниях их детей.

Результаты адаптации к школе  выпускников

Слайд 9

6. Викторина с педагогами «Формы преемственности»

Работа в микрогруппах. Педагогом предлагается написать формы работы по преемственности детского сада и школы.

I. Работа с детьми:

1) экскурсии в школу; 

 2) посещение школьного музея; 

 3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; 

4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

5) выставки рисунков и поделок; 

 6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

8) участие в театрализованной деятельности;

9)посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. 

 II. Работа с педагогами:

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

3) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

5) педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями:

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей.

Идет обобщение результатов. Подводятся итоги.

Слайд 10

7. Памятка для педагогов «Принципы формирования предпосылок УУД»

Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. Основная задача начальной школы заключается в формировании у детей универсальных учебных действий. 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УУД

  • Опираться на ведущий тип деятельности дошкольников – игру.
  • Включать детей в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.
  • Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ.
  • Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.
  • Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь.
  • Развивать творческие способности и навыки самоконтроля.
    Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях.

         8. Утверждение отчета о результатах самообследования.

9. Принятие решения педсовета

1.Продолжать работу по преемственности со всеми участниками образовательного процесса, усилить работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к универсальным учебным действиям.

Срок исполнения – постоянно.

Ответственные – воспитатели.

2. Продолжать сотрудничество с педагогами СОШ.

Срок исполнения – постоянно.

Ответственные – воспитатели.

3. Активировать работу с родителями по подготовке детей к школьному обучению.

Срок исполнения – апрель 2023 г.

Ответственные – воспитатели групп №4,6.

4. Провести с детьми экскурсию в школу.

Срок исполнения – апрель 2023 г.

Ответственные – воспитатели групп №4,6.

5. Провести семинар по теме «Подготовка и готовность детей к школе»

Срок исполнения – апрель 2023 г.

Ответственный – старший воспитатель.

6. Реализовать краткосрочный проект  «Очень нравится в саду, но…скоро в школу я пойду!

Срок исполнения – апрель- май 2023 г.

Ответственные – воспитатели групп №4,6.

     7. Утвердить  отчет о результатах самообследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая культура родителей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Педагогическая культура родителейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Педагогическая диагностика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В статье представлены краткие тезисы о педагогической диагностике (мониторинге) в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»

Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...

Педагогический совет «Преемственность ДОУ и школы в условия реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности ДОУ и школы....