"Учим стихи с детьми"
консультация

Корепина Галина Евгеньевна

консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_stihi_s_detmi.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Учим стихи с детьми»

Уважаемые родители! Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Для того чтобы помочь ребенку научиться наслаждаться поэзией, желательно учесть следующее. • Главным условием воспитания в ребенке ценителя поэзии является наличие книжного окружения и увлечение взрослых поэзией, чтобы ребенок находился в атмосфере стихов, литературы. Читайте ребенку больше и чаще! • Настоящего читателя поэзии отличает определенная культура чтения стихотворений. Прежде чем читать стихотворение, взрослому нужно обратить внимание на его название, которое состоит из имени и фамилии писателя и заголовка произведения. Если фамилия автора уже встречалась, вспомните, что уже читали, и какое осталось впечатление. Возможно, сначала это будет для вас не очень просто, но потом станет приятной привычкой. Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек, закличек, считалок и кончая более трудными в тематическом плане скороговорками и стихами о Родине. Как же учат детей запоминанию? Прежде всего им объясняют само значение (лексическое значение) слова помнить, запоминать. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить. Например, когда мама занимается с ребенком младшего возраста (3-4 года), разучивает с ним потешку: — Мишенька, давай позовем солнышко так: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!» Повтори (или: «Теперь ты скажи»). Мальчик старается повторить слова потешки. — Как ты хорошо запомнил! (или: «Ты уже почти запомнил!»). Выйдя на улицу мама вспоминает: — Вспомни, как мы звали солнышко, чтобы оно выглянуло в окошечко. Ребёнка нужно обязательно хвалить, а если затрудняется, то помочь. Итак, приемы произвольного запоминания: 1) повторение текста, 2) припоминание текста. Чтобы ребёнку не скучно было многократно повторять один и тот же текст, можно включить в работу элементы игры: — К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка или другая игрушка), прочти еще раз стихи для нее! — Научи читать эти стихи петрушку из нашего кукольного театра. — Давай играть в театр: будем выступать перед зрителями (братишки, сестрёнки, бабушка, дедушка и др.). Для запоминания ребёнком потешки иногда достаточно того, чтобы она прозвучала в момент, когда у него хорошее настроение — когда ему радостно от ощущения здоровья, от внимания взрослых. В потешке ребенок слышит прежде всего музыку, и этого часто бывает достаточно, чтобы он захотел сам повторить, а потом и припомнить ритм этой музыки. Но в потешке ребенок различает и образы, если в этом помогает ему родитель. Помощь родителя состоит в том, чтобы вовремя соединить слова потешки с реальными явлениями, которые названы этими словами: солнце залило светом комнату, где находится ребенок, — и мама припевает: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»; ребенок охотно ей вторит. Идет теплый дождик, и ребёнок вместе с мамой радостно скандируют потешку: «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей!» или стихи Александровой З.: «К нам на длинной мокрой ножке дождик скачет по дорожке». Очень важно помочь детям соединить чувственно воспринимаемый образ внешнего мира со словами лирического стихотворения о природе. Вот пришла осенняя пора, и ребёнок слышит стихотворение А. Плещеева «Осенью». Они смотрят в окно, и чудесные слова стихотворения глубоко входят в их память. Застигнутые на прогулке снегопадом, дети услышат стихотворение И. Сурикова «Белый снег, пушистый». В апрельский день, бродя с ребятами по рыхлому снегу у покрытого ледяной коркой, но уже ожившего ручья, мама может прочитать им стихи А. Блока «Весна идет сторонкой...». Собирая цветы на весеннем, залитом солнцем лугу, ребёнок с радостью воспримет стихи А. Майкова «В мае». А лирические стихи о лете малышам в первый раз лучше читать летом. Мама помогает ребёнку запомнить стихи, обращая внимание на выразительные языковые средства. Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть. Ребенку четвертого года жизни мама предлагает повторять строчки с ним вместе, а потом просит его одного рассказать все стихотворение, при этом потихоньку подсказывает ему слова, которые тот забыл или он начинает — ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задание для ребенка усложняется: он должен повторять за мамой целые строфы (2—4 строки). Дети легко выучат потешки, заклички, стихи, глядя на картинки – подсказки, которые станут зрительной опорой и обеспечат быстрое запоминание материала. Заучивание стихотворений способствует развитию у дошкольника памяти, воображения, чувство ритма и словарный запас. Технологии моделирования включает в себя: -мнемотаблицы -мнемодорожки -схемы Рекомендуем заниматься следующим образом. Берём любое стихотворение. Рисуем мнемотаблицу или используем готовую, как представлено ниже. Расскажите стихотворение по таблице. Далее рассмотрите с ребёнком каждую картинку и попросите его рассказать, что на ней нарисовано. При желании ребёнок может раскрасить картинку. Далее обратите внимание ребёнка на картинки-подсказки. Пусть он смотрит на них, когда вы будете чётко и выразительно читать текст. Обязательно объясните непонятные слова. Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает. Современные бабушки и дедушки могут припомнить, сколько их бабушки знали наизусть произведений. И не обязательно эти бабушки учились в гимназии. Даже после двух-трехлетнего обучения в школе при фабрике они могли цитировать наизусть большое количество стихотворных произведений. Выпускницы института благородных девиц, согласно требованиям времени, должны были знать около 150 стихов наизусть. И действительно знали. А зачем нам поэзия сегодня? Современному человеку нужна поэзия, потому, что она «помогает понимать другого человека, так же как и сопереживаемая музыка, но она еще и дает слова для этого понимания». Удачи вам, дорогие взрослые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить стихи с детьми.

Многие родители понимают, как важно, чтобы ребенок учил стихи. Мы с удовольствием слушаем, когда какой-нибудь малыш громко и с выражением читает стихи на детском празднике! ...

Учим стихи с детьми по схемам.

Выучить стихотворение для ребенка – это большой труд и изначально сложный процесс.Работая с детьми над разучивание стихотворений, мы поняли, что использование традиционных приёмов разучивания – это пр...

Как учить стихи с детьми 2-3 лет

даются рекомендации по правильному подбору и заучиванию малых стихотворных форм...

Как учить стихи с детьми 2-3 лет

Мама с сыном разучивает стихи, читает первую строчку: «Уронили мишку на пол». Ребенок повторяет: «Уронили мишку на пол». Мама счастлива - ее сын учит первое в жизни стихотворение… Мама читает вторую с...

"Как правильно выбирать и учить стихи с детьми".

Информация для родителей, как правильно выбирать и заучивать стихи с детьми дошкольного возраста....

"Как правильно учить стихи с детьми дома"

В консультации даются рекомендации родителям, о том, как учить стихи с детьми  дома....

Как правильно учить стихи с детьми 3-4 лет

Как  правильно учить  стихи с детьми 3-4 лет. Советы родителям....