Педагогическая копилка
материал

Березина Вера Николаевна

Выступление, статьи, методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhnye_palchiki.docx90.03 КБ
Файл statya-proekt_nasha_bezopasnaya_doroga.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №13 «Звездочка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

         

         

 

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

социально-педагогической направленности

                                  «Дружные пальчики»

                         на 2022 – 2023 учебный год

для воспитанников второй  группы раннего возраста

(2-3 года)

                        Срок реализации Программы: 1 год

     Автор: Березина В.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                                                     3        

Новизна программы                                                                                                                          4

Актуальность                                                                                                                                     4                                                                                                                                

Направленность программы                                                                                                             5                                                                                                          

Цель программы                                                                                                                                5

Задачи                                                                                                                                                 5

Возраст детей                                                                                                                                     5

Срок реализации программы                                                                                                            5

Направления работы с детьми                                                                                                          5

Методы и приемы работы                                                                                                                 5

Режим занятий и форма проведения                                                                                                6

Принципы реализации программы                                                                                                   Характеристика особенности развития моторики рук  детей раннего возраста  2-3 года ____6                                               

Формы и приемы работы с детьми                                                                                                   7

Планируемые результаты                                                                                                                  7

Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы                                                                                                                                           8

Содержание программы                                                                                                                               - Учебно-тематический  план на 2022-2023 учебный год___________________________       9                                                             

- Перспективное планирование работы кружка «Дружные пальчики» на 2022-2023 учебный год___________________________________________________________________________10

Методическое обеспечение программы                                                                                         17

Организационно-педагогические условия реализации программы______________________17                                                                                                             

Организация развивающей предметно-пространственной среды                                               17

Взаимодействие с родителями                                                                                                        18

Список литературы                                                                                                                           19

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

                                                 

                                          Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

        Детям  раннего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность пальцевой и артикуляционной моторики, словесно-логического мышления, внимания, памяти. Младшие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, рисовать. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие техники движений, скоординированных действий глаз и рук вызывают у ребёнка огромные трудности.

        В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство даёт возможность активизации речи через тренировку движений пальцев рук.

        Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Работа  по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Разработанная программа является составной частью программ «От рождения до школы», авторы Васильева и Комарова, «Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О. С. Ушаковой.

Новизна образовательной программы «Дружные пальчики» состоит в том, что в программе предусмотрено использование большого разнообразия упражнений, дидактических игр, пальчиковых игр стимулирующих широкий спектр развития и укрепления моторики рук, формирование целостного взгляда на мир. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:

- использование материала упражнений, пальчиковых игр, содержание которых подобраны в соответствии возрасту и способностям детей;

- подбор и систематизация материала, упражнений по развитию мелкой моторики рук.

- проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

- самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

                                                              

                                                            Актуальность:

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

         Работа по развитию мелкой моторики проводится с детьми второй  группы раннего возраста. В группу поступают  дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе.

Направленность программы: программа «Дружные пальчики» имеет социально-педагогическую направленность

Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование),  понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формирование практических умений и навыков;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей.
  • вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи  и мелкой моторики детей через дидактические игры и упражнения.  

        Возраст детей:  программа  кружка  «Дружные пальчики»  направлена на  развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного  возраста (2-3 года) посредством дидактических игр, пальчиковых игр, продуктивной деятельности  и игрушек.  Развитие тактильной чувствительности детей.

Срок реализации программы: 1 год.

Направления работы с детьми

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

Методы и приемы работы:

Игровые, словесные, практические:

  • самомассаж  кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Режим занятий и форма проведения:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут.

Количество занятий в месяц: 4, в год 31 занятий.

Количество часов в год: 5 часов 10 мин.

Занятия организуются с группой детей из 12 человек:

• совместная деятельность педагога с детьми.

• самостоятельная деятельность детей.

Принципы реализации программы

Характеристика особенности развития моторики рук

детей раннего возраста  2-3 года.

        Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».

        К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.

        Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с развитием речи малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.

          Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.  

    Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!  

               Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя  проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

              По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их детям  и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.                                                    

             Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно детям мешать слушать.

             Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

      Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Формы и приёмы работы: 

  • пальчиковая гимнастика
  • рисуночные задания
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах,                     выкладывание мозаики)
  • работа с бумагой ( аппликация, конструирование из бумаги,)
  • работа со шнурками
  • моделирование (счетные палочки,  трубочки)
  • лепка                                                                                                                                                  В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш,  кисточку,  задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
            В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать кисть и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки, тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
            В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся  подвижными и гибкими.
            В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация,  конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
            Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, 
            В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
            В разделе «Лепка»  Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала

Планируемые результаты:

  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
  • Усовершенствована предметно развивающая среда.
  • Развитие речевого аппарата 
  • повышение интереса у родителей к совместным пальчиковым играм с детьми, к развитию (совершенствованию) речи и мелкой моторики у детей дома.

Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития моторики рук .

Диагностический инструментарий (диагностические задания).

                               Ф.И. ребенка

Развитие точности движений

Развитие ритмичности движений

Развитие ловкости пальцев

Развитие силы кисти и выносливости пальцев

Развитие зрительного контроля движений

   общий балл/ уровень

Общий балл/

    уровень

-«Ладонь-кулак»

-«Бусы»                        

               

           

   -«Прятки»

-«Помоги ежику донести яблоко»

-«Дорожки»

- «Спрячь мышку»

-«Солнышко и дождь»

Оценка результатов диагностики

Уровень

Баллы

Высокий

18-21 балл;

Средний

11-17 баллов;

Низкий

7—10 баллов.

Критерии оценки

3 балла - ребенок выполняет все задания.

2 балла - ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя.

1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя

Диагностика проводится 2 раза в год 3-4 неделя сентября

                                                                 3-4 неделя мая

                               

Учебно-тематический план кружка «Дружные пальчики»

2022-2023 учебный год

вторая группа раннего возраста

Тема

Количество занятий

Количество часов (мин)

1

« Любимые игрушки»

1

10 мин.

2

«Смотрит солнышко в окошко»

1

10 мин.

3

«Осень. Признаки осени»

1

10 мин.

4

«Деревья»

1

10 мин.

5

«Овощи с огорода»

1

10 мин.

6

«Одежда»

1

10 мин.

7

«Транспорт»

1

10мин.

8

«Домашние животные»

1

10мин.

9                                                                                                                

«Игрушки»

1

10 мин.

10

«Птицы»

1

10 мин.

11

«Дикие животные»

1

10 мин.

12

«Зима. Признаки зимы.»

1

10 мин.

13

«Новый год. Елка»

1

10 мин.

14

«Зимний лес»

1

10мин.

15

«Снег идет»

1

10 мин.

16

«Профессии»

1

10мин.

17

«Дом»

1

10 мин.

18

«Электроприборы»

1

10 мин.

19

«Защитники отечества»

1

10 мин.

20

«Конец зимы»

1

10 мин.

21

«Мамин праздник»

1

10 мин.

22

«Электроприборы»

1

10 мин.

23

«Весна»

1

10мин.

24

«Звонкая капель»

1

10мин.

25

«Весеннее солнышко»

1

10мин.

26

«Цветы»

1

10мин.

27

«Дождь»

1

10мин.

28

«Насекомые»

1

10мин.

29

«Домашние животные

1

10 мин.

30

«Посуда»

1

10 мин.

31

«Лето»

1

10 мин.

Количество занятий в месяц: 4

Количество часов в год: 5 часов 10 мин..

Перспективное планирование работы кружка «Дружные пальчики»

на 2022-2023 учебный год

Месяц

Неделя

                             Задачи

           Содержание

октябрь

1

«Любимые игрушки».

 

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

Развивать подвижность пальцев рук. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

 

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики – мальчики». Упражнение « Зайчики»,     « Бабочка», « Белка».

 Рисуем пальчиками «Волшебные пальчики». «Пальчиками играем – речь развиваем» .

2

«Смотрит солнышко в окошко»

 

Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать учить координир. движения с речью. Продолжать закреплять формы( круглое) Стимулировать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Пальчиковая гимнастика     « Солнышко»

Упражнение «Ладушки – ладушки»,  «Братцы».  «Божьи коровки на лужайке» ( рисование пальчиками).  

« Солнышко лучистое»         ( выкладывание из спичек солнышко).

Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Игра  «Помоги зайчику найти дорожку к домику».

3

«Осень. Признаки осени.»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.  Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. Стим-е тактильных ощущений.  Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.  Учить детей работать с бумагой в технике оригами.  Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.  Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов. Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь.

Пальчиковая гимнастика «Осенний  дождик».  

Игра «Ежики и ежата».  (Втекание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

 «Осенний  букет» - аппликация с использованием оригами. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

Игры с пуговицами рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

4

« Деревья»

Развивать мелкую моторику рук.

Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев. Научить детей завязывать узелки, бантики.  Формировать умение координировать речь и движения. Стимулировать тактильные ощущения.

Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Пальчиковая гимнастика

 «Я по веточке шагаю».

Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.

Дидактическая игра «Куда пойдёшь, там и найдёшь».

Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль) .

«Осенние деревья» - рисование ладошками.

Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе. Самомассаж косточками фруктов

                                                                                     Ноябрь

1

«Овощи с огорода»

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Развивать артистические способности, память, речь.

Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту» «Морковка» - раскрась по образцу.  

Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно)

Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

Кукольный театр: «Репка»

Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

2

«Одежда»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Упр-ь детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы. Учить последовательно одевать и раздевать куклу. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Пальчиковая игра  «Гномики- прачки» .

Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

Упражнение  «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.  

Д/игра «Оденем Петю». Упражнение  «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу. Самомассаж гранеными карандашами.

3

«Транспорт»

 

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.  Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.  Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

Упражнение «Что у кого? » - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

Упражнение  «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

«Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

Упражнение  «Топай-хлопай».

Пальчиковая  игра «Вертолет».

Самомассаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

4

«Домашние животные»

Развивать мелкой моторики рук.

Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц. Стимулировать тактильные ощущения. Восп-ь любовь к животным, фантазию.

Упражнение «Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем. Упражнение  «Коготки и лапки».

Упражнение  «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

 «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

Д/и «Животные и их детеныши».

Самомассаж гранеными карандашами

                      Декабрь

1

 «Игрушки»

Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать учить координир. движения с речью.  Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.  Стимулировать тактильные ощущения.  Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

Пальчиковая гимнастика  «Игрушки». 

Упражнение  «Лошадка».

Упражнение  «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

Упражнение  «Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

«Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик) .

Упражнение  «Платочек для куклы» -определение фактуры материала.  «Пирамидка» -лепка из пластилина  

Самомассаж косточками фруктов.

2

 «Птицы»

Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. Продолжать учить координировать движения с речью. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Пальчиковая гимнастика «Утята». 

«Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.  

Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

Упражнение  «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча) .

Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

Оригами «Птички». Самомассаж бусинками.

3

 «Дикие животные»

Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Стимулировать тактильные ощущения. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

Упражнение  «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

 Пальчиковая гимнастика «На лужок».

Упражнение  «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

Подвижная  игра «Зайка»

Упражнение  «Веселые зверята»

Угостим медвежонка медом –рисование сот пальчиковыми красками. Самомассаж мячиками (ежиками)

4

 «Зима. Признаки зимы»

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.  Закреплять умение проводить прямые гориз-ные линии.  Стим-ть тактильные ощущения.  Знакомство с глиной как с художественным материалом. Развивать умение сматывать клубочки.

«Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

Упражнение  «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

Упражнение  «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из разных ниток.

Пальчиковая гимнастика. «Погреемся», «Зимняя прогулка»

Самомассаж мячиками (ежиками) .

Дорисуй ветку, на которой сидит воробей. «Глиняные рожицы» - рисуем глиной.  

Январь

1

 «Новый год. Елка»

Развивать мелкую моторику рук.

Форм-ть умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. Зак-ть умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. Раз-ть умение сматывать клубочки. Стим-ть тактильные ощущения. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

Пальчиковая  гимнастика «Елочка».

Упражнение  «Помоги бабушке» - смотать из шерстяной ниток клубочки Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

 «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

 «Наряжаем ёлку»- рисуем пластилином елочные игрушки.

Упражнение  «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу. Самомассаж косточками фруктов.

2

«Зимний лес».

Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку  «В берлоге».Раз-ть мелкую моторику рук. Продолжать развивать моторику пальцев через пальчиковую игру. Форм-ть развитие мелкой моторике. Учить детей изготавливать комочки ваты , скатывая круговыми движениями ладоней . Форм-ть контроль за мышечными ощущениями. Отраб-ть ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).

Игра «Чтоб Мишке  было теплее».

« В гости елочка пришла, снег на ветках принесла….» ( рисование пальчиками).

Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Игра «Снегопад в лесу».

( На трафарете зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты),

Пальчиковая гимнастика « Дружные пальчики».

Упражнения « Осьминог», « Замок».

3

Тема: «Снег идет»

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. Вос-ть самостоятельность, инициативность.

Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

 «Снегопад»-рисуем пластилином.

Упражнение  «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками. Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

Самомассаж гранеными карандашами.

Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.  

Февраль

1

Тема: «Профессии»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулировать тактильные ощущения. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Строим дом».

Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.

Упражнение  «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь.

Упражнение  «Собери красивый букет» - шнуровка.

«Мы строители» - строим из строительного материала гараж.

Упражнение  «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие.

Самомассаж гранеными карандашами.

2

Тема: «Дом»

 Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Обучение рисованию кругов.

Стимулировать тактильные ощущения. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек. Развивать чувство формы.

Вос-ть любовь, бережное отношение к своему дому. Вос-ть стремление доводить начатое дело до конца.

Игра «Что лишнее? » - «Чудесный мешочек».

Пальчиковая игра «Кроватка», «Стул».

«Домик для мишутки» - рисуем на манке.

Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители»

Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе. Самомассаж гранеными карандашами.

3

«Электроприборы»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Закр-е умение закрашивать готовые изображения. Стимулирование тактильных ощущений. Развивать внимание. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

Пальчиковая гимнастика «Это звери». 

Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

Лабиринт «Какая лампа включена» (Книга развивающих игр) .

Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер», «Утюг»

Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы. Самомассаж мячиками (ежиками).

4

«Защитники отечества»

Совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

Учить детей завязывать узелки и бантики. Стимулировать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». «Салют» - Рисуем пальчиками  красками

Упражнение  «Орешки»- с грецкими орехами. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.  

Март

1

                        «Конец зимы»

Развивать мелкую моторику рук.

развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулирование тактильных ощущений. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.

Пальчиковая гимнастика  «Снеговик».

Упражнение  «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль. Самомассаж гранеными карандашами.

Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

«Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.

2

                  «Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Тренировать умение создавать узор по образцу.

Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

Стимулирование тактильных ощущений. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

«Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

Упражнение  «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

Пальчиковая игра «Подарок маме».

 «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

Упражнение  «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. Самомассаж косточками фруктов.

3

                       «Виды транспорта»

Совершенствовать мелкую моторику рук. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. Развивать глазомер и точность.

Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнение  «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.

Упражнение «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге

Упражнение  «Чей кораблик? » - лабиринт.

Самомассаж мячиками (ежиками) .

Пальчиковая гимнастика «Путешествие».

Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.  

4

«Весна»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

Стимулирование тактильных ощущений. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

Учить детей работать с бумагой в технике оригами. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

Пальчиковая гимнастика  «Весенний дождик», «Встреча птиц». 

Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем комп-ю : солнышко, травку, первые цветы, деревья. «Весенний букет» - аппликация с использованием оригами. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

Апрель

1

 «Звонкая капель»

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулирование тактильных ощущений. Позн-ть детей с пипеткой, показать как ею пользоваться Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

Воспитывать любознательность, самостоятельность.  

Упражнение  «Что тонет, что не тонет? » -выбрать из группы предметов то, что тонет.

Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.

Конструирование  из бумаги (оригами) «Лодочки».

Упражнение  «Соберем кораблик» - разрезная картинка.

Пальчиковая  игра «Одуванчик».

Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул) .

Самомассаж косточками фруктов.

2

          «Весеннее солнышко»

Развивать мелкую моторику рук.

развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стим-ть тактильные ощущения.  Прод-ть учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

.

Игра »Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры) .

Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.

Лабиринт «К какому растению летит бабочка» «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.

Пальчиковая игра  «Улитка» «Орешек».

Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

3

                              «Цветы»

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Закреплять умение делать из пластилина шарики.

Стимулирование тактильных ощущений. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.

Упражнение  «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.

 «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички) .Д/игра «Собери букет».П. игра «Букет цветов». Самомассаж мячиками (ежиками) .

4

                          «Дождь»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

Стимулирование тактильных ощущений. Развивать усидчивость, целенаправленность. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Пальчиковая гимнастика  «Пчела», «Паучок», «Червячки».

Упражнение  «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.

Д/игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.

Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из сухого бассейна выбрать фасоль. Заштрихуй тучку по образцу.

Упражнение  «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.

Самомассаж гранеными карандашами.

Май

1

                              «Насекомые»

Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стим-е тактильных ощущений. Упр-ть в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. Развивать умение завязывать узелки. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ. Раз-ть память, речь.

Пальчиковая игра «Червячки», «Паучок»

Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена. Упражнение  «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

Упражнение  «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.

Упражнение  «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.

 Упражнение  «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. Самомассаж косточками фруктов.

«Вот такие ножки у сороконожки» - колл-е рисование

Потешки : «Божья коровка». «пчёлка»

2

                     «Домашние животные»

Развивать мелкую моторику рук.

Трен-ть навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. Учить детей рисовать волнистые линии. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться Стимулировать тактильные ощущения. Вос-ть любовь к животным, желание заботиться о них.

Упражнение  «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

Упражнение  «Животные хотят пить» - «мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

Упражнение  «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне. Нарисуй хвост коню.

Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».Самомассаж гранеными карандашами.

                                 «Посуда»

Развивать мелкую моторику, координацию движений. Учить соотносить предметы со словесным обозначением. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук. Стимулировать тактильные ощущения. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

Воспитывать бережное отношение к посуде.

Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .

Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Упражнение  «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.  «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.

Упражнение  «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку. Самомассаж гранеными карандашами.

                                «Лето»

Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Учит аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе. Развивать артистические способности, речь, память.

Пальчиковая гимнастика  «Лето». 

Игра »Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками. Упражнение  »Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок. Самомассаж мячиками (ежиками) «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.

Наст. театр « Теремок» 

Упражнение  «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек

3-4

Оценка качества усвоения программы детьми и результатов проведенной работы.

Диагностика речевого развития

Методическое обеспечение программы:

Все занятия программы проходят в виде игры, с включением в нее самостоятельной работы детей.

Программа «Дружные пальчики» обеспечена методической продукцией:

  • разработками игр и  дидактическим материалом,
  • различным тестовым материалом,
  • картотекой пальчиковых игр,
  • материалом необходимым для самомассажа.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Для эффективного развития речи у детей раннего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия:

1)разработанное планирование образовательной работы.

2)создание развивающей среды для занятий.

Для проведения занятий необходимо помещение, хорошо освещенное, проветренное, с проведенной влажной уборкой в соответствии с СанПиН. Количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов и оборудования для развития детей;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- обеспечивает речевую активность детей;

- двигательную активность, мелкой моторики;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Взаимодействие с родителями( законными представителями)

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, связанных с развитием речи ребенка.

                                          План взаимодействия с родителями

Месяц

Мероприятия

Цель

Октябрь

Консультация для родителей «Игры для развития моторики рук детей  2-3 года»

Познакомить родителей организацией игр для развития моторики рук дома.

Декабрь

Выставка групповых пальчиковых игр, упражнений речевой  направленности.

Знакомить родителей с разными играми, способами организации игр.

Март

Совместное развлечение «Играем вместе».

Повышение педагогической компетенции родителей. Создать условия для участия родителей в совместной с детьми игровой деятельности

Май

Консультация «Развитие моторики рук детей посредством пальчиковых игр и упражнений»

Привлечение  родителей оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики  рук детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам

                                     

                                                             Список  литературы:

1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И.

2.  Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с..

 

3. Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.

 4. Новосёлова И.А. Динамические черты и занятия с детьми раннего возраста. – М: Просвещение, 1985.-168Сс.

5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.

6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.

7. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2005

8. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

9. Разенкова Ю.А., ОдиноковаГ.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004

10. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.

12. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О.И. Крупенчук - СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -32с.

Интернет-ресурсы: Сайт «Дошколёнок.ру», detsad-kitty.runsportal.ruplanetadetstva.net



Предварительный просмотр:

  

                                                             Березина Вера Николаевна, воспитатель

                                                   

                                                    МБДОУ Детский сад №13 «Звездочка» г. Бирск

«НАША БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»

Тип проекта:  познавательный.
Продолжительность: среднесрочный 3 месяца (октябрь-декабрь)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
По количеству детей: групповой

Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;                                                                                            -речевое развитие;                                                                                                                                              -познавательное развитие;                                                                                                                                 -физическое развитие;                                                                                                                                        -художественно-эстетическое.

Педагогические технологии:                                                                                                                             -проблемно-игровая ситуация;                                                                                                                                     -информационно-коммуникативные технологии;                                                                                              -здоровьесберегающие технологии;                                                                                                                             -игровые технологии;                                                                                                                                      -познавательно-исследовательские технологии.

Актуальность и социальная значимость: зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, основных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие-снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.   Учитывая  особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан данный проект по теме «Наша безопасная дорога»

Цель проекта: сформировать у детей основы безопасного поведения на улице, уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения.

Задачи: 

Образовательные:
- углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;

-расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

-формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувство ответственности.
Развивающие:
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
- развивать умение ориентироваться в дорожно - транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
- развивать память, речь, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения;                                                                                                                              - воспитывать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте;                     -воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
План реализации проекта:
-пополнение развивающей предметно-пространственной среды;                                                                                                      -ознакомление родителей с проектом;                                                                                                                    -разработка картотек сюжетно-ролевых и подвижных игр;                                                                                                                                                        - разработка картотек дидактических и подвижных игр;
- разработка консультаций для родителей;
- разработка ООД;                                                                                                                                         -подбор тематических плакатов, иллюстраций;                                                                                            -разработка бесед по темам ПДД;                                                                                                                    - подбор пальчиковой гимнастики.                                                                                                                  

Этапы работы над проектом:                                                                                                                                             1 этап- подготовительный (подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр и т.д).                                                                                                                                                                          2 этап – основной ( проведение комплекса мероприятий)                                                                                                    3 этап – заключительный (развлечение «Мы за безопасность», игра-викторина «Пешеход»)                                                                                                                                            

Распределение деятельности по этапам:                                                                              

Подготовительный этап                                                                                                                                                 -постановка проблемы перед детьми: «Зачем нужно знать Правила дорожного движения?»

-обсуждение проблемы, довести до детей важность проблемы: « Если мы не будем соблюдать ПДД, то будет беда!»

-подбор детской и методической литературы, наглядного материала, игр, организованной образовательной деятельности, информации через интернет.                                                                                                                                -пополнение развивающей предметно-пространственной среды (уголок ПДД, дидактические игры, художественная литература, методическое пособие).                                                                                                                     Основной этап:                                                                                                                                                     -беседы с детьми на темы («Запомни эти правила», «Наш друг светофор»,«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Как вести себя в транспорте»);                                                                                                                                -просмотр презентаций («Правила дорожного движения», «Безопасные дороги детям», «Наш друг светофор» );                                                                                                                                         -проведение ООД ( Познавательное развитие «Знания дорожного движения», «Безопасная дорога»; Художественно-эстетическое: аппликация (коллективная работа) «Машины едут по улице», «Светофор-наш друг», рисование «Знаки дорожного движения», «Светофор» );                                                                                                                                -чтение художественной литературы ( Прокофьев "Мой приятель- светофор", И.Пляцковский "Светофор", , А. Дорохов "Пассажир", "Перекресток", И. Серяков "Законы улиц и дорог", С. Михалков "Моя улица", А. Иванов "Как неразлучные друзья дорогу переходили", Я. Пишумов "Самый лучший переход","Посмотрите, постовой" Б.Житков «Светофор», С.Волкова «Правила дорожного движения», «Уроки светофора» В.Лиходед, «Машины» Н.Ушкина, «Правила для маленького пешехода» Н.Никитина).                                                                                                                - дидактические игры («Дорожное лото», «Знай и выполняй Правила уличного движения», «Кто больше назовет дорожных знаков», «Перекресток», «Умный светофор», «Учим дорожные знаки», «Внимание дорога», «Транспорт»);                                                                                                               -конструирование из строительного материала («Улица города», «Транспорт»)                                                                                                                            -сюжетно-ролевые игры («Водитель и пешеходы», «Парковка», «Красный, желтый, зеленый», «Затор на дороге»);                                                                                                                                                                 -подвижные игры («Зебра», «Стоп-идите», «Будь внимательным», «Светофор»);                                                                                                                                 -пальчиковые игры («Машины», «Дорожных правил очень много», «Постовой», «Пешеходы»)                                                                                                                                                             -инсценировка  («Светофорик»)                                                                                              Заключительный этап:                                                                                                                                              - игра-викторина «Пешеход»                                                                                                                                             - развлечение  «Мы за безопасность» 

Работа с родителями:  

- совместное творчество родителей и детей: изготовление книжки-малышки, макет светофора, изготовление дидактической игры «Законы улиц и дорог», пешеходная дорожка;                                                                                                                                                            -консультации, папки-передвижки;                                                                                                                             - составление рекомендаций, буклетов для родителей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Источники

1. АвдееваН.Н,, КнязеваН.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;

3. В.А.Добряков «Три сигнала светофора»;

4.В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»;

5 Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка

Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка

Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Педагогическая копилка.

Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

  Методические разработки  адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....

Педагогическая копилка

Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...

Педагогическая копилка

Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных  учреждений....

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...