педагогический час для педагогов на тему «Роль игры в образовательной деятельности и в развитии детей, гендерный подход»
материал

Сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей немыслимо без передачи из поколения в поколение традиционного брака - союза мужчины и женщины. И правильное формирование гендерных  ролей служит для этого фундаментом.  Сенситивным периодом освоения человеком традиционных представлений о половых и гендерных различиях, семейных ролях и отношениях является дошкольный возраст, а  именно средний дошкольный возраст. Осознание себя мальчиком или девочкой   – одна из задач сферы социальных отношений, которая, в соответствии с ФОП ДО заложена в социально-коммуникативное развитие  уже в средней группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchas_gender.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»

В настоящее время не подвергаются сомнению представления о детской игре как об особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемым обществом. Сегодня игра продолжает свой культурно-исторический путь. Вертикаль ее развития представлена в репертуаре современных игр.

Всем известно, что игра начинается по инициативе детей, но это не спонтанный, а педагогически обусловленный процесс, и активность детей станет свойством личности, будет развиваться и усиливаться только тогда, когда получит соответствующую поддержку взрослых.

Но здесь следует помнить, что игра по своей природе — свободная деятельность и ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Поэтому стратегия руководства игрой требует от педагога высокого напряжения духовных сил, интенсивной умственной работы, волевых усилий, мобилизации знаний и опыта, т.е. игровой компетентности.

Цель педагогического часа - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития игровой деятельности детей дошкольного возраста в связи с формированием гендерной принадлежности, познакомиться с ролью самодеятельных игр и рукотворных игрушек в становлении гендерного сознания девочек и мальчиков.

Гендерные роли

Гендерная роль предполагает дифференциацию деятельности, статусов, прав и обязанностей человека в зависимости от его половой принадлежности. Быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей и правил поведения, предписанных в конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая социокультурная модель, определяющая роли и положение человека в социуме(в семье, культуре, образовании, экономике, политической системе и др.). Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Отсюда гендерные стереотипы - это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское».

В педагогике выделяют три группы гендерных стереотипов:

1)        гендерные стереотипы, закрепляющие семейные и профессиональные роли в соответствии с полом;

2)        гендерные стереотипы, связанные с различиями в содержании труда;

3)        гендерные стереотипы маскулинности-феминности, предписывающие определенные психологические качества и свойства личности.

Феминизация - это практика доминирования и подчинения или перегиб субкультур. Развитие у особей мужского пола вторичных женских половых признаков, обычно связанное с нарушениями деятельности желёз внутренней секреции. Противоположное явление - маскулинизация.

Маскулинизация - процесс накопления вторичных половых признаков мужского пола у особи женского пола.

В связи с этим, можно дать общую характеристику гендерного ролевого стереотипа, формирующегося у мальчиков уже в дошкольном детстве: мужчин принято оценивать по профессиональным успехам; предпочитаемая область деятельности - инструментальная сфера, созидательный труд; мужчины обладают такими качествами как сила, уверенность, надежность, ответственность, забота о слабых, умение ставить цели и достигать их даже в трудных обстоятельствах.

Общую характеристика гендерного ролевого стереотипа, формирующегося у девочек уже в дошкольном детстве: женщин принято оценивать по нравственным качествам, чувствам и поведению; предпочитаемая область деятельности женщин - экспрессивная сфера (исполнительский и обслуживающий труд, так или иначе связанный с отношениями между людьми); женщины обладают такими качествами как доброта, нежность, любовь к детям, преданность семье и роду, заботливость, терпеливость, миролюбие, умение гибко разрешать конфликты, обустраивать пространство, обеспечивать уют и комфорт в любой ситуации.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

ГЕНДЕРНЫЕ СТИЛИ И МОДЕЛИ ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

В самодеятельных играх у детей разного пола отчетливо проявляются разные стили и модели поведения, в которых находят свое выражение не только физические (биологические), но и психические гендерные различия. Мальчики более рациональны и агрессивны, у них труднее сформировать дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе.

Для мальчиков значимым фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего женского. В группе мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери. Поэтому мальчики довольно часто играют в больших игровых группах (объединениях).

Очень важно сформировать у мальчиков адекватное представление о        мужественности как нравственной твердости, которая проявляется в таких истинно мужских качествах как ответственность, умение преодолевать страх, надежность, умение взять на себя трудности и защитить слабого. Необходимо дать мальчикам представление о том, как мужественность проявляется в семье и в различных ситуациях вне семейного общения.

У девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от взрослых и семьи. По этому группа сверстников является для девочек не таким значимым фактором социализации, как для мальчиков. Девочки тяготеют к дружбе малыми группами, предпочитая диады или триады. Это отчетливо проявляется в различных бытовых ситуациях, игровой деятельности, свободном общении. В самодеятельных играх и эмоционально значимом общении девочки осваивают эталоны взаимоотношений, отождествляют себя с другими людьми и героями литературных произведений, кино-и мультфильмов, передают отношения, характерные для той роли, которую они выполняют по сюжету игры. Между девочками устанавливаются устойчивые эмоциональные связи, перерастающие в крепкую и доверительную дружбу. О своей первой дружбе девочки порой помнят всю жизнь.

Очень важно сформировать у девочек адекватное представление о женственности, которая проявляется в таких истинно женских качествах как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, заботливость, готовность прийти на помощь, миролюбие и миротворчество (неприятие агрессии как способа разрешения конфликтных ситуаций). Необходимо дать девочкам представление о том, как женственность проявляется в семье и в различных ситуациях вне семейного общения.

СПЕЦИФИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ГЕНДЕРОМ

Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, передают друг другу, прячут и отыскивают и мн. др.). Если в горизонтальной плоскости пространства маловато, мальчики осваивают вертикальное пространство — забираются на лестницу, стул, стол, диван, шкаф (возникает проблема безопасности жизнедеятельности). Самодеятельные игры мальчиков обычно продолжаются дольше, чем у сверстниц-девочек. В этих играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому нередки споры, обиды, конфликты, выяснение отношений и борьба за лидерство. Мальчики склонны нарушать существующие правила игры и самостоятельно изобретать новые, более подходящие к конкретной ситуации.

Игры мальчиков более действенны и предметны, чем у девочек. Они выбирают конструктор и зодчество из строительного материала, игрушки, изображающие транспорт и технику, а также сборно-разборные игрушки (трансформеры), состоящие из заменяемых частей и деталей, заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок, наборы различных материалов для создания рукотворных игрушек. Мальчиков привлекает конструкция игрушки, возможность ее трансформации и многоаспектного использования. Игровые действия предполагают сборку-разборку и свободное, разноплановое движение.

У мальчиков пяти-семи лет главным в самодеятельной игре становится четкое следование игровому правилу или содержанию (сути) своей роли. Ребенок выполняет две функции: с одной стороны, играет свою роль, а с другой, — контролирует свое поведение. Сюжеты игр усложняются, они становятся похожи на маленькие спектакли. Дети разыгрывают прочитанные сказки, увиденные кино-и мультфильмы, услышанные новости и, разумеется, то, что вызвало интерес в повседневной жизни, в бытовых и образовательных ситуациях. Сначала сюжеты точно соответствуют своему источнику, но постепенно дети начинают вносить в него свои идеи, придумывают неожиданные повороты событий и последовательности игровых действий.

Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому сюжетами своих свободных игр мальчики избирают строительство, ремонтные и плотницкие работы, спорт, технику, войну, путешествия, в которых предпочитают не говорить, а действовать. В таких играх мальчики осмысленно и добровольно принимают на себя мужские роли. Они играют в «Слесарную мастерскую», «Авто салон», «МЧС», «Пожарные», «Такси», «Стройку», «Службу спасения», «Салон сотовой связи», «Магазин бытовой техники», «Журналистов и фоторепортеров», «Фотоцентр» и др. Тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков носит технический и общественный характер.

Следует заметить, что игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой. Источником игровых сюжетов мальчиков являются мультфильмы, кинофильмы, книги и даже реклама. Мальчики не проявляют ярко выраженного интереса к миру людей, поэтому межличностные отношения гораздо реже выступают основой игровых сюжетов у мальчиков (в сравнении с девочками), но профессиональные и деловые (предметные) отношения людей мальчикам интересны, поэтому входят в игровые действия. Мальчики отдают предпочтение сюжетам, в которых находят отражение мужские роли, интересы, модели поведения. В игровых сюжетах и ролевых действиях мальчики стараются поступать «по-мужски»: быстро, уверенно, решительно, в споре и соревновании отстаивая свое мнение. Они не уходят в сторону и не переуступают свою роль, если случается конфликт или проблемная ситуация, пытаются показать ловкость, силу, смелость и тем самым самоутвердиться. Если мальчики и девочки объединяются в одну игру, мальчики обычно очень легко захватывают пальму первенства и ведущие роли. Заметим, что мальчики проявляют большой интерес к процедуре разработки правил и контролю за их точным соблюдением. Совершенно не смущаясь и не заботясь о чувствах игровых партнеров, мальчики стараются доказать свою правоту и убедить в ней остальных игроков. Во время такого обсуждения они могут кричать, дразнить и перебивать друг друга. Игровое общение с девочками обычно вызывает некоторые затруднения у мальчиков.

СПЕЦИФИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК В СООТВЕТСТВИИ С ГЕНДЕРОМ

Отличие состоит в том, что мальчиков увлекает сам сюжет и, в первую очередь, действия героев, а для девочек наибольший интерес и несомненную ценность представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, воспроизводящих бытовую и эмоциональную атмосферу. Сначала сюжеты точно соответствуют своему источнику, но постепенно дети начинают вносить в него свои идеи,  придумывают неожиданные повороты событий и последовательности игровых действий. Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких» группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействовать через игровой предмет (игрушку, игровой атрибут и материал). В таких играх практически отсутствует повод для возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их трудно нарушить. Вместе с тем, девочки оценивают правила как хорошие и начинают им следовать лишь в том случае, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов. При этом девочки более терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям. Они активно и охотно общаются с ровесниками (и детьми других возрастов) как своего, так и другого пола. Играющие девочки чаще ссылаются на то, что сказал предыдущий участник игры или собеседник в игровом диалоге. Они вежливо слушают, терпеливо ждут своей очереди высказаться и легко уступают слово, давая каждому возможность сообщить свое мнение. Даже могут выразить свое согласие с чужим мнением, но при этом сформулировать прямо противоположный вывод или иное решение.

Педагогам и родителям следует иметь в виду, что даже самые активные девочки охотно уступают мальчикам главные роли и право устанавливать игровые правила, если оказываются в смешанной игровой команде. Девочки в своих играх направлены на «обживание» и обустройство небольшого пространства. Самодеятельные игры девочек, как правило, ориентированы на использование ближнего зрения и обустройство ближнего пространства, в котором они любовно и аккуратно расставляют игрушечную мебель, раскладывают одежду, посуду и другие кукольные принадлежности. Замкнутое и небольшое по объему игровое пространство (отгороженный ширмой или занавесом угол комнаты, накрытый покрывалом или скатертью стол) девочки находят более привлекательным, уютным и комфортным. Девочки старшего дошкольного возраста очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные (объемные) и силуэтные (плоскостные) куколки, шьют или вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала (ягод рябины, желудей, крылаток клена, ракушек). Все эти мелочи девочки считают очень важными для «жизни» своих игрушек и развития игровых сюжетов. При этом сам кукольный домик может быть создан из чего угодно — из картонной коробки, маминой хозяйственной сумки, выдвижного ящика стола, расстеленного на полу платка или полотенца. Игровой домик девочек легко возникает даже в альбоме для рисования, заполненном всеми необходимыми вещами и портретами куколок — принцессами, часто напоминающими своих хозяек (автопортретами). Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы и стабильны, чем у мальчиков. Они тяготеют к многократным повторам с небольшими вариациями, поэтому уровень раз вития игровых умений у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у мальчиков.

Игры девочек более вербальны (словесны), в то время как игры мальчиков более действенны и предметны. Девочки играют в «Семью», «Дочки-матери», «Детский сад», «Больницу», «Аптеку», «Кафе», «Школу», «Магазин», «Центр красоты», «Супермаркет», «Ювелирную мастерскую», «Конкурс красоты», «Показ мод» и т.д.

ИГРАЮТ МАЛЬЧИКИ

Мальчик охотно выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители.

Освоенное пространство по-разному отражается и в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки. Страницы альбомов мальчиков заполнены машинами и военными сражениями.

Мальчики охотнее идут на контакт с незнакомыми людьми. В играх и общении со сверстниками не ограничивают число участников, чем их больше, тем лучше. Нередко отстаивают право лидерства в коллективе. А конфликт обычно предпочитают решать силой. К новеньким же относятся с недоверием, ведь отношение к себе, авторитет сначала нужно завоевать.

Игры у мальчиков длятся дольше, чем у девочек. И не только потому, что требуют большего умения и с меньшей вероятностью становятся скучными, но также из-за того, что в случае возникновения споров мальчики способны эффективно их разрешить: ни разу игра не была прекращена из-за ссоры и не была прервана более чем на несколько минут! Оказывается, мальчикам нравятся споры о правилах игры не меньше, чем сама игра. И даже второстепенные или не очень умелые игроки в равной степени принимают участие в этих периодически вспыхивающих перепалках. То есть мальчики учатся соперничать сравнительно открытым способом: в соответствии с правилами игры.

В группах мальчиков все внимание акцентируется на личных достоинствах каждого члена группы. Мальчики используют разговоры в эгоистических целях, для самовосхваления, для защиты своей «территории». У них всех одна задача - самоутверждение. Мальчики прокладывают свой путь с помощью приказов, угроз.

В играх мальчиков обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Мальчики понимают важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и усваивают навыки их разрешения. Они учатся драться с противниками и играть с ними. Игры и занятия мальчиков имеют подчеркнуто мужской характер: война, спорт, приключения. В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Они учатся бороться за статус в мужской иерархии. Для мальчиков очень важны коллективные спортивные игры.

ИГРАЮТ ДЕВОЧКИ

Девочки чувствительнее к шуму, меньше кричат сами и предпочитают более спокойную обстановку. Ярко выраженная привязанность девочек к мягким игрушкам объясняется тем, что у них выше кожная чувствительность. Поэтому-то они так отзывчивы на ласку, прикосновение, поглаживание.

Игры девочек ориентированы на так называемое ближнее зрение: они раскладывают перед собой куклы, посуду, располагают их аккуратно. Ограниченное пространство для игры им кажется наиболее удобным и комфортным. «Для счастья» им порой вполне достаточно маленького отгороженного уголка. По той же причине девочки любят мелкие игрушки, вышивают, вяжут, нанизывают бусы или бисер.

Девочка соорудит из кубиков всего один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно населит его жильцами.

Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами.

Игры девочек развивают способность к сотрудничеству. Игры в дочки-матери или в куклы являются ролевыми играми, в которых отсутствуют элементы соревнования. А в соревновательных играх, например в классы, девочки совершенствуют скорее личные качества, нежели навыки группового общения. Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.

А вот в традиционных девчоночьих прыжках через скакалку, «классиках» играют по очереди, а соревновательность - не главное, поскольку победа одного не обязательно означает поражение другого. Вследствие этого менее вероятны споры, обычно приводящие к прекращению игры. Девочки предпочитают продолжать общение вне игры, нежели разрабатывать ее правила во избежание споров.

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ

- Через игровое содержание вызвать желание и поддерживать интерес детей к согласованному распределению ролей для совместного построения и развития сюжета игры.

- Раскрывать как типичные, так и нетипичные стили отношений между героями. Показывать варианты ролевого диалога в разных типах отношений: профессиональных, соподчинения, дружеских (в т.ч. в отношениях взаимопомощи).

- Развивать умение длительно вести многоперсонажный диалог (полилог) путем включения игровых ролей и сюжетов.

- Предлагать содержание игры, включающее захватывающие нетривиальные события: приключения, путешествия, ситуации успеха и победы, проблемы технического и профессионального характера.

- Развивать опыт длительного ролевого взаимодействия детей путем включения в игру проблемных ситуаций и задач «опасных» событий, требующих сплоченности героев, совместного участия в решении возникших трудностей.

        ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕВОЧЕК

Обогащать представления детей о предпочитаемых ими ролях и ролевых действиях.

Способствовать активному «вживанию» в роль, ее раскрытию через множество нестандартных ролевых связей.

Обогащать ролевое взаимодействие через многоперсонажный ролевой диалог с включением героев.

Развивать умения комбинировать различные роли, ролевые действия в одном игровом сюжете путем перевоплощения в любимых героев.

Включать в игровое содержание современные проблемы бытия, события повседневной жизни и сказочного мира.

Способствовать творческому, нелинейному отражению содержания игры.

Обогащать опыт ролевого взаимодействия детей через показ воспитателем разных вариантов развития взаимоотношений между людьми и сказочными героями.

Раскрывать девочкам разные сюжетные комбинации для обогащения ролевого взаимодействия, углубления ролевых связей, развития сюжетосложения.

ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания дошкольников является построение дифференцированной предметно-пространственной среды и вовлечение детей в свободную игровую деятельность. Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) предметно-игровой среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире и отношениях между людьми.

Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании требует разного подхода для мальчиков и девочек и при этом на каждой возрастной ступени дополнятся, изменяться.

Дифференцированная предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности детей (игровую, интеллектуальную, физическую, поисково-исследовательскую и др.) и при этом выступает основой для развития самостоятельной деятельности каждого ребенка с учетом индивидуальных и гендерных интересов. Роль близкого взрослого заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить, а с другой стороны — показать детям весь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС»

Процесс социализации, формирования личности ребенка идет в условиях единства сознания и деятельности. На начальных этапах человеческой истории деятельность была представлена, прежде всего, в различных...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста       Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в работе по формированию у...

консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».

Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность формировать начало экологической культуры детей: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы; к вещам и материалам природног...

Семинар для педагогов на тему "Планирование и реализация образовательной деятельности, направленной на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста"

Тема  выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Педагоги всё чаще стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, о...