Картотека утренней и бодрящей гимнастики
картотека (средняя группа)

Кретова Светлана Юрьевна

В данной картотеке размещены комплексы утренней и бодрящей гимнастик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_utrenney_i_bodryashchey_gimnastiki.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №26 «Умка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей»

662600, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Сургуладзе, 11 ( 5-61-16,

Комплексы утренней и бодрящей гимнастики

средний дошкольный возраст

Выполнила: Кретова Светлана Юрьевна

Минусинск, 2024

Утренняя гимнастика проходит эффективнее и увлекательнее в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нём, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Во время её проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с её характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. После пробуждения дети слышат свои любимые детские песни, или спокойную приятную музыку, и просыпаются намного быстрее.

Цель: оздоровление организма, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Речевка. По утрам не ленись,

На зарядку становись.

Комплекс утренней гимнастики № 1

Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Упражнение «Пчелки» : бег по кругу с поднятыми в стороны руками, произнося «жу-жу-жу», на слова «Сели пчелы на цветы» дети присаживаются на корточки. Построение в 2 колонны.

1. «Хлопки»

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища

1. руки в стороны

2. руки вверх

3. руки в стороны

4. И.П.

2. «Наклоны»

И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе

1. наклон вперед

2. И.П.

;Повороты»

И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе

1. поворот вправо (влево), развести руки в стороны

2. И.П.

4. «Где же ножки?»

И.П. лежа на спине, руки прямые за головой

1. поднять прямую правую (левую) ногу вверх

2. И.П.

5. «Мячики»

И.П. ноги на ширине ступни, руки на поясе

1. прыжки на двух ногах на месте

6. Упражнение на дыхание.

Комплекс утренней гимнастики № 2 с кубиками

Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Построение в 2 колонны.

1. «Переложи кубик»

И.П. О.С. кубик в правой руке

1. подняться на носки, переложить кубик в другую руку

2. И.П.

2. «Хлопки по коленям»

И.П. ноги на ширине плеч, руки на пояс

1. наклон туловища вперед, хлопнуть кубиком о колени прямых ног,

сказать «тук-тук»

2. И.П.

3. «Повороты»

И.П. сидя, ноги скрестно, руки на пояс

1. поворот вправо (влево)

2. И.П.

4. «Приседания»

И.П. ноги на ширине стопы, кубик в двух руках внизу

1. присесть, положить (взять) кубик

2. И.П.

5. «Волчок»

И.П. ноги на ширине ступни

1. прыжки вокруг кубика

6. Упражнение на дыхание

Речевка. Кто зарядку крепко любит,

Тот всегда здоровым будет.

Комплекс утренней гимнастики № 3

Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Построение в 2 колонны.

1. «Елка»

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища

1. руки через стороны вверх

2. И.П.

2. «Посмотрим по сторонам»

И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе

1. поворот в сторону, руку в сторону

2. И.П.

;Зеленые иголки»

И.П. сидя на пятках, руки внизу

1. встать на колени, руки в стороны-вверх

2. И.П.

4. «Орех»

И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища

1. поднять согнутые в коленях ноги, обхватить их руками

2. И.П.

5. «Лодочка»

И.П. лежа на животе, руки вверх, ноги слегка приподняты

1. покачаться вперед-назад

2. И.П.

6. «Белочки»

И.П. ноги на ширине ступни, руки на поясе

1. прыжки на двух ногах на месте

7. Упражнение на дыхание

Комплекс утренней гимнастики № 4 «Матрешки»

Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Бег с высоким подниманием колена. Построение в 2 колонны.

1. «Матрешки пляшут»

И.П. ноги на ширине ступни, руки внизу

1. развести руки в стороны, приподнять плечи вверх

2. опустить руки, сказать «Ох!»

2. «Матрешки кланяются»

И.П. ноги на ширине ступни, руки внизу

1. наклон вперед, отвести руки назад

2. И.П.

3. «Матрешки качаются»

И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе

1. наклон вправо (влево)

2. И.П.

4. «Матрешки делают пружинку»

И.П. ноги на ширине ступни, руки на поясе

1. полуприсед

2. И.П.

5. «Матрешки вверх-вниз»

И.П. сидя на пятках, руки на поясе

1. встать на колени, поднять руки вверх, потянуться

2. И.П.

6. «Матрешки прыгают»

И.П. ноги вместе, руки на пояс

1. прыжки на двух ногах на месте

7. Упражнение на дыхание

Комплекс утренней гимнастики № 5 с флажками

Ходьба, легкий бег, ходьба на носках, пятках. Перестроение в две колонны.

1. «Скрестить флажки»

И.П. ноги на ширине ступни, руки внизу

1. руки в стороны

2. руки вверх, скрестить флажки

3. руки в стороны

4. И.П.

2. «Достань до носков»

И.П. ноги на ширине ступни, руки за спиной

1. наклон вперед, коснуться носков ног

2. И.П.

3. «Повороты»

И.П. стоя на коленях, флажки у груди

1. поворот вправо (влево)

2. И.П.

4. «Наклоны»

И.П. сидя, ноги врозь, флажки у груди

1. наклон вперед, коснуться флажками пол

2. И.П.

5. «Приседания»

И.П. ноги на ширине ступни, флажки у груди

1. присесть, коснуться флажками пол

2. И.П.

6. «Прыжки»

И.П. О.С. руки с флажками у груди

1. прыжки на двух ногах

7. Упражнение на дыхание

Ходьба в колонне по одному, легкий бег.

Комплекс утренней гимнастики № 6 «Спортсмены»

Ходьба, легкий бег, ходьба на носках, пятках. Перестроение в две колонны. Упражнение «Цапли»

1. «Наши руки»

И.П. О.С. руки внизу

1. поднять руки в стороны

2. руки за голову

4. И.П.

2. «Наклоны»

И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе

1. наклон вправо (влево)

2. И.П.

3. «Повороты»

И.П. стоя на коленях, руки у плеч

1. поворот вправо (влево), коснуться пятки

2. И.П.

4. «Наши ноги»

И.П. сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади

1. поднять прямую правую (левую) ногу

2. И.П.

5. «Прыгунки»

И.П. О.С. руки на пояс

1. прыжки на двух ногах

6. Упражнение на дыхание

Комплекс бодрящей гимнастики №1

«Колючие ежата»

(комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

Проводится в кроватях. Дети ложатся поверх одеял.

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем. Отгадайте загадку:

Спит под елкой колобок,

Колобок — колючий бок. (Еж)

Правильно, это ежик. Давайте на время превратимся в колючих ежат. Раз, два, три — вот мы с вами и ежата.

Упражнение «Ежата просыпаются»

Исходная позиция: лежа на спине, руки вдоль туловищ.!. Поднять руки вверх над головой, потянуться. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный. Указание: «Хорошо потянуться».

Упражнение «Ежата выполняют зарядку»

Исходная позиция: та же. Поднять согнутые ноги в коленях, обхватить их руками, вернуться в исходную позицию. Повторить 4 раза. Темп умеренный. Индивидуальные указания. Поощрения. Упражнение «Отдыхают ежата» Исходная позиция: та же. Поворот на правый бок. Вернуться в исходную позицию. Поворот на левый бок. Вернуться в исходную позицию. Повторить 4 раза. Темп умеренный. Указание: «Хорошо выпрямиться».

Упражнение «Ежата резвятся»

Исходная позиция: та же. Понять ноги и руки и потрясти ими. Вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза. Дети встают с кроватей и проходят в групповую комнату. Ходьба врассыпную в медленном тепе (15 секунд).

Дыхательное упражнение «Дуем на лапки»

На счет 1,2 — вдох. На счет 1, 2, 3, 4 — выдох.

Повторить 2 раза.

Закаливающие процедуры. Одевание.

Комплекс бодрящей гимнастики №2

«Ушки на макушке»

(комплекс с элементами самомассажа)

Проводится в кроватях. Воспитатель.

Ушки, ушки на подушке,

Ушки, ушки на макушке.

Просыпайтесь, пробуждайтесь

И вставайте, поднимайтесь.

Надо многое услышать,

Надо многое узнать,

А для этого сначала

Надо с вами поиграть. Давайте поиграем с нашими ушками. Все упражнения проводятся из исходной позиции сидя на кровати. Звучит спокойная музыка. Упражнение «Покажите ушки» Воспитатель.

Свои ушки вы найдите. И скорей мне покажите.

Предлагает детям с закрытыми глазами найти уши и слегка подергать их. Повторить 4 раза. Указание: «Сильно за уши не дергать».

Упражнение «Похлопаем ушами». Завести ладони обеих рук за уши и загнуть уши всеми пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опустить их. Повторить 4 раза.

Упражнение «Одеваем сережки на уши»

Захватить кончиками большого и указательного пальцев обеих рук мочки ушей, осторожно потянуть их вниз, а затем опустить. Повторить 4 раза.

Упражнение «Красивые ушки». Указательными и большими пальцами обеих рук растирать уши снизу вверх и обратно до ощущения тепла в течение 20 секунд.

Упражнение «Моем за ушками». Растирать за ушами снизу вверх до ощущения тепла в течение 20 секунд.

Упражнение «Согреем наши ушки»

Согреть ладошки, потерев ими друг об друга, до ощущения тепла. Затем приложить к ушам ладони и тщательно потереть ими всю раковину.

Дети встают, выполняют закаливающие процедуры (моют лицо, уши, шею, руки)


Комплекс бодрящей гимнастики № 3

«Смешной Буратино»

(комплекс с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа)

Проводится в кроватях.

В аудиозаписи звучит песня «Буратино» из телефильма «Приключения Буратино», муз. А. Рыбникова, ел. Ю.Энтина.

Воспитатель. У каждого из вас есть любимая игрушка. А мне больше всех игрушек нравиться Буратино. Давайте сегодня покажем его в наших упражнениях. Внимательно слушайте и выполняйте все задания.

Упражнение «Добрые глазки»

Исходная позиция: лежа на спине. Потереть ладошки обеих рук до ощущения тепла, приложить к глазам. Повторить 2 раза. Показ воспитателя.

Упражнение «Длинный нос»

Исходная позиция: лежа на спине. Указательными пальцами обеих рук энергично провести по крыльям носа от ноздрей к переносице и обратно в течение 20 секунд. Повторить 4 раза. Темп быстрый. В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слегка его подергать. Показ и объяснение педагога. Поощрения.

Упражнение «Маленькие ушки»

Исходная позиция: лежа на спине. Растирать уши снизу вверх и обратно до ощущения тепла в течение 20 секунд. Повторить 2 раза. Индивидуальная помощь. Поощрения. Показ воспитателя.

Упражнение «Умелые ручки»

Исходная позиция: сидя на кровати.

Пощипывание пальцами правой рукой по левой руке от пальцев до плеча снизу и наоборот в течение 30 секунд. То же самое, но выполняя похлопывание.

Упражнение «Быстрые ножки»

Исходная позиция: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

Поднять ноги и помахать ими в воздухе.

Повторить 4 раза. Темп быстрый.

Упражнение «Устали ножки». Исходная позиция: сидя на кровати.

Пощипывание пальчиками правой рукой по левой ноге снизу вверх и наоборот в течение 30 секунд.

То же самое, но выполняя похлопывание.

Каждый выполняет в своем темпе.

Дыхательное упражнение «Ах!»

На счет 1 — вдох, затаить дыхание; на счет 2, 3, 4 — выдох. На выдохе произносить: «Ах-х-х-х». Повторить 3 раза.

Звучит песня «Буратино».

Дети встают. Можно предложить им потанцевать под музыку

Комплекс бодрящей гимнастики № 4

«Ласковые котята»

(комплекс с элементами самомассажа)

Проводится в кроватях.

Звучит медленная колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. В. Витлина, ел. Н. Найденовой.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, кто к вам приходил, пока вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнатенькая, Усатенькая.

Лапки мягоньки, А коготки востры. (Кошка)

Правильно, киска. А теперь давайте поиграем. Сегодня мы с вами — маленькие, пушистые котята.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения:

Любит котик умываться, Вместе с нами закаляться:

Лапку правую потрет. (Похлопывание правой руки левой

рукой от кончиков пальцев вверх по руке в течение 20 секунд.)

А затем ее встряхнет. (Потрясти правой рукой.)

И о левой лапке тоже (Похлопывание левой руки правой

рукой в течение 20 секунд.)

Он забыть никак не может. (Потрясти левой рукой.)

Ножки быстры у котят. (Растирание правой ноги в течение 20 секунд.)

Будем к ножкам приступать (Потрясти правой ногой.)

Котик ножки моет чисто (Растирание левой ноги

в течение 20 секунд.)

Ножки бегать будут быстро. (Потрясти левой ногой.)

Котик, лобик не забудь. (Провести пальцами обеих рук

полбу от середины к вискам. Повторить 4раза.)

Глазки, (Погладить закрытые глаза от переносицы

к внешнему краю глаз и обратно. Повторить 4 раза.)

Ушки, (Растирать уши снизу вверх и обратно

до покраснения и ощущения тепла в течение 20 секунд.)

Носик, (Указательным пальцем энергично провести

по крыльям носа от ноздрей к переносице и обратно

в течение 20 секунд.)

Грудь. (Постукивание по груди кулачками обеих рук

в течение 20 секунд.)

Все помыл пушистый зверь.

Чистым стал на целый день.

Веселиться будет кот, (Хаотичные движения руками

и ногами.)

Нет болезней, нет забот. (Поднять вверх руки и ноги.

В быстром темпе повторить 3раза.)

Вновь звучит медленная колыбельная песенка «Серенькая кошечка».

Ребята-«котята» ложатся на животик и «точат свои коготки», тихо мяукают: «Мяу-мяу». Отдыхают. Воспитатель проходит около каждого ребенка, гладит его. Дети встают и одеваются. Закаливающие процедуры.

Комплекс бодрящей гимнастики № 5

«Занимаемся спортом»

(комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Проводится в групповой комнате. Воспитатель.

Солнце светит: где тут дети?

На подушке, на простынке

Нежат розовые спинки?

День деньской пришел давно

И стучится к нам в окно!

Просыпайтесь поскорей,

В зал бегите побыстрей.

Ждут вас палки и гантельки,

Дуги,обручи, скамейки.

Звучит спокойная музыка.

Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату. Воспитатель. Я начну стихи читать, Вы — задания выполнять. Дружно в круг скорей вставайте и за мной все повторяйте. Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит стихотворение, ребята выполняют соответствующие тексту движения.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки. (Ходьба обычная.)

Мы на пальчиках идем, все идем.

Выше голову несем, мы несем. (Ходьба на носках.

Указание: «На пол не смотреть».)

И на пяточках идем, мы идем. (Ходьба на пятках.)

Очень весело идем, мы идем.

Вновь шагают ножки (Ходьба обычная.)

Прямо по дорожке.

Мы умеем ловко прыгать (Прыжки на двух ногах

с продвижением вперед.)

Посмотрите вы на нас.

Продолжаем дружно прыгать (Прыжки с ноги на ногу.)

И вот эдак еще раз. Побежали ножки

По ровненькой дорожке. (Обычный бег.)

Мы бежали, мы бежали. Наши ноженьки устали.

Мы немножко отдохнем

И опять вперед пойдем. (Обычная ходьба.)

Отдохнули мы немножко, снова, снова побежим.

Даже «змейкой» мы умеем,

Если очень захотим. (Бег змейкой.)

Вновь шагают ножки прямо по дорожке. (Обычная ходьба.)

Упражнение «Постоим на одной ноге». Стоять на одной ноге, сначала на левой, затем на правой.

Упражнение «Веселые собачки». На высоких четвереньках (руки и ноги прямые).

Дыхательное упражнение «Молодцы!». Ччерез нос. Задержать дыхание. Медленный выдох через рот. При выдохе произнести: «Мо-лод-цы!»

Повторить 3 раза. Закаливающие процедуры.

Комплекс бодрящей гимнастики № 6

«Веселые жучки»

(комплекс с элементами корригирующей гимнастики)

Проводится в кроватях.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель. Наступила весна, теплое время года. Просыпается все: природа, насекомые. Давайте представим, ребята, что мы с вами — жучки. Нам хорошо под теплым солнышком.

Все упражнения проводятся из исходной позиции лежа на спине.

Упражнение «Жучки потянулись»

Хорошо потянуться, руки в стороны, вверх. Темп медленный. Повторить 3 раза.

Упражнение «Проснулись глазки»

Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Темп медленный. Повторить 3 раза.

Упражнение «Проснулись ушки»

Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла в течение 20 секунд.

Упражнение «Проснулись лапки»

Поднять перед собой вытянутые вперед руки и потрясти ими. Повторить 3 раза. Темп умеренный.

Упражнение «Жучки греются на солнышке»

Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот на живот. Поворот на спинку. Повторить 3 раза. Темп умеренный.

Упражнение «Веселые жучки»

Лежа на спине, руки вдоль туловища.

Хлопки руками перед собой.

Воспитатель. Сейчас жучки побегут по дорожкам.

Дети встают с кроваток.

Педагог выкладывает ребристые дорожки.

Ходьба по дорожкам медленная и быстрая (2 минуты).

Воспитатель. Жучки устали, пора им и подкрепиться.

Дети одеваются и готовятся к полднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренней и бодрящей гимнастики на весь учебный год для детей старшей группы

Материал можно использовать при планировании оздоровительной работы на год. В работе представлены 18 комплексов упражнений утренней гимнастики и 8 комплексов упражнений бодрящей гимнастики после сна....

Картотека утренней зарядки, бодрящей гимнастики, пальчиковых игр старше-подготовительная группа

Картотека утренней зарядкиКартотека бодрящей гимнастики,Картотека пальчиковых игр старше-подготовительная группа...

утренняя и бодрящяя гимнастика

утренняя и бодрящяя гимнастика первая младшая группа...

Комплекс утренняя и бодрящая гимнастика(подготовительная группа)

-помочь детскому организму "проснуться", поднять настроение и мышечный тонус с помощью физических упражнений.- совершенствовать умение ритмично двигаться и выполнять упражнения....