Кейс – технологии в ДОУ
консультация (средняя группа)

Ельчанинова Оксана Александровна

ФГОС ДО и новая федеральная образовательная программа  требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Кейс - технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель. Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России. Кейс - метод поможет нам самостоятельно проектировать образовательный   процесс. С его помощью мы сможем моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_keys-tehnologii.pptx2.37 МБ
Файл rech_k_prezentatsii_keys-tehnologii.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс – технологии в ДОУ Подготовила: воспитатель Ельчанинова О.А. 2023 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №60»

Слайд 2

Кейс-технология, которую так же называют методом ситуационного анализа, помогает педагогам активно включать ребенка в образовательный процесс. Это одно из требований ФГОС ДО и новой федеральной программы (п. 1.3 ФГОС ДО, п.14.3. ФОП ДО). Кейс – технология это анализ ситуации или конкретного случая, деловая игра (casus (лат.)– запутанный, необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик). Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений.

Слайд 3

Для чего нужна кейс – технология детям? Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Дети учатся получать необходимую информацию в общении. Осваивают умения соотносить свои устремления с интересами других. Учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии. Осваивают умения принимать помощь других. Метод кейс – технологии развивает: а налитические навыки; практические навыки; творческие навыки; к оммуникативные навыки; с оциальные навыки; н авыки самоанализа.

Слайд 4

ВИДЫ КЕЙСОВ Печатный (может содержать графики, таблицы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ). Видео (может содержать фильм, аудио и видео материалы).

Слайд 5

Что может содержать кейс? Текстовый материал – статьи и художественные тексты (или их фрагменты). Иллюстративный материл – фотографии, иллюстрации, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке: Знакомство с ситуацией Выделение основной проблемы Предложение возможных решений Выбор оптимального решения

Слайд 6

Методы кейс – технологии К ейс-прогнозирование - направлен на умение отличать реальную и воображаемую ситуации. На основе ситуации дети должны построить логические и обоснованные прогнозы. Кому адресован: дети среднего и старшего дошкольного возраста. Пример. Ситуация. Мальчики очень любят играть роботами – трансформерами и каждый раз приносят разных в группу. И часто говорят о том, что было бы здорово, если бы на нашей земле было много роботов и они жили среди нас. Момент проблемного включения детей. Ребята, представьте себе, если желания мальчиков сбудутся. Сможем ли мы жить дружно с роботами?

Слайд 7

Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие. Это так называемые практические кейсы. Кому адресован: дети средней, старшей и подготовительной к школе группы. В группу кейс- инцидентов входят: Кейсы – драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике. Пример . Тема «Настоящие друзья». 1 этап. Ситуация: «Коле купили машину. Он обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, увидел машину и стал отнимать…» Обсуждение ситуации: что произошло? Далее следует обыгрывание ситуации. Детям предлагается разбиться на пары: один ребёнок играет, другой отбирает. 2 этап. Детям предлагают карточки с картинками, характеризующего героя ( один герой злой, упрямый, другой добрый, весёлый). Вопросы: Почему произошел конфликт? 3 этап. В конце беседы дети и педагог приходят к выводу: С кем можно быстрее договориться? Почему? Как можно договариваться? Как можно правильно попросить игрушку? Какие слова надо сказать? 4этап. В конце беседы дети и педагог приходят к выводу: «Надо договариваться, правильно озвучивать просьбу, делиться игрушками».

Слайд 8

Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений - когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы. Пример. «Уроки тётушки Совы» — серия обучающих мультфильмов для детей 2-7 лет, с помощью сказочных персонажей, знакомит детей с самыми разными областями знаний, а также с основами этикета, эстетики и безопасности поведения. В каждой серии бессменная ведущая – тетушка Сова. Её рассказы поучительны и доступны для малышей. 1 ЭТАП - (просмотр начала мультфильма, осмысление проблемы). 2 ЭТАП - ( реконструкция причин, обмен мнениями). 3 ЭТАП - (поиск вариантов, выбор оптимальной оценки, просмотр всего мультфильма). 4 ЭТАП (формулирование правила). Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации - наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения. В «фото – кейс» входит: 1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий. 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Слайд 9

Фото-кейс – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений. На первом этапе знакомим детей с фотографией. Дети переходят дорогу в неположенном месте, они нарушают правила дорожного движения. Какие последствия могут быть? Кейс – иллюстрации - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Пример. «Как помочь птицам зимой?» «Пришла зима. Все вокруг покрыло белым пушистым снегом. Катя с мамой возвращались из детского сада домой. Мама обратила внимание Кати на воробьев, сидящих на ветке. Они сидели, нахохлившись, и прижимались друг к другу. Почему воробьи прижимались друг к другу».

Слайд 10

Н еоднозначная ситуация – направлен на проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон; способность анализировать, строить гипотезы, предполагать. Кому адресован: дети старшего дошкольного возраста. Пример. Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот». Особое внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения. Момент проблемного включения детей: кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный? Воспитанники рассуждают о настроении персонажа и предлагают варианты, как можно было его избежать и сделать радостным . Кейс-дискуссия , диспут - диспут развивает у дошкольников умение аргументированно отстаивать свое мнение и видеть ситуацию с двух разных сторон. Чтобы организовать конструктивный спор, воспитатель проводит ситуационно-ролевую игру. Во время игры дети выражают свое мнение и доказывают его правильность. Кому адресован: дети старшей и подготовительной к школе группы. Пример. Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов ). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А может быть, кто-то встанет на ее защиту? Затем педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат» и разбивает их на пары. Участники берут на себя роль прокурора и адвоката дождя и аргументируют свою позицию. Например: «Я обвиняю дождь за то, что он мокрый, холодный , не дает гулять, простужает...» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он Дает жизнь , смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы ».

Слайд 11

Эвристический кейс - г лавная цель для педагога в эвристическом кейсе – помочь детям самостоятельно выявить проблему и найти разные варианты. Для этого он задает им наводящие вопросы, дополняет ситуацию новой информацией и может провести опыт. Основная цель кейса — ввести личный опыт ребенка в резонанс с действительностью. Пример. Воспитатель предлагает детям назвать наибольшее количество способов безопасного тушения свечи. Один из ответов – «задуть». В моменте проблемного включения педагог спрашивает: «Если мы можем легко задуть свечку, то почему не делают " задувальные " пожарные машины?». После этого педагог проводит с воспитанниками эвристическую беседу и демонстрирует детям опыт со свечой , чтобы дети поняли, что кислород по-разному действует на горящий фитиль. Проблемно-ролевой кейс - педагог моделирует проблему через яркие сюжетные образы, которые предлагает детям. Дети смогут погрузиться в социальные, сказочные и фантастические роли, чтобы увидеть явления жизни с разных сторон. Кому адресован: дети старшего дошкольного возраста. Пример. Роза и Лиза Барбоскины решили сделать в комнате перестановку . Необходимо поставить диван между торшером и вазой. Диван тяжелый и переносить просто так, не зная, поместится он или нет , они не могут. Как проверить, поместится диван между торшером и вазой? Момент проблемного включения детей: Представьте себя на месте героев. Что бы вы сделали, чтобы проверить поместится диван или нет? Теперь вы доставщик мебели. Комментарий: Необходимо измерить диван и расстояние от торшера до вазы разными условными мерками (с помощью линейки, ленточки, отрезка бумаги). Подвести детей к выводу, что удобнее измерять с помощью линейки, рулетки, сантиметровой ленты.

Слайд 12

Д еловой штурм - направлен на то, чтобы дети не только предлагали варианты решения изначальной постановки ситуации, но и совместно решали цепочку сложных задач, которые следуют из кейса. Педагог предлагает им рассмотреть кейс с новой стороны в момент проблемного включения. Кому адресован: для детей среднего дошкольного возраста. Пример. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку. Дети предлагают варианты изображенной проблемы. Воспитатель предлагает детям представить ситуацию: «Девочка заблудилась в лесу и не знает куда идти. Что делать?» Далее следует большое количество версий. Момент проблемного включения детей: а что бы нам следовала делать, если бы мы вдруг оказались в такой сложной и неприятной ситуации? Комментарий : На первом этапе рассказанной ситуации воспитатель принимает любые варианты ответов детей, даже « суперфантастические »: вызвать по рации лесника и проч. Однако в момент проблемного включения дети должны смоделировать реальную ситуацию, отличную от воображаемой, и выбрать только те варианты, которые пригодились бы на самом деле. Если таковых не было, то вспомнить, предложить, изучить.

Слайд 13

Где мы будем брать идеи для кейса? Идеи для кейсов можно почерпнуть из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят нам готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках , играх. Шесть признаков хорошего кейса. · соответствовать поставленной цели; · учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; · быть актуальным и интересным детям; · развивать когнитивные навыки, воображение, креативное мышление; · провоцировать дискуссию; · иметь несколько решений.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я вас познакомлю, а кому-то просто напомню про современный метод, это Кейс-технологии.

2 слайд. ФГОС ДО и новая федеральная образовательная программа  требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Кейс - технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель. Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России. Кейс - метод поможет нам самостоятельно проектировать образовательный   процесс. С его помощью мы сможем моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности:

а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;

б) настроить на совместную работу;

в) плавно перейти к самостоятельной деятельности.

3 слайд. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.

4 слайд. При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарий ситуации, представленный автором,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения.

5 слайд. Что может содержать кейс?

  • Текстовый материал – статьи и художественные тексты (или их фрагменты).
  • Иллюстративный материл – фотографии, иллюстрации, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.

6 слайд. Сегодня мы подробно познакомимся с некоторыми видами кейсов, рассмотрим их структуру.

Кейс-прогнозирование - направлен на умение отличать реальную и воображаемую ситуации. На основе ситуации дети должны построить логические и обоснованные прогнозы. Кому адресован: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Ситуация. Мальчики очень любят играть роботами – трансформерами и каждый раз приносят их в группу. И часто говорят о том, что было бы здорово, если бы на нашей земле было много роботов и они жили среди нас.

Момент проблемного включения детей. Ребята, представьте себе, если желания мальчиков сбудутся. Сможем ли мы жить дружно с роботами?

Комментарии. Педагог использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились, чтобы дети могли задуматься и о том, что это будет здорово, но одновременно плохо, ведь роботы огромны и могут выйти из строя их программа и могут возникнуть опасные ситуации.

Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.

1 шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.

2 шаг - описать кейс, сюжет, содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.

3 шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.

4 шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.

7 слайд. Кейс – инциденты - это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие. Это так называемые практические кейсы.

В группу кейс - инцидентов входят:

  • Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике.

Цель использования технологии: на основе заданной роли  дети могут оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

8 слайд.

  • Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений - когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие  событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

Выбор мультфильмов для реализации данного вида кейсов очень большой.

Например:  «Смешарики». В забавных и поучительных историях, понятных малышам, рассказывается о самых обычных вещах, окружающих их. И то, как решаются некоторые проблемы обитателями волшебной страны, может помочь каждому ребенку научиться искать выход из затруднительных положений.

Мультсериал «Аркадий Паровозов спешит на помощь».  Этот сериал удобен для использования в работе с детьми младшего и  среднего дошкольного возраста, когда мы только формируем умение детей рассуждать, делать выводы. Каждая серия длится не более 2 х минут и имеет четкую структуру: проблема, следствие, озвучивание правил.

Пример использования кейс - мультфильма в беседе по блоку «Безопасность», тема «Опасные ситуации».

1 ЭТАП   (просмотр начала мультфильма, осмысление проблемы).

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами посмотрим мультфильм и поговорим об опасной ситуации, которая может произойти с детьми дома, когда они остаются одни.

Далее, следует просмотр начала мультфильма.

2 ЭТАП  (реконструкция причин, обмен мнениями).

Воспитатель: Что неправильно сделали  Саша и Маша?

Дети: Взяли без спроса бенгальские огни и спички. Зажгли бенгальский огонь.

Воспитатель: Что случилось после того как дети зажгли бенгальский огонь?

Дети: Мальчик испугался, уронил бенгальский огонь и загорелась скатерть на  столе, а потом шторы на кухне.

Воспитатель: А что еще могло произойти с детьми?

Дети: Они могли обжечься. Могли задохнуться дымом. Могли погибнуть.

3 ЭТАП   (поиск вариантов, выбор оптимальной оценки, просмотр всего  мультфильма).

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы такого не произошло с детьми?

Дети: Нельзя брать без разрешения бенгальские огни. Нельзя брать спички.  

Нельзя зажигать бенгальские огни. Это должны делать взрослые.

Воспитатель: А куда надо звонить при пожаре?

Дети: В пожарную охрану- 101 или службу спасения -112.

Воспитатель: Молодцы! Давайте сейчас посмотрим весь мультфильм.

4 ЭТАП   (формулирование правила).

Воспитатель: Дети, давайте придумаем правило, которое поможет избежать такой опасной ситуации.

Дети: Пользоваться бенгальскими огнями можно только вместе с родителями.  Спички детям брать –нельзя!

Воспитатель: Правильно, молодцы! А когда можно использовать это правило?

Дети: Если увидим, что другие дети зажигают бенгальские огни без взрослых.

Воспитатель: А что вы скажете другим детям в такой ситуации?

Дети: Пользоваться бенгальскими огнями можно только вместе с родителями. Спички детям брать – нельзя!

Воспитатель: Молодцы! Ребята, что вы сегодня  делали? (смотрели мультфильм). А еще? (говорили о правилах безопасного поведения). Зачем? (чтобы избежать опасных ситуаций, быть осторожнее).

9 слайд.

  • Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации - наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения.

Преимущество  технологии "кейс - иллюстрации"  -  это, прежде всего доступность, наличие  уже готового материала у каждого педагога, возможность относительно легкого и быстрого поиска необходимой информации.

Метод Кейс – иллюстрации (фото – кейс)  может  применяться  практически на любом занятии.

Этапы работы с кейс - фотографией:

Первый этап: подготовительный.

 Знакомство детей с ситуацией (фотографией). Фиксирование внимания, создание положительного отношения к ситуации.

Второй этап

 Совместное выделение проблемы, целевая установка. Самостоятельное осознание цели поиска решения проблемы воспитанниками.

Третий этап

 Активизация детей при помощи ключевых вопросов, координационная работа поисковой деятельности, поддержание эмоционального настроя детей.

Четвертый этап (анализ принятия решения)

 Вовлечение детей в процесс составления плана действий и демонстрация умений логически рассуждать.

Пятый этап (оценочно-рефлексивный)

 Выдвижение аргументов, размышление, применение полученных знаний детьми.

10 слайд. Неоднозначная ситуация - способность сопереживать, анализировать, строить гипотезы, предполагать.

Для кого: дети старшего возраста.

Ситуация: просмотр м/ф «Винни-Пух и день забот». Особое

внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога.

Момент проблемного включения детей: Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?

Комментарий. В данном случае важно не только посочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему так вышло, и как это можно было избежать.

Кейс-дискуссия, диспут -  направлен на умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог.

Кому адресован: дети старшей и подготовительной групп.

Ситуация. Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно тучка была виновата?

Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?

Момент проблемного включения детей.

Педагог предлагает детям игру – «Прокурор и адвокат». («Хорошо – плохо»). Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например; «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…» «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…»

 Комментарий. Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.

11 слайд. Эвристический кейс - направлен на: умение детей замечать парадокс окружающих явлений;  умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;  способность формулировать проблему, выдвигать креативные идеи, обосновывать их практическую применимость;  способность коллективно решать сложные задачи.

Кому адресован: Дети подготовительной к школе группы.

Ситуация: Воспитатель демонстрирует опыт со свечкой. Цель – найти наибольшее количество способов безопасного тушения горящей свечи. Один из предполагаемых ответов: «Задуть».

Момент проблемного включения детей: Если мы можем легко задуть свечку, то почему не конструируют «задувальные» пожарные машины?

Комментарий: Основная цель – ввести личный опыт ребенка в резонанс с действительностью. Наряду с ознакомлением с безопасностью жизнедеятельности необходимо развивать у детей потребность и интерес к естественным представлениям. Метод дальнейшего взаимодействия – эвристическая беседа: горящий фитиль и горящий уголь как два разных объекта, на которые активный доступ кислорода действует по-разному.

Проблемно-ролевой кейс - направлен на: умение моделировать воображаемую ситуацию через погружение в роль, образ;  умение анализировать, строить гипотезы, предполагать, аргументировать точку зрения;  видеть ситуацию с разных сторон, вычленять плюсы и минусы происходящего.

Кому адресован: Дети старшего дошкольного возраста.

Ситуация: Воспитатель демонстрирует видеоролик, посвященный разным осенним периодам. Затем просит рассказать свое впечатление.

Момент проблемного включения детей: А теперь представьте, что вы врачи. Расскажите мне об осени, врачи. А теперь вы синоптики. Кто из вас какого мнения об осени? А теперь вы художники, школьники, «Царевны-Несмеяны», «Лягушки-путешественницы».

Комментарий: Цель воспитателя – научить детей через погружение в различные социальные, сказочные, воображаемые роли видеть различные явления жизни с разных сторон. В данном случае дети учатся на примере времени года видеть не только привычные и видимые приметы, но через погружение в конкретный образ расширять и конкретизировать аналитическое поле.

12 слайд.

Деловой штурм - направлен на: способность коллективно решать сложные задачи;  способность отличать реальную и воображаемую ситуацию;  умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;  предлагать разные варианты к решению проблемы, строить цепочку или спектр задач;  способность формулировать проблему, выдвигать креативные идеи, находить обоснование их практической применимости.

Кому адресован: Дети среднего, старшего дошкольного возраста.

Ситуация: Воспитатель предлагает детям представить ситуацию: «Красная Шапочка заблудилась в лесу и не может дойти до бабушки. Что делать?». Далее следует большое количество версий и предполагаемых вариантов.

Момент проблемного включения детей:

А что бы нам следовала делать, если бы мы вдруг оказались в такой сложной и неприятной ситуации?

Комментарий: На первом этапе рассказанной ситуации воспитатель принимает любые варианты ответов детей, даже «супер-фантастические»: вызвать по рации лесника, задобрить Волка и проч. Однако в момент проблемного включения дети должны смоделировать реальную ситуацию, отличную от воображаемой, и выбрать только те варианты, которые пригодились бы на самом деле. Если таковых не было, то вспомнить, предложить, изучить.

Не спешить переходить на слайд. Услышать ответы воспитателей.

13 слайд. Предлагаю подвести итог консультации. 

Где же мы будем брать идеи для кейса?

Идеи для кейсов можно почерпнуть из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят нам готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, играх.

Давайте попробуем озвучить признаки хорошего кейса.

Шесть признаков хорошего кейса.

· соответствовать поставленной цели;

·  учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

·  быть актуальным и интересным детям;

·  развивать когнитивные навыки, воображение, креативное мышление;

· провоцировать дискуссию;

·  иметь несколько решений.

Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия.

Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.

А также, если мы будем применять кейс – технологии в своей работе, мы подготовим детей к нашей непростой и сложной жизни, и чтобы ребенок, попадя в сложную ситуацию, умел выходить из нее, делать свои предположения и выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...

«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...

Конспект по развитию речи по кейс-технологиям средняя группа ..Дети изучают произведение К.И. Чуковского ".Мойдодыр". Применение кейса ( это сбор информации поступающие от самих детей. Дети сами ищут ответ на вопросы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...