Тренинг для родителей "Тропинка родительской любви"
материал

Черных Ирина Михайловна

Тренинг для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей "Тропинка родительской любви"

Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-12 человек.

Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).

Место проведения: музыкальный зал.

Ход тренинга

 Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу.

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, «семейном» кругу.

 Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».

Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

 Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

 Встаньте в круг и  возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как  ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

 

Давайте продолжим наше знакомство:

Найди пару. (2 мин.)

 Давайте пофантазируем: Теплая весна, ярко светит ласковое солнце, цветут деревья, вкусно пахнет молодой зеленой травой, молодыми зелеными листочками, летают бабочки. Вы гуляете по лесу, наслаждаетесь весенними запахами, пением птиц. И вот перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого зеленеющий лес. Когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

 Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

Основная часть

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

 Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек. Особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

 Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки он болеет, становится нервным и раздражительным. Часто это становится причиной болезней желудка, сердечно-сосудистой системы и ослабления иммунитета.

Больше всего от отсутствия ласки страдают дети. Даже если таких детей завалить игрушками, это не помогает: недоласканные дети не умеют играть. Ведь у них нет опыта проявления любви и заботы. А потому и со сверстниками они не находят общего языка, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми и могут даже ударить. Если человек не познал в детстве любви и нежности, для него возможны лишь 2 пути: он спрячется под маской агрессивности или будет всю жизнь стремиться компенсировать недостаток ласки.

Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разборок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным.

  «Счастье – это когда тебя любят и понимают»

 Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Мои ожидания»

Уважаемые родители! Перед вами стикеры. Запишите на них свои надежды или ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви» Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома.

Рисунок 1.

 

Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

 А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

 – Удалось ли окунуться в детство?

 – Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

 – Что для вас значит «надежное плечо»?

 – Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

 – Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).

 Выбирается родитель и ребенок.

 От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

 И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

 Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)

 Выбирается родитель и ребенок.

 Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

 Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости.

 Звучит музыка. Родители вместе с ведущим исполняют «Двигайся-замри».

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

 Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

 Инструкция: группа делится на 2 команды.

 1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

 2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

 Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

 В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение "Статуя ребенка"

- Прошу одного из вас, временно, стать ребенком. Выберете среди присутствующих любого, в ком вы видите поддержку. (Тот, кого выбрали, становится за спиной "ребенка", приложив руки к его спине, и не отпускает его во время всего действия).

- Когда рождается ребенок, мы радуемся, думаем, какими родителями мы будем, как мы будем развивать и воспитывать нашего малыша. И вот - ваша маленькая дочь, вы спешите в детский сад, вам надо успеть на автобус. Она энергичный, любознательный ребенок, задающий много вопросов.

- Мама, что там такое посмотри! - говорит она

- (1 родитель) Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Не смотри! (завязываете глаза лентой).

- И вы дальше спешите в детский сад. Забегаете в автобус, встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом начинает задавать вопросы:

- Мама, ты слышала, как пропела птичка? Кто такой дядя Саша?

- (2 родитель) Ты, что вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать? Не слушай! (завязываете уши ленточкой).

- Вы выходите из автобуса, и бежите с дочерью по дороге. Опаздываете:

- Ой, какой сегодня день будет! Мам, меня Маша ждет, мы с ней будем играть, я ей пообещала:

- (3 родитель) Отстань некогда сейчас, мы опаздываем! Что ты разболталась? Быстро рот закрой! Не говори! (завязываете рот)

- И вы двигаетесь дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Вы бьете ее по рукам и начинаете ругать:

- (4 родитель) Что у тебя за руки, вечно ты их суешь куда-то! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (завязываете руки лентой).

Но тут дочь начинает скакать и задирать ноги. Вы в ужасе кричите на нее:

- (5 родитель) Ты где этому научилась? Это что еще такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И завязываете ноги)

- Смотрите на часы, нервничаете, и начинаете подгонять ребенка:

- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Гляди на дорогу не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю (прошу всех присутствующих произнести громко те фразы, которые выделены). Не смотри! Не слушай! Не говори! Убери руки! Стой смирно! (родители произносят все фразы одновременно)

И ребенок начинает плакать. А вы говорите:

- (6 родитель) Что ты плачешь? Нечего реветь! Я кому сказала - перестань реветь! (на этих словах вы сильно перевязываете живот). Иди, живи! (на этой фразе мама слегка подталкивает ребенка вперед)

Спрашиваю у ребенка: Какие у Вас ощущения? Что хочется? Что хочется развязать прежде всего? Чаще всего – это живот, т.к. он туго перевязан и это самое «больное» место. Ребенку всё запретили, да еще и плакать нельзя. Т.е. наложили запрет на чувства. Родители часто способны отобрать это право своими словами и воспитательными действиями. Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы. Как ему в таком состоянии статуи жить?

Объятия:

- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать,- это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Обнимаю того родителя, который исполнял роль ребенка). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. Вы просто его обнимайте.

- Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки?

- Какие чувства вы испытали?

- Что вы почувствовали, когда я вас обняла?

- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимы восемь объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально- 12 раз в день! И, между прочим - не только ребенку, но и взрослому.

Ребенку знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища, растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, переходящие в нервно-психические заболевания.

Рефлексия

 Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

 – Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

 – Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

 – Какие чувства были у вас, когда вам предложили пойти?

 – Что хотелось развязать в первую очередь?

 – Что вы чувствуете сейчас?

 Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

 – Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

 – Что вам хотелось сделать?

 – Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

 – Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

 Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

 Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

 Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

 Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами.

 До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей "По тропе родительской любви"

Тренинг был приготовлен и проведен с родителями старшей и подготовительной группы....

Тренинг для родителей «Тропинка родительской любви»

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.Задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь...

Тренинг для родителей: " Тропинкой родительской любви".

Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия....

Тренинг для родителей «Тропинка родительской любви»

Тренинг для родителей "Тропинка родительской любви"...

"По тропе родительской любви" (тренинг)

Тренинг для родителей "По тропе родительской любви"....