Деловая игра "Культура речи педагога - как основа педагогического мастерства"
методическая разработка

Шерстнева Татьяна Юрьевна

1.Компоненты речи педагога

2.Основы педагогического общения (правила)

3.Практическая часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_pedagoga.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

«КУЛЬТУРА  РЕЧИ  ПЕДАГОГА –

 КАК ОСНОВА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  МАСТЕРСТВА»

«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»

Максим Горький

Порог чувствительности к чужим словам и мнениям у всех разный.

Что один даже не заметит, на то другой от души посмеется, а третий воспримет близко к сердцу и будет неделю переживать.

Не все отдают себе отчет в том, что наша речь лучше всякого паспорта определяет личность каждого из нас. Стоит поговорить с человеком в течение 10 – 15 минут на любые, даже самые обычные бытовые темы, и об этом человеке можно получить всю характеризующую его информацию. Персидский поэт Саади еще в 13 веке написал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал – не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Есть такие профессии, которые настоятельно требуют от человека безупречного владения языком. Это профессии юриста, врача, филолога и, конечно же, педагога. К сожалению, речь современных педагогов не всегда грамотна. И по этому поводу сегодня бьют тревогу и лингвисты, и психологи, поскольку речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для обучающихся.

Давно известно, что воспитывает прежде всего личность педагога. Не те истины, которые он изрекает, и не те требования, которые он предъявляет к своим подопечным, а то, как он сам себя ведет, как сам следует провозглашаемым постулатам. Дети замечают и анализируют всё: каков внешний вид педагога, какова манера его поведения и, конечно, как он разговаривает, какова его речь. Педагог не может позволить себе выглядеть в глазах детей недостойно. Ошибочно мнение тех педагогов, которые полагают, что с обучающимися можно общаться на «их языке», т.е. употреблять в речи слова молодежного сленга (клевый, достали, прикольно), криминальный жаргон (братва, фуфло), междометия типа блин, ни фига себе, ё – моё и т.п. Некоторые педагоги считают, что такой способ общения помогает им достичь лучшего взаимопонимания с воспитанниками. На самом же деле репутация «своего парня» не делает чести педагогу. Дети не будут его воспринимать как грамотную, авторитетную личность. Каждым жестом, каждым словом педагог должен показывать себя, как человека безусловно культурного, грамотного, безупречно вежливого и интеллигентного. Воспитанники должны чувствовать, что до такой личности, как их педагог, нужно еще дорасти, а для этого необходимо многому учиться, многое в жизни постичь. Иначе ни о какой воспитательной функции педагога не может быть и речи, как не может быть речи об истинном уважении к такому педагогу.

Серьезное нарушение этики общения – неумение выслушивать собеседника, грубо перебивать его. Кроме того, полезно приучать себя обращаться к собеседнику «на Вы».

Среди педагогов, к сожалению, встречаются и такие, кто не гнушается употреблением вульгарных, бранных выражений, позволяет резкие, оскорбительные высказывания в адрес воспитанников.

Таким образом, речевая грамотность – отнюдь не личное дело каждого педагога, а его основное качество.

Педагог – это не только профессия, это образ жизни. И он обязан работать над повышением своей культуры, в том числе и речевой. Как сказал К. Паустовский, «языку мы учимся и должны учиться на протяжении всей своей жизни».

Речь педагога – один из постулатов успешности в работе. Красивая, грамотная выстроенная речь воспитателя нравится и детям, и взрослым. От правильного произношения слов и предложений в речи зависит связная речь ребенка, его словарный запас и эстетическая окрашенность.

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых.

Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в и речи.

Речь педагога должна быть не быстрая и не замедленная, чтобы воспитанники успевали вникнуть в суть сказанного. Речь воспитателя должна соответствовать возрастным особенностям детей, на которых она направлена.

Компоненты речи педагога:

Профессиональная деятельность педагога во многом зависит от его культуры речи, которая предполагает ряд необходимых, значимых и обязательных составляющих.

  • Голос: ( голос не должен вызывать неприятных ощущений у детей , а должен обладать благозвучностью;  педагог  должен уметь управлять своим голосом в общении с группой детей, направлять его, “отдавать” детям , говорить не для себя, а для них, т.е. голос должен обладать «полетностью»; педагогу  постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.
  • Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
  • Орфоэпия – правильное литературное произношение все слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности. Пользуйтесь словарями-справочниками.
  • Выразительность – это четкая модулированная особенность речи, без которой слушать педагога неинтересно. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, в которой особое значение приобретают интонация, жесты и мимика.
  • Дыхание – это важный физиологический процесс, который осуществляется рефлекторно. Но процессом дыхания человек способен управлять, делая его длинным, плавным, ритмичным. Речевое дыхание важнейшее условие полноценной речевой деятельности.

Заведующая кафедрой сценической речи Екатеринбургского театрального института профессор Азалия Блинова назвала 10 самых распространенных ошибок в речи россиян, за которые должно быть стыдно больше всех.

На первом месте оказалось слово «звонит». По словам Блиновой, неправильное ударение в этом слове выдает невысокий культурный уровень человека, и верно говорить «звонит». Затем идут такие слова, как «ихние» и «евонные». Как отмечает профессор, это явные просторечья, причем относящиеся к уральским диалектизмам. Далее в списке Блиновой  слово «ложить». Она подчернула, что можно только «положить», а слова без приставки не существует. «А они всё ложут и ложут!».

Также в топ -10 попали слова «ДоговорА» (вместо договоры), присущее чиновникам выражение «в двухтысячно первом году» (правильно – в две тысячи первом году), словосочетание «более лучше», кофе «экспрессо». Как пояснила профессор Блинова, на экспрессе ездят, а пьют эспрессо. Еще одна распространенная ошибка – путаница в понятиях «надевать» и «одевать».  Надеть можно на себя, а одеть – кого – то. И замыкает десятку речевых огрехов «торты» вместо торты.

Основы педагогического общения

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой:  - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

Прошло время, а проблема осталась. И речь современных педагогов бывает не всегда правильной. 

Поэтому вопрос, нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач!

Есть такой анекдот: «Всем, кто говорит: «Зачем писать правильно, мы же не на уроке русского языка», желаю встретить хирурга, который будет их оперировать со словами: «А зачем аккуратно резать и зашивать? Мы же не на курсах кройки и шитья» :).

Давайте проверим себя!?! Правильно ли мы говорим с детьми?

Правило 1: В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л.В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

Правило 2: Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

Ребенок, который привык к точной речи взрослых, даже начнет Вас потом исправлять: «Мама!!!! Это не штаны: это рейтузы, а это брюки!» И это отлично!

Правило 3: В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка , вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Правило 4: Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или:  «Встань, пожалуйста, и иди умываться».

Правило 5: Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.

Приведу пример часто встречающихся ошибок. Правильное ударение выделено заглавной буквой.

ЗвонИм (звонИт), баловАть (баловАться), досУг, красИвее, месяцАми , нет грибА, завИдно, началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался),  мЕльком, партЕр.

Правило 6: Не нужно употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы!  Дорогие педагоги! Я всегда удивляюсь, когда слышу на занятиях с детьми этот вопрос (причем из года в год повторяющийся), и это классика ошибки воспитателя. Привожу пример типичного диалога:  «Какое сейчас время года наступило?» — «Осень» — «Скажите полным ответом» — «Сейчас наступило время года осень».

Вы когда-нибудь сами так говорили в жизни: «Сейчас приду на постоянное место жительства в свой дом» или «Сегодня наступило день недели воскресенье»? Или «сегодня у нас на обед первое блюдо борщ в столовой посуде, а третье блюдо компот в чайной посуде» Нет? Так и детям так не нужно говорить!

Если нужно, чтобы малыши стали делиться с Вами впечатлениями, так и спросить их надо по-человечески: «Какие признаки осени Вы увидели по дороге в детский сад» (или «Какие признаки осени вы видите за окном»)? Кто больше найдет признаков осени, кто у нас самый внимательный?» И Вы услышите столько развернутых живых ответов детей, сколько Вы никогда не получите «мёртвыми вопросами», которые убивают интерес к беседе у детей!

Практическая часть.

А теперь предлагаю  немного порассуждать, потренироваться и вспомнить некоторые правила русского языка.

И хотелось бы начать со слов французского философа Вольтера

«Выучить несколько языков – дело нескольких лет, а чтобы научиться говорить на родном языке как следует, надо полжизни».

1.Презентация  с практикумом (Презентация «Культура речи педагога»)

2. «ПУТЕШЕСТВУЕМ  ПО  РОССИИ»  (уточнение знаний названий жителей разных городов).

  • Я приглашаю вас в путешествие по России. Мы побываем в разных городах и узнаем, как зовут их жителей.
  • Отправная точка – Москва! Здесь живут … (москвичи).
  • Первую остановку сделаем в Торжке. Здесь родилась муза Пушкина – его «гений чистой красоты» Анна Керн. Как же называются жители этого города? Если не знаете, ни за что не догадаетесь! Новоторы! Дело в том, что древнее название города Новый Торг.
  • Едем дальше! Старая Русса… Звучит красиво… Кто здесь живёт? Староруссцы, как, например, полагал знаток русского языка Лев Успенский? Или старорусы, что подсказывает логика языка? Не то и не другое! Жители древнего города называют себя рушанами!
  • Проезжаем Псков. Не задумываясь, скажем, что здесь живут … (псковитяне). Но сами жители славного города называют себя «псковичи» с ударением на последний слог! Допустимо и то и другое название!
  • Ну а теперь далекодалеко – туда, где Пётр I когдато лично своею царскою рукой спускал на воду корабли и закладывал монастыри – в Архангельск! Только не называйте здешних жителей архангелами или архангельцами! Они – архангелогородцы!
  • Изменим направление с севера на юг! В Туле живут … (туляки и тулячки). В Липецке – … (липчане и липчанки). В Курске – … (куряне и курянки).
  • А вот и город Воронеж. Здесь рождаются и радуются жизни … (воронежцы) и… И не ищите названия для прекрасной половины жителей Воронежа! Потому что его просто нет! Не существует! Для того чтобы рассказать о воронежских красавицах, придётся прибегнуть к описательной манере – жительницы Воронежа!
  • Ещё сложнее с жителями ГусьХрустального. Есть варианты? Даже два: гусевцы и гусяки. Второе название, правда, разговорное.
  • Не очень повезло, на мой взгляд, жителям Кривого Рога. Криворожане и криворожцы оба варианта допустимы, но не слишком благозвучны.
  • А знаете ли вы, как называть жителей Камчатки? Только не пытайтесь с помощью привычных суффиксов образовать правильное название. Камчадалы! Разве можно было догадаться?
  • Наше виртуальное путешествие закончилось. Путешествуя по огромной России, вы можете оказаться в дотоле неизвестном вам городе. Обязательно поинтересуйтесь, как правильно называть его жителей, чтобы их не обидеть. Информацию можно узнать в Словаре названий жителей.

2. «ПОДБЕРИ СЛОВА»

  • Заменить слово «ПРИКОЛЬНО» словами-синонимами.

(Интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно.)

  • Заменить слово «БЕСИТЬ» словами-синонимами.

(Раздражать, сердить, злить, выводить из себя, действовать на нервы, досаждать, возмущать.)

3. «ВОССТАНОВИТЕ  ПОСЛОВИЦЫ»:

Восстановите вторую часть пословицы:

  • Любишь кататься, люби и саночки возить
  • Не гони коня кнутом, а гони овсом
  • Без дела жить - только небо коптить
  • Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда
  • Раз соврал - навек лгуном стал
  • Кто за Родину горой,  тот истинный герой
  • Не учи орла летать, а соловья петь
  •  Где птица не летает, а свое гнездо знает 

  • Волки чуют, где овцы ночуют
  • Не та собака пугает, что лает, а та, что молчит и хвостом виляет
  • Усердная мышь и доску разгрызет.
  • На то и волк в лесу, чтобы заяц ушами не хлопал.
  • Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
  • Хвастуну цена – три копейки.
  • Если не трудиться, можно в жизни заблудиться.
  • Кто много смеется, тому легче живется.

Восстановите начало пословицы.

1.С кем поведешься, от того и наберешься

2.Как аукнется, так и откликнется.

3. Старый друг  лучше новых двух.

4. Семь раз отмерь -  один раз отрежь.

5. Не имей сто рублей,  а имей сто друзей.

6. Ученье – свет, а неученье – тьма.

7. Не плюй в колодец,  пригодится воды напиться.

8. Ростом мал да удал.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Лес рубят, щепки летят.
  • На голове густо, а в голове пусто.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Не место красит человека, а человек место.
  • Птицу узнают в полете, а человека в работе.
  • Чего себе не хочешь, того и другим не делай.

Заключение:

Соблюдение  и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешной работы педагога по речевому развитию в ДОУ.

Чтобы обогатить речевую культуру, необходимо в первую очередь обогатить свою духовную жизнь: читать художественную литературу, посещать театры, расширять кругозор, воспитывать в себе чуткое отношение ко всему, что происходит вокруг. И, главное, всё это должно стать не неприятной необходимостью, а духовной потребностью культурной, высокоразвитой личности, которой и должен являться настоящий педагог.

Нашу встречу хочется закончить притчей:

«Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Не бойтесь учиться, совершенствоваться, в том числе и в речевом развитии, искать что – то новое в работе с детьми, познавать неизвестное. Все в ваших руках. Всего доброго! Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов: «Важные секреты педагогического мастерства»

Тема: «Важные секреты педагогического мастерства»Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою т...

Электроное пособие по дисциплине Основы педагогического мастерства автор Титова О.В.

РАЗДЕЛ 1. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 1.1.               ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ1.1.1...

Деловая игра для педагогов "По ступенькам педагогического мастерства"

Деловая игра - метод обучения сотрудников, при котором они «играют в работу», моделируя реальные производственные ситуации. Перед участниками деловой игры ставят задачи, ана...