Мастер-класс для педагогов "Театрализованные игры-путь к детскому творчеству."
материал

А.В.ЦАРЕВА

Мастер-класс для педагогов «Театральные игры — путь к детскому творчеству»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Театральные игры — путь к детскому творчеству»

Настольный театр.

Цель:

  • Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с настольным театром.
  • Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для конусного настольного театра.
  • Привлечь педагогов к совместной деятельности с детьми: игре настольным театром в детском саду.

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б.М. Теплов)

Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

В нашей группе организован театральный уголок, в котором имеются разные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, театр бибабо и т.д. Дети с удовольствием используют все виды театров в своей деятельности. Но более подробно остановимся на настольном театре.

История развития настольного театра не менее богатая, чем любого другого театра, но в специальной литературе о театрах мы вряд ли сможем с ней познакомиться, как, например, с историей театра теней, марионеток, Петрушек. Не узнаем мы и о точном времени возникновения настольного театра, но не ошибемся, если скажем, что он очень древний и возник даже раньше, чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа, во всех странах. И каждый ребенок, взяв в руки игрушку и имея рядом опору – будь то лавка, пенек или что угодно другое, захочет «оживить» куклу, начав ее передвигать по опоре, комментировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру — театру на столе, к настольному театру.

Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Поэтому, хотя театр и называется настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использована любая другая опора (перевернутая коробка, скамейка и т.д.), главное в этом театре – куклы: куклы-игрушки и куклы-картинки.

Роль кукольного театра в воспитании и всестороннем развитии детей огромна. Это:

— Воспитание творчески активной личности, раскрытие новых талантов детей средствами театрального искусства.

-Организация досуга путём вовлечения в продуктивную творческую и театрализованную деятельность.

-Овладение практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

-Развитие речевой культуры и овладение приёмами выразительности речи.

-Создание творческой атмосферы в детском коллективе, взаимопонимание, доверие, дружеского отношения друг к другу.

В отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая ребенку такой спектакль, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.

Для театрализованной игры с довольно объемным пространством действия, каковым является стол, а не стенд, например, не представляет проблем использование театральных кукол самого разного объема. Если исходить из общепринятой характеристики, то в настольном театре представлены куклы всех объемов.

  1. Плоские – их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, оклеиваются.
  2. Полуобъемные – состоят из плоской основы, на которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань, готовая картинка и т.д.
  3. Объемные – обычные игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые), игрушки из природного и бросового материала; объемные поделки из бумаги: игрушки на конусах, игрушки- топотушки, из поролона и др.

В настольном театре чаще всего используют фабричные игрушки, но очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Поэтому настольный театр – это еще и поле для совместной продуктивной деятельности педагогов, родителей и детей. Детям очень интересно самим мастерить фигурки для настольного театра. Они с большим интересом рисуют, вырезают, лепят и конечно играют. Это для них как новые игрушки, только дороги они тем, что сделаны своими руками. Создавая настольный театр, мы позволяем ребенку пережить появление на свет кукольных персонажей и полюбить их новой любовью.

При изготовлении, как и при подборе готовых игрушек, необходимо соблюдать:

1) принцип соразмерности: для настольного театра необходимы игрушки не очень большого размера, около 30 см высотой или ниже, учитывая соотношение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству.

2) принцип однофактурности: игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (ткань, пластилин, картон, природный материал).

Для инсценировки сказок необходимо использовать дополнительные декорации: домики, деревья и т.д. Эти декорации можно так же изготовить из любого подручного и даже бросового материала. Всё зависит от ваших возможностей и фантазии.

Разнообразие видов настольного театра очень велико. Свое название тот или иной вид получил в зависимости от материала из которого изготавливаются персонажи или способа их изготовления.

Описание слайда:

Плоскостной театр

Персонажи для настольно-плоскостного театра изготавливаются из картона, тонкой фанеры и ДВП. Каждая фигурка может являться двусторонней и иметь устойчивую подставку.

Конусный театр

Конусный театр –это куклы на основе бумажного или картонного конуса. Конусные куклы сложны в изготовлении, но зато, пожалуй, более выразительны, чем плоскостные.

Коробковый театр

Этот вид театра получил свое название в соответствии с видом материала из которого он изготовлен: коробочки разного размера и формы

Театр из природного материала

Персонажи и декорации изготавливаются из природного материала

Настольный театр «Ходилки»

Такой театр очень нравится детям, для такого театра необходимы любимые персонажи и пара отверстий для пальчиков

Настольный театр на пластиковых стаканчиках, пробках, кубиках и т.д.

Такой вариант тоже очень легко сделать, можно нарисовать самим персонажей или найти и вырезать, а затем приклеить на пробки, кубики, стаканчики и др. бросовый материал. Все гениальное просто.

При подготовке спектаклей для детей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.

Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется — играя, а в ИГРЕ он познаёт МИР! Приятного Вам творчества!

Практическая часть

Мастер-класс по изготовлению конусного театра

Этапы изготовления кукол для конусного театра:

  1. Заранее распечатанные шаблоны вырезаем.
  2. Одну сторону заготовки для конуса намазываем клеем, сворачиваем заготовку конусом и прижимаем.

#1053;а готовый конус приклеиваем голову куклы

#1047;атем приклеиваем ручки, ножки, хвостики

#1044;алее приклеиваются аксессуары (корзинка Красной шапочки, ружье для охотника, носок для бабушки).

Куклы готовы.

Рефлексия: Педагоги представляют свою работу в виде презентации сказки

Подведение итогов работы. Рефлексия.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на

одной ладони улыбку, на другой –радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Предлагаю 3 листа с изображением предметов: чемодан, мясорубка, мусорное ведро. Те, кто считает, что всю информацию возьмет с собой, положит фишку на «чемодан», те, кто переработает и возьмет с собой

–на «мясорубку», а те, кто считает информацию ненужной, – выбросит в «мусорное ведро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по социоигровой технологии в образовательной области "Художественное творчество".

данный материал интересен для применения в работе с детьми, дети заинтересованы, т. к. всё в игровой форме и право свободного выбора....

Мастер класс для воспитателей ДОУ Экопластика – особый вид детского художественного творчества.

Мастер класс для воспитателей ДОУ Экопластика – особый вид  детского художественного творчества....

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путь к успеху»

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию формы квест-игры в работе с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов с понятием “квест-игра”. • Углубить знания п...

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путь к успеху»

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию формы квест-игры в работе с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов с понятием “квест - игра”. • Углубить знания...

МАСТЕР –КЛАСС «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества»

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводя...

Мастер-класс для педагогов "Театрализованные игры-путь к детскому творчеству."

Мастер-класс для педагогов "Театрализованные игры-путь к детскому творчеству."...