Проект "Этикет"
проект (подготовительная группа)

Белокурова Людмила Михайловна

Этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etiket.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40»

Проект

В подготовительной группе «Почемучки»

«Этикет для дошколят»

Срок реализации: с 20.11.2023-24.11.2023.

                                                   

                                                       

                                           Автор проекта: воспитатели группы № 10 Белокурова Л.М.

                                                                                                             

г. Ачинск

Паспорт проекта

Актуальность: Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, уверенным в себе человеком,  адаптированным в обществе, любимым близкими и друзьями, понимаемым  коллегами по работе. Вот поэтому, взрослым необходимо терпеливо обучать его правилам культурного поведения, объяснять необходимость их соблюдения.
Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах и по которым складывается  первое впечатление о нём.
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, помогая ребёнку ориентироваться в общественной жизни.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств. Поэтому  в нашей подготовительной группы было принято решение  разработать и внедрить  проект «Этикет для дошколят».

Проблема:

Дети, которых не учат целенаправленно культуре поведения и здорового питания, усваивают те нормы, которые видят в повседневной жизни: дома, в детском саду, в местах общественного питания. здорового питания, обращают достаточное внимание на сервировку стола, оформление блюд, ритуал приема пищи и другие составляющие культуры поведения за столом? Кто из воспитателей может сказать, что он целенаправленно и систематически обучает детей нормам здорового питания и закрепляет навыки культурного поведения детей за столом? Ответ однозначный. Эта работа ведется бессистемно в ДОО и, порой, совершенно упускается в семье. Хорошо ли быть вежливым?

Цель: Развитие представлений у детей дошкольного возраста о нормах и правилах поведения  в транспорте, при общении и т.д., принятых в обществе; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Задачи:

 — формировать навыки культурного поведения;

— привлекать родителей к культурному воспитанию детей в семье;
— изучать понятия «этикет» и «культурный человек»;
— формировать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях;
— активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
— закреплять знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
— формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, расширять словарный запас, развивать связную речь.
воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
— проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи;
— создавать развивающую среду. 

Ожидаемые результаты: 
1. Сформированность у детей:
— понятий «этикет» и «культурный человек»;
— умений правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;
— знаний о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях;
— знаний о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
— умений анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми;
2. Активизация участия родителей в совместной с детьми жизнедеятельности группы, игровой и творческой деятельности.

Виды деятельности:

Игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная деятельность; рассматривание иллюстраций, книг, дидактические игры; речевые ситуации; решение проблемных ситуаций; художественное творчество.

Интеграция по областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 

Методы и приемы:

Словесные (объяснение, художественное слово, чтение стихов,  загадывание загадок и др.)

Игровые (театрализованные игры, праздники, досуги)

Наглядные (демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

рассматривание иллюстраций, альбомов)

Практический (игра «Приглашаем гостей» Коммуникативные этюды: «Не сердись – улыбнись»,,)

Формы деятельности: поисковая; научная; экспозиционная; познавательная.

Вид проекта: информационный; творческий; исследовательский.

По продолжительности: краткосрочный (с 20.11.2023-24.11.2023 г.)

Обеспечение проекта:

• Методическая литература;

• Информационный материал по теме;

• Фотографии, иллюстрации;

• Музыкальное сопровождение

• Интернет ресурсы.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Обеспечение проекта:

Методическая литература;

Информационный материал по теме;

Фотографии, иллюстрации;

Музыкальное сопровождение 

Интернет ресурсы.

Введение в проект:

Беседа с детьми, какие вежливые слова мы используем? Какие хорошие и не очень поступки мы совершаем? И что такое этикет?

Как нам это узнать, у кого спросить? Эти вопросы были заданы детям. Ребята предложили спросить у родителей и поделиться знаниями.

Подготовительный этап:

- сформулирована проблема, цель и задачи проекта;

- подбор материала, иллюстраций;

- наглядная информация для родителей Консультация для родителей «Как воспитать вежливого ребёнка?» - подбор методической и художественной литературы;

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- составление тематического планирования.

 

Для планирования деятельности по теме проекта использовала систему «Паутинка проекта» (виды деятельности по всем образовательным областям)

Дата,

день недели

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями, со специалистами, с социальными партнерами

Совершенствование

предметно-развивающей

среды

1

20.11.23.

Понедельник

Беседа «Доброе утро», «Как правильно приветствовать друг друга» Чтение стихотворений Е. Алябьевой «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно»; чтение рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»,»Просто старушка» ФЦКМ/экология   (экспериментирование)

Тема: «Вежливые слова и манеры»

Цель: содействие нравственному развитию детей.

Задачи: закрепить умение использовать в речи детей вежливые слова;

закреплять представления об элементарных правилах поведения, о взаимоотношениях с другими людьми;

- стимулировать подражание социально одобряемым поступкам;

- развивать мышление, восприятие, внимание, память.

Пальчиковые игры – «Братцы», «Семья» нравственно-этических сказок для детей: русская народная «Два жадных медвежонка», К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», В. Драгунский «Тайное всегда становится явным». Милн «Винни – Пух и все-все-все»(отрывок). . Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». В. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла». А. Кушнир «Кто разбил большую вазу». С.Маршак. «Урок вежливости».

Игровые упражнения – «Моем руки».

Д/и «Кто я такой?»

С/Р « Семья» 

игра с мячом « Назови волшебное слово»

Информирование родителей о начале реализации проекта. Наглядная информация для родителей «Как научить ребёнка здороваться»

Картотека дидактических игр по формированию культуры поведения

Раскраски “Поступок мишки”.

Раскраски по теме недели Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, пополнение настольно-печатными играми. изготовление дидактических игр

2

21.11. 23.

Вторник

Беседа: «Правила поведения для малышей», «Вежливые слова и поступки»

Коммуникативные этюды: «Не сердись – улыбнись», «Поссорились –помирились», «Встреча друзей»

ОО «Речевое развитие»  

Тема: «Путешествие в страну вежливости»

Цель: закреплять знаний детей вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений.

 Задачи:

Повторять и закреплять знания вежливых обращений с людьми; совершенствовать речевой этикет детей.

Развивать память, связную речь;

Воспитывать чувства товарищества и дружбы, культуру общения.

Конспект распечатка

Чтение художественной литературы: «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов, пальчиковая игра «Мы капусту рубим…», «Апельсин»

Д.И. «Вежливая просьба»

Консультация «Как воспитать вежливого ребёнка?»

пополнение познавательного центра: картинки, иллюстрации, наглядный и дидактический материал; Дидактические игры: «Собираемся в гости», «Кто знает больше вежливых слов», «Поведение за столом,«Накрой стол к  обеду, к чаю».

3

22.11.23.

Среда

Рассматривание иллюстраций: «Что такое хорошо и что такое плохо?»,

Просмотр мультфильмов «Мойдодыр»

П/и « Паровозик дружбы»

Слушание песни «Улыбка» Шаинского В.Я 

Х/Э развитие рисование

Тема: ««Добро и зло», « Моё настроение»

Задачи: Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержания рисунка, воплощать задуманное. Учить радоваться своим рисункам, называть изображенные предметы и явления. Развивать самостоятельность, творчество.

 1.Камарова занятие 27 стр 56

Чтение стихотворения. А. Барто «Девочка -чумазая»

Беседа по прочитанному стих. «Девочка -чумазая» Цель: расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о здоровье.

Д/и «Убери на место». Закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места.

Наблюдение за трудом няни: моет пол; моет посуду.

Рассматривание иллюстраций по сюжету А. Барто «Девочка-чумазая»

Выставка книг  «Добрая книга» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Принимаем гостей», «Путешествие по городу», «В транспорте», «Диалог по телефону».


4

23.11.23.

Четверг

Беседа: «Как правильно вести себя за столом» Просмотр мультфильма «Просто так»

Д/и «Подари игрушку»

ОО «Познавательное развитие» - ФЭМП

Тема: «состав числа 10 из двух меньших чисел»

Цель: Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначать совокупности словами один, много.

 Упражнять в умении измерять длину и ширину

3.Понамарёва  стр 61 занятие 7

Чтение художественной литературы: — циклов стихов А. Барто «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро»;

Д.И. «Кто знает больше вежливых слов».

Создание фотоальбома «Наша группа».

Предметные картинки по теме «Еда», «Посуда»

Накрой стол для трех медведей (подбери для каждого кружку, тарелку и ложку)

5

24.11.23.

Пятница

Пальчиковые игры – «Братцы», «Семья»

Игровые упражнения «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки».

Беседа: «Волшебные слова» 

Х/Э развитие   Аппликация

Аппликация коллективная

Тема: «Чаепитие»

Цель: формирование навыков создавать коллективную композицию.

Задачи: Учить аккуратно наклеивать на готовую форму круги. Развивать у детей чувство цвета, желание украсить форму узором.
Закрепить знания о цвете, развивать мелкую моторику рук, развивать пространственное ориентирование: вверху, внизу, между.
Продолжать воспитывать интерес детей к художественному творчеству, воспитывать доброе отношение к другим, аккуратность.
 (Конспект  распечатка)

Конспект распечатка

Заучивание потешек: «Наша Маша маленька», «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять»

Игры – инсценировки «Телефонный разговор»

С.Р. «Мы едем в транспорте».

 изготовление книги-самоделки «Наши добрые дела»;

Лото, домино

Раскраски , Шнуровка «Бусы»

Заключительный этап:

Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов

Оформление результатов проектной деятельности (презентация)

Результат по реализации проекта:

  1. Дети стали более раскрепощены, доброжелательны друг к другу, а именно могли самостоятельно просить прощения у того, кого обидели, использовали в своей речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и т. д). Бережно относились к игрушкам, а также напоминали друг другу, что нельзя бросать игрушки на пол.

  1. Воспитателем собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
  2. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с воспитателем, участвовать в жизни группы.

Литература:

1.Алябьева Е.А. «Дни этикета в детском саду», М.: «Сфера», 2011

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» 2004.

3. Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1999.

4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.