Конспект занятия в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

ВАЛЕЕВА АЛИЯ ОМАРОВНА

 «Сенсорные  эталоны и их применение в обследовании предметов»

(или “По следам Незнайки”).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sepd.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе

на тему

«Сенсорные эталоны и их применение в обследовании предметов»

(или “По следам Незнайки”).

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

#1059;точнить и закрепить усвоение детьми основных образцов сенсорных эталонов и умение их применять в обследовании предметов, для анализа и выделения их свойств в различных ситуациях, в новых условиях.

#1057;пособствовать формированию элементов логического мышления через использование логических блоков Дьенеша.

#1044;оставить детям радость, дав им возможность продемонстрировать имеющиеся у них знания, проверить свои познавательные способности и возможности.

#1060;ормировать самостоятельность в понимании учебной задачи и ее выполнении, навыки самоконтроля.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Активизировать в речи детей названия семи цветов спектра, а также названия геометрических фигур, слова, выражающие результаты сравнения предметов по признаку длины.

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Закреплять произношение звука ш в звукоподражании (шум ветра), произношение его с разной силой голоса.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

Развивать умение отвечать на вопросы, использовать в речи элементы рассуждения.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА.

#1054;знакомление детей с основными сенсорными эталонами и их закрепление в дидактических играх и упражнениях.

#1054;знакомление детей с логическими блоками Дьенеша, дидактические игры с ними.

#1048;гры по ТРИЗ-технологии:

«Хорошо-плохо»,

«Нравится-не нравится»,

«Польза-вред».

#1054;пыты-игры по окрашиванию воды, получение нового цвета смешением двух других, не лежащих в спектре рядом.

#1048;спользование физкультминуток с опорой на карты-схемы упражнений.

#1054;знакомление детей с планом группы.

МАТЕРИАЛ.

#1055;исьмо от Незнайки.

#1044;идактические игры по сенсорному развитию: «Собери цветок», «Раздели фигуры».

#1053;абор из пяти геометрических фигур.

#1044;идактическая подушка сенсорного содержания.

#1055;розрачные банки (шесть пустых, три-с окрашенной водой красного, желтого и синего цвета).

#1050;арточки-схемы для игры «Угадай предметы».

#1050;арта-схема для физкультминутки.

#1055;лан помещений группы.

9. Аудиозапись ритмичной музыки для физкультминутки.

10. Цветные ленточки, счетные палочки, волшебная палочка, веревочки, сундучок, магнитофон, мольберт, ширмы.

ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ.

«В гости к детям заходил Незнайка, но не застал их в группе. Чтобы не скучать в отсутствии детей, он поиграл в их игры. Но, к сожалению, допустил немало ошибок. (Незнайка не уверен, что все делал правильно). Уходя, он оставил письмо, в котором просит детей исправить допущенные им ошибки.

Воспитатель предлагает детям отправиться по следам Незнайки, найти и исправить все его ошибки и заодно еще раз поиграть в их любимые игры».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.

#1057;оздание игровой мотивации: письмо от Незнайки с просьбой о помощи.

#1054;тправление группы умников и умниц по следам Незнайки (путь Незнайки обозначен на полу стрелками).

#1044;/у «Раздели фигуры» (отбирать из всех имеющихся фигуры с заданными свойствами, опираясь на блоки Дьенеша).

#1044;/и «Собери цветок» (на закрепление последовательности расположения цветов в спектре).

#1048;гра «Живой цветок» (выкладывание цветика-семицветика на полу, в воздухе над полом на разной высоте).

#1048;гра «Угадай на ощупь» (с геометрическими фигурами).

#1048;гра «Да-нет» (уточнение некоторых свойств геометрических фигур методом контрольных вопросов).

#1048;гра-опыт по получению промежуточных цветов из двух других, не лежащих рядом.

#1060;изкультминутка (с использованием карточек-схем упражнений).

#1048;гра «Угадай предмет» (на основе зрительно-воспринимаемой информации в виде карточек-схем).

#1055;оиск сюрприза от Незнайки, пользуясь планом помещений группы.

#1040;нализ содержания проделанной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель с детьми заходят в группу и подходят к столу, на котором стоит портрет Незнайки (или изображение Незнайки появляется на экране) и лежит письмо от него. Дети узнают Незнайку. Воспитатель зачитывает его письмо.

«Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я заходил к вам в гости, но не застал вас. У вас в группе так много разных интересных игр, и я не удержался, поиграл в них. Извините, что без разрешения. Но, к сожалению, я не уверен, что все сделал правильно. Поэтому я хочу вас попросить исправить мои ошибки. Я уверен, что вы справитесь. Заранее вам благодарен. До свидания.

Ваш Незнайка».

Воспитатель предлагает детям отправиться по следам Незнайки, найти и исправить все его ошибки и заодно еще раз поиграть в их любимые игры. Напоминает о правилах поведения во время «путешествия».

В групповой комнате на отдельных столах разложены дидактические игры, в которых Незнайка «играл», и задания. Путь Незнайки обозначен на полу стрелками. Дети, ориентируясь по этим стрелкам, вместе с воспитателями подходят поочередно к столам, находят и анализируют ошибки, исправляют их, комментируя свои действия.

#1044;/и «Раздели фигуры» (или «Выбери правило»).

Дид.задача. Закреплять умение группировать геометрические фигуры по одному, двум и трем признакам, опираясь на блоки Деньеша.

Незнайка разделил все имеющиеся геометрические фигуры по признаку цвета. Дети исправляют его ошибки. Затем выполняют задания на разделения фигур по двум и по трем признакам.

Например:

#1053;айди все красные фигуры.

#1053;айди все синие треугольники.

#1053;айди большой зеленый вал.

2.На следующем столе Незнайка составил из отдельных лепестков «Цветик-семицветик.»

Дети исправляют его ошибки. Затем играют в игру «Живой цветок». Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, сама раскладывает на полу лепестки в произвольном порядке, произносит при этом “ш-ш-ш”: “Начался ветер, раскидал по земле лепестки».Дети берут по одному лепестку и складывают цветок. Игра проводится три раза. Дети имитируют ветер слабый, сильный, очень сильный, соответственно произнося «ш-ш-ш» с разной силой голоса, и собирают цветик-семицветик на полу, в воздухе над полом и на столе, каждый раз меняясь лепестками и называя их цвет.

3.Дидактические упражнения с геометрическими фигурами.

Дидактическая задача. Закрепить названия пяти эталонов формы – геометрических фигур, закрепить приемы обследования геометрических фигур обведением контура пальцем и прослеживанием взглядом движений руки.

- Ребята, я хочу загадать вам загадки, но необычные, не словесные. Отгадки этих загадок находятся на кончике моего указательного пальца. Поэтому внимательно следите за ним. Воспитатель «рисует» в воздухе контуры геометрических фигур. Дети определяют эти фигуры, называют их, тоже рисуют.

Следуя по маршруту, дети останавливаются возле сундучка, просят его открыться:

«Сундучок, сундучок,

Открой свой бочок!»

Игра «Угадай на ощупь».

Из сундучка дети достают каждый по мешочку, в них по одной большой геометрической фигуре. Дети угадывают фигуры на ощупь, называют их.

Игра «Да-нет».

На дне сундучка воспитатель обнаруживают волшебную палочку.

- Ребята, я вам верю, но проверю, на самом ли деле вы хорошо знаете фигуры. Но вначале я вас всех превращу с помощью своей волшебной палочки в эти самые фигурки, так вам легче будет рассказывать (как будто о себе).

Пример. – Ваня, ты треугольник?

- Нет.

- Ты квадрат?

- Да.

- У тебя три стороны?

- Нет.

- У тебя четыре стороны?

- Да.

- Ты можешь катиться?

- Нет.

- Тебе углы мешают?

- Да.

- Солнце по форме похоже на тебя?

- Нет.

- Крышка стола бывает похожей на тебя?

- Да.

#1048;гра-опыт по окрашиванию воды.

На столе стоят баночки с окрашенной водичкой красного, синего и желтого цветов, три пустые баночки, конверт (в нем игры «цветные примеры»).

- Ребята, как вы думаете, что тут делал Незнайка, как играл?

- Он окрашивал воду.

- В какие цвета?

- В красный, синий, желтый.

- Почему только в такие цвета?

- Наверное, у него были краски только таких цветов.

- Как вы думаете, ребята, Незнайке было бы интересно окрасить воду еще в какие-то другие цвета?

- Да.

- А мы умеем это делать? Сможем?

- Да.

- А как? Ведь у нас тоже нет других красок.

Ответы детей.

Вывод.

Да. Мы можем получить еще три цвета, используя имеющиеся три.

- Какие же это цвета?

- Оранжевый, зеленый, фиолетовый.

«Цветные примеры».

- Чтобы не ошибиться, вначале мы проделаем это на цветных карточках, «порешаем цветные примеры».

Далее дети получают оранжевую, зеленую и фиолетовую водички смешением водичек соответствующих цветов.

Затем воспитатель обращает внимание детей на баночки с водой, окрашенные в белый и черный цвета. Предлагает угадать, какой цвет может получиться при их смешении. Дети высказывают свои предположения, затем проверяют их на опыте.

#1060;изкультминутка (с использованием карточек – схем упражнений).

Следующая стрелка привела детей к карточке с изображением Маленького Человечка.

- Ребята, Маленький Человечек приглашает нас на веселую минутку.

Воспитатель включает запись ритмичной карты – схемы упражнений, дети выполняют.

Под аудиозапись ритмичной музыки дети выполняют упражнения, глядя на их схематические изображения.

#1048;гры с подушкой.

Очередная стрелка ведет к многофункциональной дидактической подушке.

#1056;елаксация.

Подушка лежит на ковре нижней стороной вверх. Дети ложатся на спину, головой на подушку. Звучит тихая, приятная музыка.

#1047;атем, дети садятся на колени вокруг подушки, переворачивают ее на лицевую сторону, гладят и благодарят ее, придумывают для нее ласковые, добрые слова.

#1042; одном из кармашков дети находят письмо от Незнайки, конверт с карточками для игры «Угадай предмет» и план помещений группы. Воспитатель читает письмо.

«Привет, ребята! Это снова я, Незнайка. Вот и закончилось ваше путешествие. Молодцы, ребята! Вы сумели исправить все мои ошибки и задания выполнили тоже».

Воспитатель прерывает чтение письма и обращается к детям.

- Ребята, какие ошибки мы помогли исправить Незнайке?

- А какие его задания мы выполнили?

- Понравилось вам ваше путешествие по следам незнайки?

Воспитатель продолжает чтение письма:

«Я очень рад за вас, ребята, и хочу порадовать вас тоже. Я приготовил вам сюрприз. Но вначале нужно его угадать, а потом найти. Удачи, ребята!

До свиданья. Ваш Незнайка».

#1048;гра «Угадай предмет».

Воспитатель напоминает правило:

«Нужно убрать все карточки, не относящиеся к данному предмету. По оставшимся карточкам нужно угадать предмет».

#1053;азначение.

Не одежда, не мебель, не еда. Значит…..(игрушка).

#1052;атериал.

«Этот предмет не деревянный, не стеклянный, не металлический. Значит…(резиновый)».

#1062;вет.

«Он бывает всех цветов радуги, только черным не бывает».

#1043;де с ним можно поиграть?

«Не на земле, не на столе. Значит….(в воздухе). То есть его можно ». То есть его можно бросать, ловить, просто нести.

Итак, этим предметом является игрушка – резиновая, разноцветная, с ней играют в воздухе. Что же это?

(Воздушный шарик).

Если дети не смогут угадать, воспитатель уточняет еще одно свойство данного предмета:

«Он легкий как пушинка».

#1055;оиск сюрприза от Незнайки с помощью плана помещений группы.

Дети рассматривают план и, пользуясь им, находят в одном из помещений (или в спальне, или в раздевальной комнате) воздушные шарики и медали «Умнику», «Умнице» для всех участников путешествия по следам Незнайки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки»...