Консультация для педагогов ДОУ «Почему дети не хотят слушаться воспитателей?»
консультация

Алексеева Ольга Валерьевна

Наверное, многим знаком фильм «Усатый нянь» 1977 г. режиссера В. Грамматикова. Вся ситуация выглядит довольно смешно пока она по ту сторону экрана, а не касается каждого из нас. Когда подобный хаос незаметно подкрадывается и стучится в наши двери, то становится уже не до смеха, ладно, если участниками беспредела является 3 - 4 ребенка, с ними еще как-то можно справиться, но подчас в группе 20-25 детей и воспитателю бывает сложно заинтересовать всех ребят и управиться с детворой в таком количестве.

Попробуем разобраться в причинах непослушания малышей в детском саду и найти пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Почему дети не хотят слушаться воспитателей?»

подготовила педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Алексеева О.В.

1. Причины непослушания детей, спровоцированные поведением самого воспитателя.

2. Что необходимо сделать воспитателю, чтобы в группе господствовала гармония.

3. Причины непослушания детей, спровоцированные внешними факторами и пути их решения.

Наверное, многим знаком фильм «Усатый нянь» 1977 г. режиссера В. Грамматикова. Вся ситуация выглядит довольно смешно пока она по ту сторону экрана, а не касается каждого из нас. Когда подобный хаос незаметно подкрадывается и стучится в наши двери, то становится уже не до смеха, ладно, если участниками беспредела является 3 - 4 ребенка, с ними еще как-то можно справиться, но подчас в группе 20-25 детей и воспитателю бывает сложно заинтересовать всех ребят и управиться с детворой в таком количестве.

Попробуем разобраться в причинах непослушания малышей в детском саду и найти пути их решения.

1. Причины непослушания детей, спровоцированные поведением самого воспитателя:

- недостаток опыта работы у молодого специалиста.

Всем известно, что дети, несмотря на свой несмышленый возраст, являются хорошими психологами. Как только они остаются наедине с новым воспитателем, то всеми силами стараются распознать, найти все сильные и слабые стороны педагога. Происходит своего рода тестирование: у воспитателя на профпригодность, а у детей на возможность неподчинения. Здесь, главное, кто останется сильнее. Так как детей большинство, а молодой специалист в единственном числе, то, как правило, дети остаются в более выигрышной ситуации.

- недостаток внимания со стороны воспитателя

бывает такая ситуация, когда педагог переключает свое внимание на человека, зашедшего в группу, или отвлекается на подготовку необходимого материала для организации следующего вида деятельности. Дети очень восприимчивы к такой обстановке и незамедлительно пытаются воспользоваться подходящей возможностью подурачиться.

- неумение организовать досуг

В детском саду ребята проводят от 9 до 12 часов, поэтому чтобы дети слушались и с интересом посещали дошкольное учреждение воспитателю при планировании самостоятельной и совместной деятельности с детьми необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности, но и интересы своих воспитанников. Любая деятельность в детском саду должна носить развивающий характер, только при таких условиях у детей будет сохраняться устойчивый интерес к занятиям и играм. Если ребенку предложить досуг несоответствующий его возрасту, то он быстро потеряет к нему интерес и начнет выражать своеобразный протест, который выльется в виде непослушания.

- неправильное распределение эмоциональной нагрузки

Нервная система у дошкольника устроена таким образом, что процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Особое внимание необходимо обращать на подвижных детей. Если своевременно не переключать их внимание на более спокойную деятельность, то дети могут потерять контроль над своим поведением, а это является очередной причиной того, что дети не слушаются взрослого.

2. Что необходимо сделать воспитателю, чтобы в группе господствовала полная гармония?

Своим ежедневным трудом и вниманием к детям воспитатель, невидимым оком для окружающих, постепенно выстраивает пирамиду своего авторитета. Зачастую дети просто не слышат воспитателя. Причиной является не шум в группе, а, возможно, тихий голос педагога, либо малыши еще не научились воспринимать его тембр. Чтобы найти выход из этой ситуации, необязательно кричать на детей. При обращении к воспитанникам в голосе у взрослого должна чувствоваться определенная требовательность и установка на определенную деятельность, а также внутренняя уверенность в своих действиях. Обратиться к детям можно и в игровой форме, если приучить их реагировать на определенный звук, например, позвонить в колокольчик, или постучать в бубен или барабан. Когда воспитатель начнет делать это регулярно, то у детей сформируется своеобразная реакция на шумовой раздражитель.

Несмотря на свой возраст и жизненную мудрость, для детей педагог является своеобразным проводником в мир взрослых. Чтобы воспитателю сблизиться с детьми и стать их частью, необходимо играть с ними в детские игры, петь песенки, читать сказки и потешки, делать разнообразные поделки, разговаривать на доступном и понятном языке, только на таких условиях дети увидят в нем сверстника и друга и примут в свой круг. Если этого не сделать, то он так и останется для них просто взрослым человеком, непосвященным во все детские секреты и тайны!

3. Причины непослушания детей, спровоцированные внешними факторами и пути их решения

Возрастные кризисы. Дети так устроены, что за период дошкольного детства происходит не только их взросление, но и становление личности и характеризуется он кризисом трех и семи лет. Воспитателям этот факт известен, но для многих родителей поведение их чада приводит в недоумение. Послушный и покладистый ребенок вдруг превращается в протестующее и капризное дитя. Родители держатся за голову и не знают что делать! Если эта ситуация знакома, то знайте, у ребенка настал кризисный период.

В 3 года малыш осознает себя как личность, и чтобы самоутвердиться и доказать это окружающим, начинает всем своим поведением выражать всевозможные протесты. «Я сам» и «Сделай с точностью до наоборот»  - вот лозунги, которыми  дети руководствуются в этот период. Родители поступят мудро, если научатся договариваться и считаться с мнением ребенка. Можно поставить его перед выбором, например: «Ты сейчас поешь и продолжишь смотреть мультики либо я выключу телевизор», после такого предложения ребенку ничего не остается делать, как пойти на кухню и принять пищу, потому что это решение будет принято им лично!

В семь лет у ребенка меняется мировосприятие, поэтому кризис проявляется в манерности поведения, дети начинают огрызаться, кривляться. Ребенок испытывает много эмоций, которые ранее были ему неведомы, он начинает под их влиянием изучать себя и сопоставлять с поведением взрослого человека. Педагогам и родителям придется набраться терпения и вместо агрессии и упреков в адрес ребенка постараться окружить его любовью и лаской. В период кризиса 7 лет ребенок, к сожалению, теряет свою детскую непосредственность, вскоре на ее место придет скрытая грусть, или наигранная радость, повзрослев, ребенок научиться управлять и играть своими эмоциями.

Любой кризис у детей дошкольного возраста является нормальным явлением, взрослым необходимо помочь ребенку пройти его, а главное оказать эмоциональную поддержку не в виде нареканий, а путем поднятия самооценки.

Недомогание организма, дискомфорт. Бывает так, что у спокойных и уравновешенных детей, изредка наблюдаются негативные проявления в поведении, чтобы выяснить причину, необходимо проанализировать предшествующие события. Возможно, произошел сбой в режиме дня: ребенок рано лег спать и соответственно проснулся ни свет, ни заря или нарушился режим пищи – все эти обстоятельства приводят к истощению нервной системы и негативным образом сказываются на поведении детей.

Дискомфорт может быть вызван у ребенка его физическим недомоганием, например, вздутием живота из-за скопившихся газов или крапивницей, спровоцированной аллергической реакцией.

Немаловажным фактором является и одежда, в которой ребенок находится, она должна соответствовать размеру, а материалы и ткани приятными на ощупь.

Фазы луны. Дети очень чувствительны на циклы луны. Практика показывает, что накануне полнолуния или какого-либо затмения и 1-2 дня после него, эмоциональное состояние у ребят дестабилизируется, и они становятся раздражительными.

Стрессовые ситуации. Детям свойственна ранимость. Все происходящее вокруг они принимают близко к сердцу. К сожалению, невозможно жизнь прожить без стрессов. Если взрослые умеют их воспринимать правильно, то детская психика еще чрезмерно к ним чувствительна. К стрессовым ситуациям можно отнести развод родителей, отъезд одного из членов семьи в командировку, потеря домашнего животного. Появление братика или сестрички в семье тоже может стать причиной стресса у ребенка, ведь раньше весь мир крутился вокруг него, а сейчас появилась конкуренция.

С целью привлечения внимания. Непослушание может быть вызвано возможностью самоутвердиться, это происходит в том случае, когда над ребенком со стороны родителей наблюдается чрезмерная опека. Если взрослые предоставят ребенку свободу, а за его безопасностью будут наблюдать, как бы невзначай, то со временем поведение нормализуется.

Бывают дети, которые начинают проявлять непослушание для того, чтобы наоборот, привлечь внимание взрослого. Такое поведение характерно в том случае, когда ребенку требуется больше заботы и ласки. Исправить такую ситуацию можно совместными играми, прогулками. Как только малыш компенсирует недостаток внимания, его поведение стабилизируется.

Таким образом, мы рассмотрели возможные причины непослушания у детей дошкольного возраста и методы их устранения. От того, как быстро и правильно взрослый выявит причину негативного поведения у ребенка, тем быстрее он приложит все усилия для ее искоренения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей воспитанников: "Почему дети не слушаются"

Как быть, если ребенок вдруг выходит из-под контроля? Мнение социального педагога....

Почему дети не хотят учиться?

Мы должны сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, чтобы он почувствовал вкус к познанию нового, интересного, непонятного....

Почему дети не хотят учиться

Эта  статья дает советы по стимулированию ребенка к усвоению нового учебного материала...

Почему дети не хотят учить стихи?

Учить или не учить стихи с дошкольниками - вот в чем вопрос?!?Вроде бы не вечный, но актуальный....

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?...

Консультация для родителей почему дети не хотят читать?

Консультация для родителейПочему дети не читают?...