Опыт работы "Педагогический дует"
материал

Здесь описан опыт работы по наставничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_pedagogicheskiy_duet_.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г.Ак-Довурак

Опыт работы

«Педагогический дует»

Подготовила

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак

Чадаамба Аясмаа Дадар-ооловна

Ак-Довурак-2022 г.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»

А.С. Макаренко

Современная образовательная политика Российской Федерации учитывает общие тенденции мирового развития, которые являются необходимыми для существенных изменений в системе образования. Расширяются границы межкультурного взаимодействия и становятся важными факторами, такие как коммуникабельность и толерантность; возникает потребность в повышении квалификации и переподготовке кадров, а также их профессиональной мобильности, способности быстро встраиваться и продуктивно работать в коллективах - командах.

Поэтому я считаю, что в методической работе важно создать условия для становления таких жизненных установок личности, педагога как: способность к сотрудничеству и ответственному выбору; желание проявлять инициативу и предприимчивость; умение решать проблемные задачи; осуществлять инициативное, самостоятельное и ответственное движение в собственном непрерывном образовании

В своей работе я ориентируюсь на позиции индивидуализации и тьюторского сопровождения педагогов. Это привело к осознанию того, что появилась необходимость индивидуального взаимодействия с каждым педагогом в определении индивидуальной траектории развития. Запросы и потребности сегодня разные у каждого педагога. Кто-то только вливается в работу, кто-то обобщает опыт и выходит на аттестацию. Поэтому и подходы нужны иные и формы методической работы. Для разрешения противоречия между имеющимся опытом педагогов, наработанными методами и целями и средствами современного образования, чтобы обеспечить требуемое качество и возникла необходимость определить форму сопровождения, позволяющую не только выявлять проблемы, но и интересы, и сопровождать их развитие, используя все возможные ресурсы.

Опыт реализации практики тьюторского сопровождения педагогов

в МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак

Суть тьюторского сопровождения я увидела в организации работы на материале реальной жизни педагога-тьюторанта, расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.

Как старший воспитатель МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак я работаю в с роли педагога с тьюторской компетенцией, педагога с тьюторской позицией, задача которого не просто ввести в процесс новые организационные формы, технологии и методы работы с педагогическими кадрами, но и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы педагогу становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность, а так же проявивших желание поделиться находками и новшествами инновационной деятельности (опытом реализации практики современных образовательных технологий).

В основе тьюторского сопровождения - содействие развитию профессиональной компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления дошкольного образования.

Я увидела и трудности в недостаточном владении технологией тьюторского сопровождения: отсутствие очных качественных курсов повышения квалификации; отсутствие информации об опыте тьюторских практик в дошкольном образовании; не все педагоги готовы определиться с запросом и определить образовательный маршрут.

Я ориентировалась на основные взаимосвязанные этапы тьюторского сопровождения (Т.М. Ковалева) (в целом деятельности тьютора и тьюторанта)

  • Диагностико-мотивационный
  • Проектировочный
  • Реализационный
  • Аналитический

Мною былa определена цель развития в новых условиях и задачи:

Создание в ДОУ комплексной системы педагогической работы, совмещающей инициативную деятельность педагогов с тьюторской позицией, с процессами её нормативного оформления, анализом и планированием образовательных результатов тьюторского сопровождения.

Задачи:

- выявление дефицитов в сформированности профессиональных компетенций (коммуникативных);

- разработка модели развития коммуникативных компетенций;

- разработка содержания основных форм тьюторского сопровождения, выявление их эффективности;

- обеспечение профессионально-личностного развития и самореализации педагогов.

Определила структуру команды педагогов с тьюторской позицией. Считаю, что педагогом с тьюторской позицией может стать тот, кто не просто готов поддерживать коллег в разрешении интересующих их вопросов, но и вместе с ними включаться в поиск ответов, он должен иметь собственный опыт самообразования. (Заведующий, старший воспитатель, воспитатели с тьюторской позицией)

На II этапе диагностическом-мотивационном состоялось «открытие новых островов» - где определили цель деятельности на этом этапе:

Создание условий для профессионального самопознания педагогов на основе проявления познавательных инициатив и интересов, формирование мотивации педагогов на повышение своего профессионализма, самосовершенствования. (самопознание своей успешности и своего проблемного поля).

Задачи:

1. Использование диагностического инструментария комплексной диагностики по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов; по индивидуальным запросам.

2. Определение мотивов профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

3. Проведение диагностики с целью изучения коммуникативных затруднений педагогов во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений.

В результате:

  • Проведена диагностика с целью изучения коммуникативных затруднений педагогов во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений.
  • Определены дефициты в профессиональных компетенциях.
  • Определены мотивы профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
  • Проанализированы возможности методического и психологического сопровождения.

Были выявлены разные профессиональные затруднения и дефициты, и основными по результатам стали дефициты в коммуникативных компетенциях. Считаю, что коммуникативная компетентность является основной функцией, важной составляющей в профессиональной деятельности педагога.

Для этого стало необходимым: создать условия для индивидуализации процесса саморазвития, для тех, кто желает достичь успеха, карьерного роста, собственной выгоды - аттестации…Таким образом стало возможным обеспечить тьюторское сопровождение.

Для себя определила, что тьюторское сопровождение – это движение педагога с тьюторской позицией вместе и рядом с тем педагогом, который разрабатывает и реализует свою индивидуальную траекторию образования; оказание помощи и поддержке в навигации, поиске ресурсов. Где каждый педагог как субъект своего развития – основной участник практики индивидуализации и тьюторского сопровождения.

С введением стандарта и проживанием диагностического этапа нашей практики, мы четко осознали, что для обеспечения качества дошкольного образования каждый педагог должен быстро адаптироваться к новым условиям, владеть и осваивать новые компетенции, обладать умениями проектировать и совершенствовать собственную профессиональную практику.

Поэтому определила цель III реализационного этапа, которая связана с целью тьюторского сопровождения - «Создание образовательной среды, оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого педагога на основе индивидуальных особенностей и образовательных потребностей».

В нашем МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак стало возможным использование потенциала тьюторского сопровождения как практики. На сегодняшний день в такой практике мы можем активно включать педагогов в инновационную деятельность, создавая условия для профессионального развития, учитывая их интересы, запросы и потребность.

В работу с педагогами я, как старший воспитатель, включила разные формы взаимодействия, которые интересны и эффективны:

Основные формы тьюторского сопровождения:

  • тренинги
  • индивидуальная тьюторская консультация (беседа)
  • тьюториал - тьюторский семинар
  • тьюторская проба (организации ситуации, где будет возможность попробовать себя, продемонстрировать свои умения, возможности).
  • образовательные события (творческие мероприятия, спортивные события, мероприятия годового плана – педсоветы, мастер-классы, творческие конкурсы, конкурсы профессионального мастерства, семинары-практикумы и др.)

Групповой тьюториал представляется мне как интересное активное групповое обучение, общение, направленное на развитие коммуникативных, рефлексивных умений. Целью была разнообразие процессов обучения педагогов, активизация их творческого потенциала, побуждение к применению своих умений на практике.

Я в своей работе постоянно использовала интерактивные методы: деловые, ролевые игры, дискуссии, тренинги, метод «Мозгового штурма», , моделирование ситуаций, приемы социоигровой технологии: игры- разминки, выполнение заданий в компаниях, презентация различный проектов; решение педагогических задач, заполнение синквейна, рефлексивные задания и др.

Таким образом, мои педагоги МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак, включаясь в разные виды деятельности, проживая образовательные события, проявляют себя, видят проблемы собственной практики, осознают необходимость изменения своей деятельности, с помощью анализа и рефлексии. А так же чувствуют поддержку и стали успешны в публичных выступлениях, конкурсах и конкурсах профессионального мастерства. Они стали постоянно занимать призовые места в профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровней («Воспитатель года», «Мой лучший урок»).

Так же для организации ежедневной стабильной связи, организации общения, обмена информацией я использую как часть образовательной среды - современный ресурс виртуального кабинета в виде электронной почты, ресурсы методического кабинета, что обеспечивает открытость и информативность для каждого педагога.

Двигаться в заданном направлении мне помогают принципы тьюторского сопровождения как мостики, соединяющие всех участников:

открытость (внешняя и внутренняя позволяет педагогу быть открытым для взаимодействия, для самоопределения, осуществлять выбор деятельности, средств, партнёров)

непрерывность – все образовательные события способствуют своевременному содействию и непрерывному образованию, поддержке интереса

индивидуализация организуем деятельность с учетом личностных запросов и интересов педагога

Инструменты тьюторского сопровождения.

Для движения педагогам первоначально были предложены дневники, которые стали ориентирами профессионального развития, где стало возможным фиксировать и рефлексировать собственную позицию по отношению к самообразованию, самопродвижению. Индивидуальные образовательные маршруты позволили определить остановки, наметить образовательные события, увидеть путь образовательного движения, разработать ИОП, опираясь на карты ресурсов, как предложенные, так и самостоятельно выбранные.

Навигаторы возможностей позволяют осознано продвигаться по маршруту самоопределения и саморазвития, стремиться к самореализации. Каждый педагог имеет возможность выбрать свой путь.

На различных мероприятиях ДОУ: семинарах-практикумах, стажировочных площадках и др., участники успешно «проживали» их с помощью инструментов:

  • информационные и практические материалы кейса,
  • заметки, памятки, алгоритмы, анкеты
  • рефлексивные задания и др.,
  • педагогические мастерские, школа современного педагога, школа молодого педагога, которые помогают погружаться и ориентироваться в теме, направлениях деятельности, осмысливать и анализировать собственный опыт, определять точки роста; искать единомышленников; корректировать по необходимости запросы, маршруты, подбирать ресурсы, осуществлять «пробы» в практической деятельности.

Наши педагоги постепенно овладевают навыками работы с инструментами не только в ДОУ, учатся планировать, использовать предлагаемые ресурсы, проводить самоанализ и др.

Участие в муниципальных объединениях ДОО г.Ак-Довурак позволил определить педагогов с тьюторской позицией, расширить границы образовательной среды ДОУ, поддержать инициативу, самостоятельность педагогов в выборе направлений саморазвития, обеспечить повышение профессиональных компетенций в освоении педагогических технологий, позволяющих опираться в работе с детьми на личностно-ориентированный и деятельностный подходы, что важно при реализации стандарта.

Образовательные эффекты тьюторского сопровождения.

Используя все найденные ресурсы к настоящему времени, педагоги МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак достигли важных результатов:

Педагоги сегодня понимают, что раньше ими управляли, но пришло время, когда они сами несут ответственность за повышение своего профессионального мастерства.

Из 16 педагогов – 11 педагогов- 68 %, это педагоги с активной позицией самообразования, саморазвития, 5 – 32% из них осваивают тьюторские функции, это говорит об осознанности и желании развиваться, идти вперед в ногу со временем, даже немного забегая вперед, увидеть перспективу.

Улучшился психологический климат в коллективе, что произошел положительный рывок в развитии стиля взаимодействия с детьми, что раньше являлось дефицитом: демократический стиль используют - 95% педагогов.

Наши педагоги проявляют самостоятельность:

  • в выборе пути самообразования
  • в выборе технологий, методов, средств
  • в подготовке к аттестации
  • в участии в событиях и мероприятиях на всех уровнях (в т.ч. конкурсах, конкурсах профессионального мастерства, вебинарах, семинарах и др.)
  • в выборе взаимодействия с социальными партнерами и др.
  • в повышении квалификации.

Растет самооценка, поскольку сравнивают себя с другими, стремятся к уважению, самоуважению, меняется позиция: не могу, не хочу на позицию хочу, знаю, умею, могу! А демонстрация своего опыта позволяет осознать его ценность, значимость профессиональных компетенций. Работают переговорные площадки, где происходит командное обсуждение, принятие общих решений, это почувствовать важность своего участия, сопричастность к событиям.

Продукты тьюторской деятельности.

На данном этапе продуктом взаимодействия тьюторов и тьюторантов является папка-портфолио–как результат саморазвития, самосовершенствования, профессионального роста педагога. Формируются разные типы портфолио. Участие в профессиональных конкурсах различного уровня и призовые места в этих конкурсах, диссеминация опыта работы, открытые занятия, выступление в курсах повышения квалификации.

Таким образом, реализация практики продолжается, создание условий для профессионального развития коллектива педагогов способствует стабильному продвижению по лесенке профессионального успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

КАК ДУЕТ ВЕТЕР, ЛИСТОЧКИ КОЛЫШЕТ

продолжать знакомить с природными явлениями – ветром...

Дыхательный тренажёр "Дует ветерок"

Дыхательный тренажёр предназначен для детей дошкольного возраста для выработки правильного дыхания и сильной воздушной струи....

Пособие для логопедов, воспитателей, родителей "Дует, дует ветерок..."

Для  детей с нарушением речи характерно поверхностное дыхание, неплавный, непродолжительный выдох, тихий, немодулированный голос. Все это влияет на разборчивость речи ребенка.В работе с детьми с ...

Конспект ОД в средней группе на тему «Дует, дует ветер…»

Удивительно, сколько вопросов может задать ребёнок о погоде! Почему дует ветер? Откуда берутся облака? Что такое туман? Почему по утрам видна роса на траве?Движение воздуха вокруг Земли рождает ветер,...