Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Читайка».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ермолаева Наталья Юрьевна

«Практики применения современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимное обучение»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

город Нефтеюганска

«Детский сад №1 «Рябинка»

Муниципальный этап конкурса лучших практик дополнительного образования «Педагогический потенциал Югры»

Номинация: «Практики применения современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимное обучение»

Наименование практики: Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет  «Читайка».

Автор:

Ермолаева Е.Ю.,

воспитатель высшей категории

Нефтеюганск, 2022г.

1.Наименование практики. Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет  «Читайка». Сроки реализации: 2018 – 2022 гг. Год старта практики: 2018.

2. Авторы практики (разработчики, проектная команда). 

Ермолаева Наталья Юрьевна, воспитатель высшей категории

телефон: +79825955475,

e-mail: borzunova.73@mail.ru 

3.Место реализации практики и целевая аудитория. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Рябинка», город Нефтеюганск, 9-й микрорайон 31 дом.

Практика реализовывалась с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

4.Актуальность практики  Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период. С помощью игр со  звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

5.Инновационный характер практики. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в таких принципах обучения, как индивидуальность, доступность, преемственность и результативность. Формы и методы обучения включают в себя дифференцированное обучение и интерактивные занятия. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование. Средства обучения включают в себя индивидуальный комплект методических пособий, мозаика, карточки, настольные игры и книги.  Отличительными особенностями программы являются следующие:

  • поэтапное освоение обучающимися предлагаемого курса предоставляет возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
  • осуществление индивидуального подхода к каждому обучающемуся путем подбора заданий разного уровня сложности;
  • в ходе образовательного процесса педагогом создаются «ситуации успеха» для каждого ребенка;
  • подбор заданий осуществляется педагогом на основе анализа практической деятельности каждого ребенка на занятии;
  • построение курса обучения осуществляется на основе проблемно - деятельностных технологий. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, активное включение детей в образовательный процесс в роли активных субъектов и организаторов;
  • значительное место в организации образовательного процесса занимают игровые технологии, стимулирующие исследовательскую деятельность детей;
  • применение методики полуглобального чтения А.Н. Корнева;
  • использование буквенных таблиц Шульте;
  •  широкое применение ИКТ - технологий.

6. Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.

Цель – формирование осознанного чтения детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с произносительными литературными нормами. 

Задачи:

Образовательные:

  • Обучать правильному чтению.
  • Учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова)
  •  Формировать умение определять количество слов в предложении и составлять предложения, называть слова с заданным звуком, слогом.
  • Формировать умение читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и двусложные слова.
  • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Формировать умение проводить звуковой анализ.

Развивающие:

  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать фонематический и речевой слух.
  • Развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление.
  • Развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениям.
  • Развивать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений руки.

Воспитательные:

  • Формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному

языку.

  • Воспитывать уважение и интерес к литературе и чтению.
  • Способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

7.Содержание практики. Программа создана по социальному заказу родителей,  в соответствии с реализацией  задач стратегии развития образования в ХМАО-Югре.

Перспективный план реализации программы

№ занятия

Тема

Задачи

1

Знакомство со звуками и буквами «А, У, О»

Повторить с детьми порядок следования звуков в слове. Закреплять умение определять твердые и мягкие звуки. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Познакомить детей с гласными звуками «А», «У», «О», «Ы» с согласными «С», «М», «Р», «Ш», «Х», «Л», с буквой. Учить соединять буквы в слоги. Развивать мелкую моторику.

2

Знакомство со звуком и буквой «М»

3

Знакомство со звуком и буквой «С»

4

Знакомство со звуком и буквой «Х»

5

Знакомство со звуком и  буквой «Р»

6

Знакомство со звуком и  буквой «Ш»

7

Знакомство со звуком и  буквой «Ы»

8

Знакомство со звуком и  буквой «Л»

9

Знакомство со звуком и  буквами «Н», «К»

Познакомить детей с согласными звуками [н – н’] и буквой Н, н. Упражнять в определении количества слогов в словах; нахождении ударного слога в словах; в проведении звукового и слогового анализа слов; в чтении слов по слоговой таблице (слоги из трёх букв); чтении текстов из 3-4 предложений. Отвечать на вопросы педагога предложениями из текста. Познакомить детей с согласными звуками [к – к’] и буквой К, к. Упражнять в определении места звука в словах; в составлении предложений со словами, в которых встречаются звуки [к – к’]; в чтении слов по слоговой таблице; развивать навыки словообразования путём замены букв; в чтении текстов.

10

Знакомство со звуками  и  буквами «Т», «И»

Познакомить детей с согласными звуками [т – т’] и буквой Т, т. Упражнять в чтении слогов с договариванием до целого слова; в выкладывании слов из букв; развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И и.

Упражнять в определении места звука в словах; в чтении слогов по слоговой таблице; развивать навыки словообразования путём замены букв; в чтении текстов.

11

Знакомство со звуком и  буквой «П»

Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок.  Закреплять умение соединят буквы в слог, слово, предложение составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки.

12

Знакомство со звуком и  буквой «З»

Познакомить детей с согласными звуками [з – з’] и буквой З, з. Упражнять в выделении из текста слов со звуком [з]; в чтении слогов и слов по слоговой таблице; в чтении текстов.

13

Знакомство со звуком и  буквой «Й»

Познакомить детей с согласными звуками [й] и буквой Й, й. Упражнять в определении звука в словах в трѐх позициях – в начале слова, в середине, в конце; в чтении слогов с наращиванием; в чтении слов по слоговой таблице; чтении текстов из 3-4 предложений. Отвечать на вопросы педагога предложениями из текста.

14

Знакомство со звуком и  буквой «Г»

Познакомить детей с согласными звуками [г – г’] и буквой Г, г. Упражнять в чтении слоговой таблицы, построенной по принципу цепочки, так, что последний слог предыдущего слова является началом следующего; в чтении предложений. Познакомить со знаком вопроса – для чего нужен. Упражнять в интонационном чтении.

15

Знакомство со звуком и  буквой «В»

Познакомить детей с согласными звуками [в – в’] и [в – в’], буквой В, в. Упражнять в определении места звука в словах в двух позициях – в начале и в середине слова; нахождении буквы «В» в тексте; чтении слогов с договариванием до целого слова; в коллективном чтении слоговой таблицы ; чтении текстов цепочкой; в образовании слов с помощью приставок.

16

Знакомство со звуком и  буквой «Д»

Познакомить детей с согласными звуками [д– д’] и буквой Д, д. Упражнять в чтении слогов с договариванием до целого слова; в чтении трёхбуквенных слов; в составлении слов из слогов; учить выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение; отвечать на вопросы предложениями из текста.

17

Знакомство со звуком и  буквой «Б»

Познакомить детей с согласными звуками [б – б’] и буквой Б, б. Упражнять в сравнении и сопоставлении слов; в чтении слов с наращиванием. Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, строить высказывания. Развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова.

18

Знакомство со звуком и  буквой «Ж»

Познакомить детей с согласным звуком [ж] и буквой Ж, ж. Упражнять в определении места звука в словах – в начале слова и конце; в чтении слогов и слов по слоговой таблице; в проведении звукового анализа слов; в определении количества слогов в слове; чтении слов и текстов.

19

Знакомство со звуками  буквами «Е», «Ё»

Познакомить детей с гласным звуком [е] и буквой Е, е. Упражнять в определении места звука в словах; в нахождении рифмы к словам, подходящих по смыслу; в чтении слов с преобразованием; в чтении слоговых таблиц и текстов выразительно, согласно знакам препинания

20

Знакомство с буквами «Ь», «Ъ»

Познакомить детей с разделительными ь и ъ знаками, как показателями мягкости и твёрдости согласных звуков. Упражнять в сравнении и сопоставлении слов; в чтении слов с наращиванием; развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова.

21

Знакомство со звуками и  буквами «Э», «Ю», «Я»

Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок.  Закреплять умение соединят буквы в слог, слово, предложение составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки.

22

Знакомство со звуками и  буквами «Ц», «Ч»

Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок.  Закреплять умение соединят буквы в  слог, слово, предложение  составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки.

23

Знакомство со звуком и  буквой «Ф»

Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок.  Закреплять умение соединят буквы в слог, слово, предложение составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки.

24

Знакомство со звуком и  буквой «Щ»

Развивать зрительное восприятие, умение находить заданную букву среди других букв и картинок.  Закреплять умение соединят буквы в слог, слово, предложение составлять слоги, слова с помощью букв разрезной азбуки.

8.Средства и способы реализации практики.

План занятия

Мотивационный этап

Сюрпризный момент, проблемная ситуация

3 мин

Основной этап

Активизация ранее полученных знаний

Работа с карточками, ИКТ-игры

5 мин

Передача новых знаний

Демонстрация/показ/сообщение новых знаний

6 мин

Динамическая пауза

Двигательная активность детей

3мин

Практическая деятельность

Игры и упражнения на закрепление знаний в парах

Индивидуальная деятельность детей (чтение, продуктивная деятельность)

10 мин

Рефлексия

Анализ работы

3мин

Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы:

Звуки речи. Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.

Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.

Первоначальное чтение. Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.

Предложение. Слово. Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.

Методика полуглобального чтения А.Н. Корнева работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения.

Буквенные таблицы Шульте позволяют: развить внимание и память; активизировать развитие мыслительных процессов; расширить угол зрения; развить быстроту реакции.

Программа разработана с учетом основных принципов:

  • принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (решаются поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале);
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
  • принцип системности. Программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
  • принципы гуманизации. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса; уважительное отношение к результатам детского творчества.        

В основе разработки данной Программы лежат игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности,

интересы;

• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной

деятельности,

• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Условия реализации программы:        

1.Условия набора обучающихся в группы: Набор воспитанников в группы осуществляется по желанию ребёнка и заявлению родителей (законных представителей) на основе принципа добровольности, без ограничений и конкурсного отбора.

2.Условия формирования групп: Группы формируются из воспитанников подготовительных групп.

3.Состав группы: не более 12 человек.

4.Количество групп: по запросу.

5.Форма обучения: очная.

Сроки реализации программы –1 год.

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия 30 минут.

Форма организации обучения: групповая

Необходимые ресурсы:

Методическое обеспечение

 1. 1. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. - М .: Эксмо, 2007.

2. Обучение чтению дошкольников полуглобальным методом [Текст]: методическое пособие / А. Н. Корнев, А. С. Авраменко. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2013.

3. Нефедова Е., Узорова О. «Быстрое обучение чтению» ООО «Издательство Астрель», 2002

4. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения/ Гордеева С.Е. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.).

Оснащение кабинета оборудованием и пособиями: мебель по росту детей, интерактивная доска, магнитно-маркерная доска, планшеты по количеству детей, ноутбук для педагога, цветные карандаши, касса букв – 12 наборов, таблицы Шульте, слоговые таблицы, раздаточный материал.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

        В период реализации Программы проводится оценка индивидуального развития воспитанников. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.

         Методами оценки результатов реализации дополнительной образовательной программы являются выполнение практических работ.

9. Данные о результативности практики

Результаты мониторинга усвоения Программы за 2018-2019 год

«Читайка»

Начало года

Конец года

В.

%-чел

С.

%-чел

Н.

%-чел

В.

%-чел

С.

%-чел

Н.

%-чел

Подготовительная группа 37 воспитанников

0%

19

51%

8

49%

25

65%

10

27%

2

8%

«Читайка»

Начало года

Конец года

В.

%-чел

С.

%-чел

Н.

%-чел

В.

%-чел

С.

%-чел

Н.

%-чел

Подготовительная группа 41 воспитанников

2

5%

30

74%

9

21%

22

54%

17

41%

2

5%

Результаты мониторинга усвоения Программы за 2019-2020 год

Результаты мониторинга усвоения Программы за 2020-2021 год

«Читайка»

Начало года

Конец года

В.

%-чел

С.

%-чел

Н.

%-чел

В.

%-чел

С.

%-чел

Н.

%-чел

Подготовительная группа

47 воспитанников

5

12%

30

63%

12

25%

27

57%

17

37%

3

6%

Результаты мониторинга усвоения Программы за 2021-2022 год

«Читайка»

Начало года

Конец года

В.

%-чел

С.

%-чел

Н.

%-чел

В.

%-чел

С.

%-чел

Н.

%-чел

Подготовительная группа

57 воспитанников

6

10%

23

61%

17

29%

25

75%

10

18%

4

7%

        По результатам мониторинга наблюдается значительная динамика в речевом развитии воспитанников, посещающих Программу дополнительного образования  «Читайка».

Объёмные показатели указывают на востребованность и актуальность используемой практики в Учреждении:

2018-2019 год

2019-2020 год

2020-2021 год

2021-2022

37 человек

41 человек

47 человек

57 человек

Организационно-содержательные

Приказ от 24.09.2020 №399 «Об организации дополнительных платных образовательных услуг в 2020-2021 учебном году»  в МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка».

Программа дополнительного образования «Читайка» представлена на официальном сайте Учреждения (ссылка)

Риски (потенциальные и реальные):

- Конкурентность (работа других организаций по данному направлению);

- Несвоевременное обновление материально-технического обеспечения.

В рамках реализации Программы осуществляется взаимодействие с социальным партнёром муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением муниципального образования г. Краснодар  «Детский сад комбинированного вида №11».

10. Возможность использования предоставленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей.

Программа может быть рекомендована для внедрения в массовую практику современного дополнительного образования дошкольных образовательных организаций.

11. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях. Программа дополнительного образования «Читайка»  опубликована в электронной методической библиотеке Всероссийского издания «Для педагога». Мастер-класс родителей «Читаем дома правильно» опубликован во Всероссийском журнале «Дошкольник.рф» Опыт работы по реализации программы дополнительного образования «Читайка» был представлен в городском мероприятии «Педагогическая мозаика – 2021».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "От "А" до "Я"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...

Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ» (программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)

Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...