Картотека подвижных и дидактических игр для прогулки в зимнее время года в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа)

Калинина Ольга Васильевна

Картотека поможет быстро подобрать игру, соответствующую данной обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_i_didakticheskih_igr_zimoy.pptx69.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Снежная баба» (русская народная) Цель: развивать двигательную активность. Ход игры: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая, Баба Снежная стоит, Утром дремлет, днями спит. Вечерами тихо ждет, Ночью всех пугать идет. На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой». «Два Мороза» Цель: учить детей играть по правилам, развивать быстроту, ловкость, выносливость. Ход: на противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются в одном из домов. Водящие – Мороз Красный нос и Мороз синий нос встают посередине площадки лицом к играющим и произносит: Мы морозы молодые Мы два брата удалые Я Мороз Красный нос! Я Мороз Синий нос! Кто из вас решится В путь – дороженьку пуститься? Играющие отвечают хором: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящие догоняют их и старается коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с «Морозами» подсчитывают количество «замороженных». «Смелые воробушки» Цель: развивать быстроту и ловкость Ход: дети строятся вкруг, перед каждым играющим два снежка. В центре круга водящий – кошка. Дети изображают воробушка и по сигналу воспитателя прыгают в круг через снежки и прыгают обратно из круга по мере приближения кошки. Воробей, которого коснулась кошка , получает штрафное очко, но из игры не выбывает. Через некоторое время воспитатель останавливает игру и, подсчитывает количество «осаленных»; выбирается новый водящий.

Слайд 2

м «Ветерок» Цель: развивать двигательные навыки, упражнять в умении менять движения в соответствии с текстом. Ход: выбирается водящий. Ему надевают шапочку «Ветерка». И он отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Из – за елки на опушке Чьи-то выглянули ушки. (Дети присели и показывают ушки) Лапки заек замерзают, Зайки лапки согревают (встали, согревают лапки) Стали прыгать и скакать, Стали весело играть». (Дети прыгают). Воспитатель говорит: «Ну-ка, ветер, не зевай И зайчишек догоняй!» Водящий догоняет детей. «Охота на зайцев» Цель: развивать внимание, ловкость, быстрый бег. Ход: Все ребята - «зайцы» и 2-3 «охотника». «Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован дом. Воспитатель: Никого нет на лужайке. Выходите, братцы-зайки, Прыгать, кувыркаться!.. По снегу кататься!.. «Охотники» выбегают из домика и охотятся на зайцев. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется. «Зимующие и перелетные птицы» (русская народная) Цель:развивать двигательные навыки; закреплять представление оповедении птиц зимой. Ход: дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих. В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами: Птички летают, зерна собирают. Маленькие птички, птички-невелички». После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл. «Ветерок» Цель: развивать двигательные навыки, упражнять в умении менять движения в соответствии с текстом. Ход: выбирается водящий. Ему надевают шапочку «Ветерка». И он отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Из – за елки на опушке Чьи-то выглянули ушки. (Дети присели и показывают ушки) Лапки заек замерзают, Зайки лапки согревают (встали, согревают лапки) Стали прыгать и скакать, Стали весело играть». (Дети прыгают). Воспитатель говорит: «Ну-ка, ветер, не зевай И зайчишек догоняй!» Водящий догоняет детей.

Слайд 3

«Мы веселые ребята» Цель: воспитывать быстроту и ловкость. Ход: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Водящий назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови! После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 -3 перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раз. Указания. Если после 2 – 3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка. «Зайцы и медведи» Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться. Ход: ребенок-«медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его: Мишка бурый, мишка бурый, Отчего такой ты хмурый? «Медведь» встает, отвечает: Я медком не угостился Вот на всех и рассердился. 1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять! После этого «медведь» ловит «зайцев». «У медведя во бору...» Цель: развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и ловле. Ход: на одном конце площадки проводится черта. Эта опушка леса. За чертой очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Дети направляются к опушке леса и проговаривают: У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит. Когда играющие произносят слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети бегут «домой». Медведь старается их поймать. Пойманного отводит к себе. Продолжительность игры 5 – 6 минут.

Слайд 4

«Кот на крыше» Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь. Ход: дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса: Тише мыши, тише мыши… Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись. И коту не попадись! После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой «мышкин дом» – норку, куда «кот» не имеет права забегать. «Совушка» Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать. Ход: играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и других насекомых. Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе.После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих. «Цветные автомобили» Цель: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге, ходьбе. Ход: вдоль стены сидят на скамейках дети. Они – «автомобили». Каждому дается флажок какого – либо цвета или цветной круг, кольцо. Воспитатель в центре площадки. Он держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок какого – либо цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке; на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «в гараж» направляются шагом к своей скамейке. Продолжительность 4 - 6 минут.

Слайд 5

«Пошёл король по лесу» Дети встают в хоровод, один из них (водящий) - в центре. Все ходят по кругу и поют: Пошёл король по лесу, Нашёл себе принцессу. Водящий выбирает себе из хоровода принцессу, берёт её за руки. Все дети произносят, выполняя соответствующие движения: Давай с тобой попрыгаем И ножками подрыгаем, Головкой покачаем, А больше не играем. Игра продолжается, но уже другой король выбирает принцессу. «Горностай» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Горностай, горностай, Лапки выше поднимай. (Поднимаем руки вверх.) Горностай, горностай, Головою покачай. (Качаем головой из стороны в сторону.) Злого волка обмани – Замети следы свои. (Разводим руки немного в стороны и качаем вправо-влево.) Горностай, горностай, Поскорее убегай! (Бежим на месте.) «В зимнем лесу» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Зайчик скачет по тропинке Вот так, вот так. (Прыгаем на месте.) Лапками дерёт осинку Вот так, вот так. (Показываем.) Тетерев летает следом Вот так, вот так. (Машем руками.) Ночью прячется под снегом Вот так, вот так. (Приседаем.) «Спасаемся от мороза» (Слушаем стихи и выполняем различные движения.) Чтобы ручки не замёрзли, Будем вместе хлопать. (Хлопаем в ладоши.) Чтобы ножки не замёрзли, Будем сильно топать.(Топаем.) Ну-ка быстро - раз-два-три – Всё сначала повтори. Хлоп-хлоп-хлоп! Топ-топ-топ! (Хлопаем в ладоши и потом топаем.) Чтобы ушки не замёрзли, Их ладошкой разотри. Носик тоже, щёчки тоже – Их ладошками потри. Ну-ка быстро - раз-два-три – Всё сначала повтори. Ушки трём, Носик трём, Щёчки тоже мы потрём. (Делаем растирание.)

Слайд 6

Загадки про лесных зверей Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать. Рыжая, пушистая, хитрая - это кто? (Лиса.) Серый, зубастый, злой - это кто? (Волк.) Длинноухий, трусливый - это кто? (Заяц.) Маленький, серый, колючий - это кто? (Ёж.) Рыжая, проворная, ловкая - это кто? (Белка.) Загадки про лесных зверей Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать. Рыжая, пушистая, хитрая - это кто? (Лиса.) Серый, зубастый, злой - это кто? (Волк.) Длинноухий, трусливый - это кто? (Заяц.) Маленький, серый, колючий - это кто? (Ёж.) Рыжая, проворная, ловкая - это кто? (Белка.) «Назови птицу» Дети по очереди произносят названия птиц. Например: воробей, соловей, синица, снегирь, ласточка, голубь, ворона, сорока, утка, курица, гусь, журавль, кукушка, дятел, сокол, орёл, страус и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним. «Холодно - горячо» Воспитатель прячет какой-нибудь предмет. Дети должны его отыскать. Если они отдаляются от предмета, воспитатель произносит слова «прохладно» и «холодно», а если приближаются к нему, - «тепло» и «горячо». (Можно также говорить: «Тепло, горячо, жарко, обожжёшься!» или «Холодно, мороз, стужа, метель!») Игра закончится, когда предмет будет найден. «Холодные и горячие слова» Воспитатель произносит слова. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если слово - «холодное» (зима, мороз, метель, вьюга, холод, снег, сугроб, сосулька, снежинка), или разводят руки в стороны, будто загорают, если слово - «горячее» (лето, солнце, жара, зной, пустыня).

Слайд 7

Загадки про лесных зверей Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать. Рыжая, пушистая, хитрая - это кто? (Лиса.) Серый, зубастый, злой - это кто? (Волк.) Длинноухий, трусливый - это кто? (Заяц.) Маленький, серый, колючий - это кто? (Ёж.) Рыжая, проворная, ловкая - это кто? (Белка.) «Знаем деревья» Воспитатель произносит разные слова, в том числе названия деревьев. Услышав название дерева, дети должны захлопать в ладоши. Деревья: дуб, тополь, ива, рябина, клён, осина, сосна, берёза, липа, ель и др. «То зверь, то птица» Дети встают в ряд или в круг. Воспитатель (ведущий) произносит слово «зверь» или «птица», после чего бросает мяч одному из участников игры. Игрок ловит мяч, быстро произносит название зверя или птицы и бросает мяч воспитателю (ведущему). Если игрок не смог этого сделать или сделал неправильно, он выходит из игры. «Щука на охоте» С помощью считалки выбирается Щука. Остальные игроки - рыбки. Воспитатель говорит: «Щука спит!» Рыбки плавают сюду весело играют. Потом воспитатель говорит: «Щука плывёт!» Щука отправляется на охоту и пытается поймать рыбок. Тот, кого она поймала, выбывает из игры. Победителем станет игрок, которого Щуке не удастся поймать. «Отгадай животное» Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо домашнего животного. Игрок ловит мяч, произносит всё название домашнего животного и бросает мяч воспитателю. Например: -Со... (Собака.) - Ба... (Баран.) - Ут... (Утка.) - Ло... (Лошадь.) - Ко... (Корова, коза.)

Слайд 8

Загадки про лесных зверей Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать. Рыжая, пушистая, хитрая - это кто? (Лиса.) Серый, зубастый, злой - это кто? (Волк.) Длинноухий, трусливый - это кто? (Заяц.) Маленький, серый, колючий - это кто? (Ёж.) Рыжая, проворная, ловкая - это кто? (Белка.) «Найдём слова» Воспитатель предлагает детям составить вместе рассказ о зиме. Он говорит, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение). Если дети сначала не поймут задание, нужно объяснить его на простых примерах. Зимой с неба падает... (снег). Речка покрывается... (льдом). Собираясь на прогулку, дети надевают тёплую... (шубку, куртку). На голову дети надевают зимнюю... (шапку). На ручки дети надевают... (варежки), а на ножки... (сапожки). Ребята катаются на... (санках, лыжах, коньках).. «Зимние слова» Воспитатель произносит слова, характеризующие разные времена года, в том числе и «зимние» слова (зима, снег, лёд, мороз, вьюга, метель, иней, снежинка, сосулька и др.). Услышав «зимнее» слово, дети должны поднять руку и постараться объяснить, как оно связано с зимой. Снежная карусель. Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. САМОЛЕТЫ Цель: Развитие у детей ориентировки в пространстве Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Слайд 9

Загадки про лесных зверей Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать. Рыжая, пушистая, хитрая - это кто? (Лиса.) Серый, зубастый, злой - это кто? (Волк.) Длинноухий, трусливый - это кто? (Заяц.) Маленький, серый, колючий - это кто? (Ёж.) Рыжая, проворная, ловкая - это кто? (Белка.) «Вороны» Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо. Xод игры: Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети. Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (громко) (Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями) Только к ночи умолкают И все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (тихо) (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают) Послушайте внимательно стихотворение про птиц. Если я назову не птицу, хлопните в ладоши. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Муха и стрижи. Муха - насекомое Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны! Прилетели птицы: Голуби, синицы, Страу сы, стрижи. Страус не летает Прилетели птицы: Голуби, синицы, (хлопок) Болтики, кукушки... Гаечки, кукушки... А теперь что сигналите? Нет уж, вот гаечки - это как раз птички. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, стрижи, Гаечки, чижи, Аисты, кукушки, Даже совы-сплюшки... Лебеди и утки - Вот спасибо шутке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация подвижных игр на прогулке в зимнее время года»

Консультация для воспитателей ДОУ, в которой представлены правила организации игр, картотека....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

Цель: познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка на прогулке зимой. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей....

Картотека дидактических игр "Безопасность на прогулке в зимнее время года"

Картотека дидактических игр "Безопасность на прогулке в зимнее время года"...