Консультация для воспитателей
консультация (старшая группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatelya.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Нарушение слоговой структуры слова

у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением   и корректируется  с помощью специальных дидактических игровых приемов. 

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов - структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «полицине» или «полицев» - вместо полицейский; «игнутыный» или «ингулисний»- вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с ещё несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть»  - самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи.  Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе,  и как следствие - становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий,  капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Дидактические игры на  формирование

слоговой структуры слова

Игра: «Отхлопай слово»

 Например, слово кошка. Мы его произносим по частям (хлопок на каждый слог: кош - ка.)

Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога: са-мо-лёт).

Игра: «Прошагай словечко»

Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? -  Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? - Один. Как вы думаете, это короткое слово или длинное? - Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось? - 3 шага. Это длинное слово или короткое? – Длинное.

Игра: «Сколько слогов в слове»

Мы слова отхлопывали, прошагали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из  слогов.  Например, из 1 слога

(1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка – кук-ла), из 3 слогов (3 хлопка – бе-ге-мот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка – ка-ран-да-ши) и 5 слогов (5 хлопков – ве-ло-си-пе-дист). Это очень длинные слова.

       Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов (хлопков, шагов).

        Маленькая хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

Игра: «Разложи игрушки» (мелкие игрушки из киндер-сюрприза).

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых - 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить?  Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

Игра: «Найди картинку»

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Игра: «Назови слоги»

Ребенок называет количество слогов в слове  и определяет, какой первый, второй, третий слог, называя их по порядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...