Статья на тему «Образовательный модуль «Экспериментирование» в рамках STEAM».
статья (младшая группа)

Хон Екатерина Николаевна

В этой статье раскрывается опыт работы по экспериментированию в рамках STEAM обучения. В процессе экспериментирования дети научились определять в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивать, анализировать, обобщать, планировать свою деятельность, обсуждать её ход и вместе идти к результату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательный модуль «Экспериментирование»

в рамках STEAM».

Е.Н. Хон

воспитатель МАДОУ детский сад № 15 г. Ельца

Аннотация: в этой статье раскрывается опыт работы по экспериментированию в рамках STEAM обучения. В процессе экспериментирования дети научились определять в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивать, анализировать, обобщать, планировать свою деятельность, обсуждать её ход и вместе идти к результату.

Ключевые слова: STEM-технология, Экспериментирование с живой и не живой природой, случайные эксперименты, запланированные эксперименты, опытно-исследовательская деятельность , мотивация к исследовательской деятельности, уголок экспериментирования.

В настоящее время , все чаще в речи педагогов используется термин STEАM образование, которое включает в себя несколько модулей, одним из них является модуль « Экспериментирование с живой и не живой природой».

Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.

Термин «экспериментирование» в STEАM понимается как особый способ практического освоения действительности, и направлен на создание таких условий, в которых предметы не видны в обычных жизненных ситуациях.

В процессе экспериментирования дети учатся определять в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивать, анализировать, обобщать, планировать свою деятельность, обсуждать её ход и вместе идти к результату. Но так же необходимо, чтобы любая исследовательская деятельность ребенка проходила под наблюдением взрослого, так как в процессе исследования ребенок может столкнуться с трудностями, а иногда, даже с опасностями.

Экспериментирование в STEAM обучении неразрывно связано с исследовательской деятельностью.

А что же мы понимаем под исследовательским методом обучения детей дошкольного возраста? Это восприятие и усвоение материала в результате возникшей у ребёнка потребности в знаниях. Это и является созданием условий для познавательной деятельности, которая требует решения важных вопросов, умений анализировать, делать выводы, видеть взаимосвязь отдельных явлений и предметов со средой, в которой они находятся.

В своей практике я использую как случайные эксперименты- которые не требуют специальной подготовки. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент. Например, когда дети увидели что-то интересное на прогулке. Зимой это могут быть эксперименты со снегом: «Следопыты» или «Свойства снега». В весенний период мы пускаем кораблики и, например с сосульками, можем провести такие эксперименты: «Где быстрее растает лед» или «Лед-вода». Летом проводим разнообразные эксперименты с песком и водой, такие как «Тонет- не тонет», «Свойства мокрого песка» или пускаем солнечных зайчиков. Ну, а осенью мы исследуем ветер. И мне, как педагогу, нужно быстро сориентироваться, найти что-то под рукой, что поможет провести эксперимент.

И запланированные эксперименты , которые имеют структуру при проведении экспериментально- исследовательской деятельности. Например, «Разноцветные растения», «Какой у воды вкус», или «Куда делись чернила?».

Основными этапами являются : создание мотивации к исследовательской деятельности, выявление проблемы, формулирование гипотез, путей, способов исследования, таких как наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение увиденных результатов, и сделанные на их основе выводы.

Принцип последовательности исследовательского поиска детей, основан на постепенном сокращении педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников. Любое исследование предполагает получение ответа ребёнком на поставленный вопрос. Почему происходит то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие знания и умения остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично участвовал в экспериментировании, планировал свою деятельность, делал вывод.

Подготовку к проведению исследований и экспериментов я начинаю с мотивации к деятельности, определяя текущие задачи и их обсуждение. Затем дети выбирают объект, с которым будут знакомиться, обсуждают пути и способы решения проблемы или исследования.

Предлагая детям провести исследование, я сообщаю цель или задачу, но не на прямую, а вопросами так, чтобы дети сами могли определить, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и составляется план действий.

В процессе экспериментирования необходимо поддерживать и направлять детей на правильный ход деятельности, помогать тем, кто находит собственные способы решения задач.

И это осуществляется в нескольких вариантах:

  • дети проводят эксперимент, но не знают его результата, и таким образом приобретают навыки совместной деятельности;
  • или же, когда дети обсуждают то, что может получится, какой может быть вывод, ход экспериментирования, пути решения, а затем проверяют, правильно ли они запланировали и сделали вывод.

В заключительном этапе эксперимента, мы подводим итоги и обсуждаем результаты. Выводы делаем в словесной форме, или используем графическое фиксирование результатов.

В процессе нашей опытно-исследовательской деятельности, бывают и такие эксперименты, которые служат ответом на вопрос ребенка. Тут привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо группа заинтересованных детей. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую детям самим установить истину, проведя несложное наблюдение: «А вы сами посмотрите, понаблюдайте и поймите».

Например, с детьми подготовительной группы мы проводили эксперимент «Выращивание кристаллов соли». Целью нашего эксперимента было исследование процесса образования, а в последующем нарастания кристаллов соли. Выращивание кристаллов- это очень увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое и доступное для большинства юных исследователей. Ведь соль есть на каждом столе и в каждом доме.

Дети устанавливали следственные связи и самостоятельно делали выводы: о растворимости, хрупкости и твёрдости кристаллов. В течение трех недель велось наблюдение за ростом кристаллов. Результаты заносились в дневники наблюдений.

Таким образом, после проведенного эксперимента, можно сказать, что выращивать кристаллы не сложно, а очень даже интересно.

Появление у ребенка интереса к экспериментированию напрямую зависит от личной заинтересованности взрослого, поэтому нужно проявлять искренний интерес к той деятельности, которой предлагается заняться.

Чтобы исследовательская деятельность развивала у детей познавательный интерес, я подбираю такое содержание деятельности, которое будет доступно для их понимания, и предлагаю разные способы осуществления этой деятельности и находим вместе правильные решения.

В процессе экспериментирования с детьми необходимо общаться, направлять их на результат: зачем мы это делаем? что сейчас будем узнавать? что получим в результате?

Специальные материалы, представленные для экспериментально – исследовательской деятельности, помогают привлечь внимание детей к экспериментированию, делают занятия яркими и интересными, формируют начальные умения проведения самостоятельных исследований.

Материалы, находящиеся в нашем уголке экспериментирования, находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования имеется: как основное (разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный и бросовый материал; и т.д.) так и дополнительное оборудование (фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.)

Исследователь детского мышления Н. Н. Поддьяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Список литературы

#1054;бразовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Зыкова О. А., Казунина И. И.- Москва, ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2015.

#1057;.А. Аверин, Н.С. Муродходжаева Методические рекомендации по реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» на дошкольном уровне образования Москва 2022

3. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

4. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Чистякова А.Е., 2010 г.

5. «Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

#1047;абелина, И. И. Методическая разработка игры-экспериментирования «На планете «Стем», направленной на развитие инженерного проектирования и конструирования / И. И. Забелина, В. А. Сопотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 105-107. — URL: (дата обращения: ).

#1053;овиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного возраста"

     Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересн...

Методические материалы к образовательному модулю «Экспериментирование», Опыты с бумагой для детей среднего, старшего дошкольного возраста

Содержание:Опыт №1 “Снежки” из бумаги Опыт №2 “Покатай котят” Опыт №3 “Проявляющиеся картинки” Опыт №4 “Водяные лилии” Опыт №5 &ldqu...

Реализация содержания образовательного модуля. «Экспериментирование с живой и неживой природой» автора О. А. Зыковой.

Цель образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» является:  воспитание экологической культуры детей младшего возраста в интересной и увлекательной форме -...

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста»

          В соответствии с ФГОС, экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную н...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "...