Консультация для родителей "Наши умелые пальчики"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Климова Наталья Сергеевна

Мелкие мышцы пальцев кистей рук важны для выполнения различных повседневных действий и для развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и возможность радостного общения. Ребёнок получает массу необходимых впечатлений для своего эмоционального и интеллектуального развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_umelye_palchiki.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Наши умелые пальчики»

 

 «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

 Речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

 

Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

 

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

 

Очень важно процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от этого зависят его успехи в обучении.

 

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

 

1 «Дружные пальчики»

 

Пальчик, пальчик, где ты был?  (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

 

2. Игра с листом бумаги (авторская)

 

- Возьмите лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, согласно тексту.

      

Раз, два, три, четыре, пять                                                           (мнут лист бумаги)

Надо лист бумаги взять!

Этот лист мы будем мять!

Каждый пальчик развивать!

 

Покатаем по ладошке                                                             (катают и сжимают)

И сожмём его немножко.

Надо снова лист помять,

Другой ручке передать.                                                     (передают из руки в руку)

 

Шарик, словно ёж колючий,                                                 (катают по всей руке)

Покатаем по руке,

Ёж проворный покатался,

Оказался в тупике.                                                           (между двумя ладошками)

 

Ёж в комочек превратился,

По столу он покатился.

Но проворная рука

Хлоп! Убила комара.                                                              (прихлопнуть комочек)

 

Был комочек - стал блином

В руки мы его возьмем,

И ладошками разгладим                                                                       (разглаживают)

И на лоб себе приладим.     (укладывают лист на лоб, пытаются его удержать)        

 

Вот и кончилась игра

Спрячем лист в карман                                                                           (прячут лист)

- Ура!!!

 

 

 

У детей можно спросить: «Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?»

 

 

Теоретическая часть

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

 

Комплексы упражнений для кистей рук – ежедневно включаются в активный опыт детей. Эта работа готовит руку к письму  в занимательной форме, укрепляет интеллект и здоровье ребёнка. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

- Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную и мелкую моторику.

Крупная моторика – это развитие и совершенствование произвольных движений, любые физические упражнения. Крупная моторика (бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны) также способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание, игры с мозаикой – это все действия мелкой моторики.

 

3. Игра с резинкой для волос (авторская)

Резинка гости к нам пришла,     (надеваем резинку на каждый палец по – очереди, прокатывая сверху вниз и обратно)

Здесь друзей она нашла.

Здесь она теперь как дома

С каждым пальчиком знакома.

Вот большой и указательный            (связывают резинкой по два пальца)

Будут в связке замечательной.

А потом один и три в связке будут – посмотри,

Безымянный и большой будут связаны тобой.

Поиграют так не много и пойдут своей дорогой…  (уходят пальцы, изображая слонов с хоботом)

 

 

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

- Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

 

Практическая часть

 

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

 

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.

 (совместно с педагогами проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

 

 

 

 

Игры с предметами и материалом

 

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

 

Игры с прищепками, скрепками

1. Упражнения с речевым сопровождением.

 Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

 

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.                                                                (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

Гуси (авторская)

 

Вышли гуси на лужок                             (шагают двумя прищепкой вперевалочку)

Пощипать травы в кружок,                                     (пощипывают каждый пальчик)

Вдруг один загоготал,                     (большим и указательным разводят и сводят)

Догонять другого стал.                                                                        (имитируют бег)

Ущипнуть его хотел,                   

Тот взметнулся, полетел.                                  (руки скрещены, имитируют полёт)

 

 

Игры с пинцетом и пипеткой

 

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания.

 

Игры – шнуровки

 

Можно использовать шнуровки, ленточки, замочки как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

 

Пособие «Мышка» (авторская)

 

Наматывание ленточки на палец, на конце привязана пуговица – мышка,

Наматывают, пока мышка не попадёт в лапки.

 

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

 

Игры с сыпучими материалами

 

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

 

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

 

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

 

2. «Найди игрушку» 

 

В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и назвать игрушку.

 

3. Дидактическая игра «Копилочка» (По крупинке отправлять в отверстии в крышке).

 

4. Рисование по крупе.

На подносе тонким равномерным слоем рассыпать мелкую крупу (кукурузную крупу, манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

 

Игры с пробками от бутылок

«На катке»

Ставим два пальчика в две крышечки резьбой вверх и скользим по поверхности стола.

 

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

 

Платок

Взять носовой платок, прижать за два уголка и закрутить, чтоб получились ноги и топать по столу.

 

 

Съешь платок

Комкать носовой платок, прятать его в ладонь.

 

«У меня живёт обжора –

Съел платочек съест и шторы!»

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

 

Игра со спичечными коробками

«Найди пару» (авторская)

Пары пуговиц раскладывают в разные спичечные коробки, дети ищут по очереди открывая и закрывая их.

 

Соединяют спичечные коробки в длинную цепочку.

 

 

Игры с пуговицами 

Выкладывание фигур из счетных палочек.

 

Игры с бусинами, макаронами

 

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

 

Выкладывание пуговиц разного размера и цвета по образцу.

 

Теневой, пальчиковый театр.

 

Развитие графической моторики

 

Рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.

 

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

 

Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

 

 

 Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком - ёжиком, бигуди, грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)

                                                                   (Упражнение проводится с педагогами)

Массаж рук грецким орехом

                                                                                    (Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

 

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

 

Игра с шестигранными карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу»

(упражнение проводится с педагогами).

 

 

Сухомлинский В.А.:

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок»

Желаю всем творческих успехов!

 

 

Литература:

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

 

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект" Умелые пальчики".

В проекте отражается система работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста через пальчиковые игры:анализ внешней и внутренней среды, актуальность проблемы, цели и задачи проекта, схема из...

Кружок "Умелые пальчики"

Мой кружок создан для достижения таких целей как : развитие мелкой моторики, развитие памяти, развитие речи, обогощение словаря, обучение детей сочетать движения с текстом, развитие творческих способн...

работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые пальчики"

Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...

План работы кружка "Умелые пальчики"

                                         План работы кружка «Умелые пальчики»...

Консультация для родителей "Наши умелые пальчики"

Перечень творческих заданий для развития мелкой моторики....