Конспект ООД «Знакомство с русской народной куклой»
план-конспект занятия

Игошина Наталья Алексеевна

Возраст детей: 3-4 года (младший дошкольный возраст).

Цель: Познакомить детей с русской народной тряпичной куклой, вариантом её изготовления. Познакомить с главным человеческим органом – сердцем, его ролью в жизни человека на примере сравнения живого человека и куклы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в младшей группе

 «Знакомство с русской народной куклой»

Возраст детей: 3-4 года (младший дошкольный возраст).

Цель: Познакомить детей с русской народной тряпичной куклой, вариантах ее изготовления. Познакомить с главным человеческим органом – сердцем, его ролью в жизни человека на примере сравнения живого человека и куклы.

Программные задачи:

1. Воспитательные:

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русской народной культуре и традициям;

- воспитывать нравственные качества личности: доброжелательность, взаимопомощь, дружелюбие;

- воспитывать патриотические чувства.

2. Развивающие:

- развивать внимание, творческие способности детей.

- развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству

-развивать мелкую моторику рук.

3. Образовательные:

- познакомить с главным органом – человеческим сердцем, его функциями и ролью в жизни человека;

- дать представления о народных куклах.

- через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями, забавами.

- познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».

- воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения

- обогащать словарь детей: безликая, скатка, оберег, ветошь, подручный.

Сюрпризный момент.

Воспитатель, собрав детей в круг на ковре, читает наизусть отрывок стиха Л. А. Рубальской

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело совершала чудеса,

Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,

Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.

И в её руках послушно обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям фея.

Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Отгадайте, о ком моя загадка?

Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

(кукла)

Правильно. Давайте с вами посмотрим на кукол, которые живут с нами в группе (рассматриваем кукол). Скажите, ребята, на кого похожи куклы?

На людей, правильно. Что же у них есть? (дети перечисляют).

Молодцы! Давайте поиграем (игра на внимание). Я буду называть части тела, к которым надо прикоснуться, а вы будете их касаться. Я же буду вас запутывать и показывать иногда неправильно. Ваша задача – правильно показать то, о чем я говорю и не сбиться, глядя на меня.

Это глазки, чтобы видеть.

Это носик, чтоб дышать.

Это ушки, чтобы слышать.

Это ножки, чтоб бежать.

Это ручки, чтобы маму

Очень крепко обнимать.

Да, ребята, все эти части тела есть и у наших кукол. Но почему-то куклы не могут дышать, ходить, играть. Почему? Что есть у человека, но нет у куклы? (дети выдвигают гипотезы).

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

Что это за мотор внутри нас? Правильно, это сердце! Сердце – самый настоящий мотор, оно находится в груди, окруженное со всех сторон рёбрами. Сердце работает без остановки, потому что его задача – перекачивать кровь в нашем организме, которая доставляет нашим ручкам, ножкам, глазкам и всем-всем клеточкам питание, воду и кислород, без которых мы с вами жить не можем. Сердце нужно беречь, заботиться о его здоровье, делать зарядку и правильно питаться. Благодаря сердцу, мы с вами живые, а вот куклы наши нет. А сейчас мы проверим, угадаете ли вы, кто живой, а кто нет. Признак – у живого есть сердце.

Игра: живой/неживой. (воспитатель называет объекты живой и неживой природы, а дети должны на живой объект хлопнуть в ладоши, на неживой – подпрыгнуть на месте).

- дверь

- котёнок

- абрикос

- плюшевый мишка

- лягушка

- камень

- телёнок

- совок.

В народе есть поверье, что какой у человека кулачок, такое у него и сердечко. Давайте мы с вами посмотрим, у кого какого размера сердце (дети сжимают и разжимают кулачки, сравнивая размер с рядом сидящими).

Основная часть.

Поисково-практический этап.

Смотрите, ребята, нам Фея принесла шкатулочку. Как вы думаете, что в ней? (наводящими вопросами воспитатель подводит детей к ответу – куклы).

Это не простые куклы, не такие, какими мы привыкли с вами играть. (рассматриваем совместно кукол и находим сходства и отличия с современными куклами). История этих кукол уходит в далекое прошлое Руси, когда на Руси не было магазинов, в которых продавались бы игрушки, все игрушки делали дома мамы и папы своими руками из разных подручных материалов: дерева, глины, лоскутков ткани, различных ниток. В то далёкое время люди не понимали ещё природных явлений и приписывали дождь, снег, грозу и засуху злым духам. Чтобы защитить своих детей от злых духов мамы делали им тряпичных кукол без лица и назвали их за это безликими. У таких кукол было особое назначение - оберегать всех домочадцев, отсюда и название - обереги. Нам Фея принесла тряпичных кукол. Делали их из старых поношенных вещей, которые откладывали на разную ветошь, причём иголки и ножницы не использовали. Делать такую куклу совсем несложно, хотите попробуем с вами сделать для себя обереговую куколку? Давайте внимательно её рассмотрим и найдём в сундучке Феи нужные нам материалы для кукол. (Дети выбирают лоскутки, нитки и палочки).

Воспитатель демонстрирует способ изготовления куклы пошагово, обращая внимание на геометрию изделия.

Пальчиковая русская народная игра «Две сороки».

Болтали две сороки

Сороки- белобоки (поочередные хлопки в ладоши и по коленям в ритм словам)

Про то, про сё (показ ручки ладошкой вверх)

Про Якова, про Якова про всякого (то же ладошкой вниз)

Про дым из трубы (потряхивающие движения кистей с одновременным поднятие рук вверх)

Про забор у избы (кисти рук сложены, пальцы сплетены)

Про лужу на дороге (раскрыть чашу из кистей)

Про шавку на пороге (крокодилова пасть)

Болтали день до вечера (поочередные хлопки в ладоши и по коленям в ритм словам)

Ведь делать было нечего (руки развести ладонями вверх).

Наш большой прямоугольный лоскуток сложим пополам и посередине прокрутим. Теперь обернём ниточкой нашу скрутку и получится кружок – это голова нашей куклы. Теперь возьмём палочку, вставим между двумя прямоугольниками, получатся ручки, еще раз перехватим ниткой под руками. А оставшаяся ткань – сарафан куклы (дети изготавливают кукол). Можно для куклы сделать подвес и повесить её возле кроватки, для чего нитку сложим пополам и вденем через центр круга, а затем сделаем петельку, наша кукла готова.

Рефлексия.

Какие замечательные куколки-обереги у нас получились. Вы можете оставить их себе или подарить маме, папе, сестре или братику, украсить дома цветными лоскутками ткани. Скажите, ребята, а эти куколки живые? Почему? А для чего человеку сердце? Как вы думаете, что значит, когда о человеке говорят, что у него большое сердце? (добрый, бескорыстный).

Конспект НОД в младшей группе «Знакомство с русской народной куклой»

Фото «Знакомство с русской народной куклой»

Конспект НОД в младшей группе - фото

Фото №1 Форма работы с детьми комплексное занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с русской народной куклой

В данном материале вы можете дети познакомятся с русской народной куклой....

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.

Конспект занятия (Подготовительная группа)...

ОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: "Знакомство с русской народной куклой".

Дети знакомятся с разными видами игрушек и изготовлением тряпочной русской народной куклы....

НОД "Знакомство с русской народной куклой"

Данный конспект занятия знакомит детей с русской народной куклой, с разновидностью кукол, которыми играли наши предки. Дети сами мастерят куклу из лоскутов ткани....

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.

Самыми простыми в изготовлении считаются детские. Лишенные какой-либо магической подоплеки, они были призваны развлекать и приносить радость. Материалы выбирались самые разные, но чаще всего это было ...

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Автор: Семидетнова А. В., воспитатель первой квалификационной категории

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Автор: Семидетнова А. В., воспитатель первой квалификационной категории Цель: формирование у детей интереса...

«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю!  Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...