Педагогическая находка «Интеллект – карты»
материал

Cтолярова Hаталья Александровна

 

 МКДОУ «Коноваловский детский сад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая  находка

 

 

«Интеллект – карты»

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил воспитатель

Столярова Н. А.

 

Добрый день, уважаемые члены жюри и уважаемые коллеги! Я очень рада присутствовать здесь и сейчас, проживать этот опыт и для меня очень ценно и важно, это удивительное и профессиональное общение! Меня зовут Столярова  Наталья Александровна.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2 Цели и задачи

 

 СЛАЙД 3 С внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования каждый педагог пытается найти новые идеи подходы формы и методы работы в своей педагогической  деятельности которые соответствовали  возрасту дошкольнику, были бы интересны и наиболее эффективно решали педагогические образовательные, воспитательные задачи.

Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?  Ища так называемые крючок или способ обработки и запоминания информации, я открыла для себя интересный метод, который успешно используется МНОЙ в образовательной деятельности с дошкольниками. Вот здесь нам поможет метод  интеллект карт.

 СЛАЙД 4  

 Автор данного метода Тони Бьюзен британский психолог, автор методики запоминания и творчества. Интеллектуальная карта имеет разные названия интеллект карта, «ментальная карта», «карта ума»
 «карта связей». Интеллект-карта (ментальная карта, mind map, майнд-карта) – это древовидная схема, которая изображает некие обьекты и смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие виды связей между ними.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития речи у детей.

  СЛАЙД 5  Каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Именно такая структура наиболее отражает наше реальное мышление и именно такую структуру имеет интеллект-карта.  Т. о, и-к "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени".

 

 СЛАЙД 6    Я думаю, вы знаете о том, что между двумя полушариями нашего мозга существует своеобразное разделение труда. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера. В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучени. Создание Интеллект карт позволяет одновременно активизировать работу обоих полушарий.

СЛАЙД 7 Интеллект — карта — это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями и их частями. Интеллект карта в корне отличается от мнемотаблиц , общепринятых линейных схем. Она дает больше возможности для проявления самостоятельности и инициативы детей и их речевого творчества Интеллектуальная карта уникальный  – простой метод запоминания информации, который направлен на развитие различных способностей у детей, как творческих, так и речевых, активизацию мышления представляющий особый вид записи материала в виде  структуры исходящий от центра краю.. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.    Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Освоить интеллект-карту способны дети с разными возможностями.

 

СЛАЙД 8-9 пример одноуровневой интеллект-карты. В центре листа – центральный образ, который символизирует основную идею или тему. От центрального образа вы рисуете ветки первого уровня и фиксируете на них картинки, идеи, которые ассоциируются с ключевыми понятиями и раскрывают центральную тему. Чтобы раскрыть идеи первого уровня, вы рисуете ветки второго уровня. Чтобы показать связь идей на ветках разных уровней, соединяете их стрелками. Пример многоуровневой интеллект-карты

СЛАЙД 10  Использую И.К при изучении нового материала. При знакомстве , цифрой, новых понятий – например «многозначные слова»). Дети создают свою карту или слушают объяснение педагога с опорой на интеллектуальную карту.

• При закреплении и обобщении материала, обычно это является итоговой работой по изученным темам;

• При пересказах, составлении и распространении предложений и рассказов по интеллект- карте.

• Используем интеллектуальные карты в режимных моментах- в качестве правил поведения в группе;

СЛАЙД 10  Полезные свойства интеллект карты

 1Наглядность в интеллект карте она представлена максимально в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними.

2. Привлекательность хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

3.Запоминаемость благодаря работе обоих полушарий мозга,  использованию образа и цвета,  интеллект карта легко запоминается.

4. Своевременность  интеллект карта помогает выявить  недостаток информации

 5. Творчество интеллект карта стимулирует творчество.

6.  Возможность пересмотра  пересмотр карты   через некоторое время помогает усвоить картину в целом ,запомнить ее лучше, дает возможность, дополнить ее новыми идеями.

Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи,

ассоциации, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации темы. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей- подпунктов .

СЛАЙД 12

 Правила составления интеллект карты

 Для того, чтобы пользоваться этим методом в работе и научить ей детей необходимо соблюдать несколько правил:

1 – лист нужно располагать горизонтально

2 – чем больше лист, тем больше пространства для творчества и наполнения необходимыми деталями

3 – читать ИК нужно с правого верхнего угла по часовой стрелке

4 – использовать цветные маркеры, фломастеры, карандаши или готовые картинки (по необходимости)

5 – от центрального объекта (тема исследования) отходят ветви – каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы (здесь проявляем творчество, эти линии-ветви должны быть изогнутыми, фигурными, каждая ветвь имеет свой цвет)

Желательно, чтобы главных ветвей было не больше 5-ми (максимум 7), иначе дети перестают воспринимать информацию.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Интеллектуальные карты должны снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Рисовать их может как взрослый, так и ребенок. Картинки! Это наиважнейший элемент интеллект-карт. Как  писал: К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Картинка заменяет кучу слов. Вот представьте, если бы на светофорах вместо красного-желтого-зеленого цвета были надписи (нельзя ехать, можно ехать…) – насколько больше аварий было бы? Реакция на картинку во много раз быстрее, чем на слово. Восприятие скоростное и более точное. И запоминается гораздо лучше. Употребляйте как можно больше картинок! Точных и ярких. Перестанете употреблять картинки – не будет вам успеха!

Первое время  в  своей практике разрабатывала и создавалА интеллект-карты самостоятельно. Эти карты применялись по  познавательному развитию и использовались как наглядно-методические пособия для самостоятельной деятельности детей.

Слайд 14 Первую карту мы сделали совместно  с детьми, на тему «Алгоритм одевания». Для систематизации правил, возникла необходимость создания «интеллектуальной карты» или как ее назвали сами дети карта-«помогайка».

СЛАЙД   15создание и применение на занятиях интеллект-карты по ФЭМП. Данная карты позволяют наглядно представить детям основные понятия предыдущее число, последующее число, прямой и обратный счет, образования числа.

СЛАЙД 16Разработка, создание и применение на занятиях по познавательному развитию была создана интеллект – карта «Зимушка – зима». совместно с детьми составляли карту по данной теме, опираясь на заготовленную основу. Закрепили следующие сведения о зиме: месяцы, праздники, изменения в природе, труд людей, зимние забавы. В ходе работы у детей проявился интерес к созданию карты, информация закрепилась лучше благодаря наглядности. У многих возникло желание рассказать о зиме по карте.

СЛАЙД 17 Разработка, создание и применение на занятиях по речевому развитию  «Лисята»  Е.Чарушина. Данная карта была показана после прочтения рассказа, являлась наглядной опорой при пересказывании текста. Детям легче было вспомнить сюжет и пересказать его.

СЛАЙД 18    Разработка, создание и применение интеллект-карты по тематической  недели «Домашние животные»  «Транспорт». Карты применялась в течение всей тематической недели как наглядно дидактическое пособие.

Уникальность интеллект-карты в том, что вся информация постоянно находится

на виду, ребенок легко вспоминает предыдущий материал, видит направление своей дальнейшей деятельности. Графический образ способствует тому, что ребёнок лучше понимает и запоминает тему.

В условиях реализации ФГОС ДО использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Методика является эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В заключение хочу сказать, что и-к показали себя, как один из перспективных методов в образовательном процессе ДОУ. Я планирую и дальше использовать и-к в своей работе. Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka_vosstanovlen.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МКДОУ «Коноваловский детский сад»

Педагогическая  находка

«Интеллект – карты»

 Выполнил воспитатель

Столярова Н. А.


Добрый день, уважаемые члены жюри и уважаемые коллеги! Я очень рада присутствовать здесь и сейчас, проживать этот опыт и для меня очень ценно и важно, это удивительное и профессиональное общение! Меня зовут Столярова  Наталья Александровна.

СЛАЙД 1 

СЛАЙД 2 Цели и задачи

 СЛАЙД 3 С внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования каждый педагог пытается найти новые идеи подходы формы и методы работы в своей педагогической  деятельности которые соответствовали  возрасту дошкольнику, были бы интересны и наиболее эффективно решали педагогические образовательные, воспитательные задачи.

Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?  Ища так называемые крючок или способ обработки и запоминания информации, я открыла для себя интересный метод, который успешно используется МНОЙ в образовательной деятельности с дошкольниками. Вот здесь нам поможет метод  интеллект карт.

 СЛАЙД 4  

 Автор данного метода Тони Бьюзен британский психолог, автор методики запоминания и творчества. Интеллектуальная карта имеет разные названия интеллект карта, «ментальная карта», «карта ума»
«карта связей».
 Интеллект-карта (ментальная карта, mind map, майнд-карта) – это древовидная схема, которая изображает некие обьекты и смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие виды связей между ними.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития речи у детей. 

  СЛАЙД 5  Каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Именно такая структура наиболее отражает наше реальное мышление и именно такую структуру имеет интеллект-карта.  Т. о, и-к "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени".

 СЛАЙД 6    Я думаю, вы знаете о том, что между двумя полушариями нашего мозга существует своеобразное разделение труда. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера. В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучени. Создание Интеллект карт позволяет одновременно активизировать работу обоих полушарий.

СЛАЙД 7 Интеллект — карта — это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями и их частями. Интеллект карта в корне отличается от мнемотаблиц , общепринятых линейных схем. Она дает больше возможности для проявления самостоятельности и инициативы детей и их речевого творчества Интеллектуальная карта уникальный  – простой метод запоминания информации, который направлен на развитие различных способностей у детей, как творческих, так и речевых, активизацию мышления представляющий особый вид записи материала в виде  структуры исходящий от центра краю.. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.    Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Освоить интеллект-карту способны дети с разными возможностями.

СЛАЙД 8-9 пример одноуровневой интеллект-карты. В центре листа – центральный образ, который символизирует основную идею или тему. От центрального образа вы рисуете ветки первого уровня и фиксируете на них картинки, идеи, которые ассоциируются с ключевыми понятиями и раскрывают центральную тему. Чтобы раскрыть идеи первого уровня, вы рисуете ветки второго уровня. Чтобы показать связь идей на ветках разных уровней, соединяете их стрелками. Пример многоуровневой интеллект-карты

СЛАЙД 10  Использую И.К при изучении нового материала. При знакомстве , цифрой, новых понятий – например «многозначные слова»). Дети создают свою карту или слушают объяснение педагога с опорой на интеллектуальную карту.

• При закреплении и обобщении материала, обычно это является итоговой работой по изученным темам;

• При пересказах, составлении и распространении предложений и рассказов по интеллект- карте.

• Используем интеллектуальные карты в режимных моментах- в качестве правил поведения в группе;

СЛАЙД 10  Полезные свойства интеллект карты

 1Наглядность в интеллект карте она представлена максимально в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними.

2. Привлекательность хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

3.Запоминаемость благодаря работе обоих полушарий мозга,  использованию образа и цвета,  интеллект карта легко запоминается.

4. Своевременность  интеллект карта помогает выявить  недостаток информации

 5. Творчество интеллект карта стимулирует творчество.

6.  Возможность пересмотра  пересмотр карты   через некоторое время помогает усвоить картину в целом ,запомнить ее лучше, дает возможность, дополнить ее новыми идеями. 

Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи,

ассоциации, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации темы. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей- подпунктов . 

СЛАЙД 12

 Правила составления интеллект карты

 Для того, чтобы пользоваться этим методом в работе и научить ей детей необходимо соблюдать несколько правил:

1 – лист нужно располагать горизонтально

2 – чем больше лист, тем больше пространства для творчества и наполнения необходимыми деталями

3 – читать ИК нужно с правого верхнего угла по часовой стрелке

4 – использовать цветные маркеры, фломастеры, карандаши или готовые картинки (по необходимости)

5 – от центрального объекта (тема исследования) отходят ветви – каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы (здесь проявляем творчество, эти линии-ветви должны быть изогнутыми, фигурными, каждая ветвь имеет свой цвет)

Желательно, чтобы главных ветвей было не больше 5-ми (максимум 7), иначе дети перестают воспринимать информацию.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Интеллектуальные карты должны снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Рисовать их может как взрослый, так и ребенок. Картинки! Это наиважнейший элемент интеллект-карт. Как  писал: К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Картинка заменяет кучу слов. Вот представьте, если бы на светофорах вместо красного-желтого-зеленого цвета были надписи (нельзя ехать, можно ехать…) – насколько больше аварий было бы? Реакция на картинку во много раз быстрее, чем на слово. Восприятие скоростное и более точное. И запоминается гораздо лучше. Употребляйте как можно больше картинок! Точных и ярких. Перестанете употреблять картинки – не будет вам успеха!

Первое время  в  своей практике разрабатывала и создавалА интеллект-карты самостоятельно. Эти карты применялись по  познавательному развитию и использовались как наглядно-методические пособия для самостоятельной деятельности детей.

Слайд 14 Первую карту мы сделали совместно  с детьми, на тему «Алгоритм одевания». Для систематизации правил, возникла необходимость создания «интеллектуальной карты» или как ее назвали сами дети карта-«помогайка».

СЛАЙД   15создание и применение на занятиях интеллект-карты по ФЭМП. Данная карты позволяют наглядно представить детям основные понятия предыдущее число, последующее число, прямой и обратный счет, образования числа.

СЛАЙД 16Разработка, создание и применение на занятиях по познавательному развитию была создана интеллект – карта «Зимушка – зима». совместно с детьми составляли карту по данной теме, опираясь на заготовленную основу. Закрепили следующие сведения о зиме: месяцы, праздники, изменения в природе, труд людей, зимние забавы. В ходе работы у детей проявился интерес к созданию карты, информация закрепилась лучше благодаря наглядности. У многих возникло желание рассказать о зиме по карте.

СЛАЙД 17 Разработка, создание и применение на занятиях по речевому развитию  «Лисята»  Е.Чарушина. Данная карта была показана после прочтения рассказа, являлась наглядной опорой при пересказывании текста. Детям легче было вспомнить сюжет и пересказать его.

СЛАЙД 18    Разработка, создание и применение интеллект-карты по тематической  недели «Домашние животные»  «Транспорт». Карты применялась в течение всей тематической недели как наглядно дидактическое пособие.

Уникальность интеллект-карты в том, что вся информация постоянно находится

на виду, ребенок легко вспоминает предыдущий материал, видит направление своей дальнейшей деятельности. Графический образ способствует тому, что ребёнок лучше понимает и запоминает тему.

В условиях реализации ФГОС ДО использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Методика является эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В заключение хочу сказать, что и-к показали себя, как один из перспективных методов в образовательном процессе ДОУ. Я планирую и дальше использовать и-к в своей работе. Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...