Театр "Речецветик"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бердникова Мария Сергеевна

Занятие по театрализованной деятельности

«В гостях у сказки» в театре кукол

Старшая группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_plan._teatralizatsiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 31

г. Яровое Алтайского края

Занятие по театрализованной деятельности

«В гостях у сказки» в театре кукол

Старшая группа

Воспитатель:

Бердникова М.С.

г. Яровое 2023 г.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Цели:

1.Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

2.Развитие связной речи дошкольников посредством постановки кукольного спектакля по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с героем русского народного театра – Петрушкой; научить детей работать с перчаточной куклой , как ею управлять, передавая характер и диалог героев сказки.

2.Активизировать словарный запас слов (перчаточные куклы, ширма, верховые куклы, грядка , декорации).

Развивающие:

1. Содействовать развитию любознательности, познавательного интереса, эмоциональной сферы ребенка.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь.

3. Развивать навыки импровизации , умение выразительно исполнять роли.

4. Развивать умение взаимодействовать в микрогруппе.

5.Способствовать формированию коммуникативных способностей , развитию долговременной памяти, артистических способностей.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к народной культуре.

Предварительная работа: чтение сказки « Заюшкина избушка»;

рассматривание иллюстраций разных художников к сказке; загадывание загадок; создание театрального уголка «Буратино».

Работа с родителями:

просмотр с детьми мультфильма «Заюшкина избушка»; рисование с детьми героев сказки.

Оборудование: перчаточные куклы, кукла Петрушка, ширма, наглядность, доска, магнитофон, русская народная сказка «Заюшкина избушка», театральный уголок «Буратино».

НОД. Вводная часть.

Воспитатель:

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

Давайте улыбнемся и подарим улыбки друг другу. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. (Ребята сидят на стульях в театральном уголке «Буратино»).

- Ребята, хотите мы с вами отправимся в одно очень увлекательное путешествие: в мир театра? ( Да.)

Итак, отправляемся в наше путешествие. Закрываем глаза… (звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского).

- Ребята, мы с вами перенеслись в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр?

ТЕАТР – в переводе с греческого означает место для зрелищ. В театре мы с вами можем отдохнуть и получить наслаждение от просмотренного спектакля.

- Кто из вас бывал в театре?

- Какую постановку вы видели в театре, понравилась ли она вам? Почему?

( Ответы детей : « Три поросенка», « Красная Шапочка», «Теремок», «Приключения Буратино» и др.)

- А как нужно вести себя в театре?

( Ответы детей. Нельзя разговаривать, нельзя вставать с места, не мешать другим людям и т. д.)

- Молодцы.

( Стук в дверь.)

Воспитатель: В дверь кто – то стучится. Кто же это ? Пойду открою.

- Ребята , здесь написано : « Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто я».

Наряд мой пестрый,

Колпак острый,

Шутки и смех веселят всех!

Я – веселая игрушка,

А зовут меня … (ПЕТРУШКА).

(Воспитатель надевает на руку куклу Петрушку).

Петрушка: Привет , девчонки и мальчишки ! А вот и я! Я – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите , каков Петрушка! Как он выглядит, какой у него наряд?

Петрушка в яркой рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Раньше он грозил палкой всем лентяям, врунам, злыдням и всегда готов был заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э–ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.

- Нравится вам такой герой? (Да).

Петрушка ( оглядываясь): Ребята, у вас тоже есть свой театр? Как он называется? ( «Буратино»).

Петрушка: Здорово! А что у вас в театре есть? А какие театры вы знаете?

(Воспитатель и дети рассказывают)

У нас есть разные виды театра: пальчиковый, перчаточный, куклы «Би – ба – бо», теневой театр, театр на фланелеграфе, вязаный театр маски , костюмерная, театральные шапочки и многое другое.

Петрушка: Давайте отдохнем.

Физминутка.

Наш Петрушка потянулся ,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки в стать.

Воспитатель: Вот мы и достали волшебный ключик ! (Достает ключик из сундучка. )Этим ключиком мы с вами будем открывать большой, яркий, неизведанный мир театра, полный загадок и неожиданностей.

- Ребята, а вы хотите стать артистами и сами управлять куклами? (Да.) Тогда давайте учиться? Сегодня мы познакомимся с перчаточными куклами.

( Воспитатель показывает и объясняет ребятам. )

Они называются перчаточные , так как одеваются на руку кукловода ,

как перчатка, и управляются пальцами и кистью.

А кто такой кукловод? (Кукловод – артист кукольного театра, из- за ширмы управляющий куклами).

Все куклы – перчатки работают на ширме (ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой) и находятся чуть выше головы кукловода, поэтому они называются верховые

( сверху). ( Показ .)

Место, по которому передвигается кукла, называется грядка.(Показ.)

Еще на ширму крепятся нужные для спектакля вещи: цветы, деревья, домики и многое другое – все это называется декорации. (Ребята повторяют новые слова хором и индивидуально.)

- Сегодня мы с Петрушкой приглашаем вас стать кукловодами и показать сказку «Заюшкина избушка» нашим зрителям.

- Хотите стать кукловодами? ( Да.)

- Но прежде чем распределить роли, давайте с вами обсудим, как будем передавать характер героев сказки и каким голосом озвучивать их.

- Давайте вспомним, кто главные герои сказки? ( Заяц и лиса.)

- Какая Лиса? Какой у нее характер? (Лиса хитрая, коварная обманщица.)

- Давайте проговорим слова лисы, которые так пугают героев сказки.

(Ребята произносят слова хором и индивидуально : «Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам».)

- Каким голосом нужно произносить слова лисы , чтобы передать ее характер?

( Ответы детей. Когда лиса хочет попасть в домик зайчика , нужно говорить хитрым, спокойным, плавным, даже плаксивым голосом. Когда лиса выгонит зайчика из домика, нужно произносить слова уже громким, пугающим голосом.)

- А как меняется голос лисы, когда к домику подходил петушок – золотой гребешок?

( В конце сказки, когда ее выгоняет петушок из домика, лиса говорит пугливым , трусливым, дрожащим , тихим голоском.)

- Как будем управлять перчаточной куклой лисой? (В начале сказки кукла лиса будет передвигаться по грядке уверенно, а конце сказки суетливо, то есть лиса то покажет свою голову, то спрячет, затем быстро убегает в лес – прячется за ширмой.)

- Какой в сказке зайка? Какой у него характер? ( Зайка в сказке доверчивый, добрый, тихий, плаксивый.)

- Давайте проговорим слова, которые так жалобно произносит зайка. А каким голосом нужно произносить его слова?( Печальным, грустным, тихим, плаксивым. )

( 2 – 3 ребенка произносят слова: « Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня».)

- Как будем управлять куклой зайкой? (Кукла должна двигаться по грядке не спеша, слегка с опущенной головой.)

- Кто хотел помочь зайке в его беде? Почему? ( Собаки, медведь, петушок – золотой гребешок.Им было жалко зайку, они хотели восстановить справедливость, вернуть зайке его дом.)

- Удалось ли собакам и медведю выгнать лису из домика? ( Нет, потому что испугались лисы.)

- Каким голосом мы должны произносить слова собак : « Ав – ав – ав! Поди, лиса вон!» ( Звонким, смелым, громким.)

-А когда лиса напугала и прогнала их? (Тихим, напуганным.)

(Ребята произносят слова хором и индивидуально.)

- Как будем управлять куклой собакой? ( Сначала, когда собаки идут вместе с зайчиком к домику, кукла передвигается по грядке уверенно , а после того , как собаки испугались лисы, рука с куклой движется быстро и прячется за ширмой.)

- Каким голосом мы должны произносить слова медведя : « Поди, лиса вон!» ( Ревущим, пугающим, грубым, громким.)

- Покажите , как должен реветь медведь? Ребята показывают рев медведя хором и индивидуально.)

- Как будем управлять куклой медведем?( Рука с куклой сначала будет передвигается по грядке уверенно , слегка покачиваясь вправо и влево, а потом после слов лисы – кукла -медведь убегает быстро , вперевалочку, и прячется за ширмой.)

- Кто помог зайчику вернуть домик?( Петушок – золотой гребешок.)

- Какой петушок – золотой гребешок в сказке? ( Он смелый, решительный, умный, храбрый, добрый, отзывчивый.)

- Сколько раз кричал свои слова петушок? ( 3 ) Каким голосом мы должны произносить его слова?( Звонким, громким, уверенным,)

- Давайте произнесем их вместе: « Ку– ка – ре – ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса вон!»

- Как будем управлять куклой ?(Рука с куклой будет передвигается по грядке уверенно ,с высоко поднятой головой, степенно, важно, ничего не боясь, произнося слова с каждым разом все громче и громче.)

- Молодцы!

- А сейчас ребята вы станете кукловодами и покажете сказку «Заюшкина избушка» нашим зрителям.

(Ребята распределяют роли, надевают перчаточные куклы и показывают кукольный спектакль.)

Петрушка: Ай – да, ребята! Настоящие артисты. Молодцы. Аплодисменты.

Воспитатель: Наше путешествие в мир театра кукол завершилось. Спасибо вам за работу на занятии, за ваши добрые глаза и приветливые улыбки.

Петрушка: До встречи!

Дети: До свидания! До новых встреч!