Анализ развивающей предметно-пространственной среды.
материал

Елена Леонидовна Алымова

Анализ развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rpps_2024.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ развивающей предметно - пространственной среды

в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей с общим недоразвитием речи «Колокольчик»

Воспитатель:  Алымова Елена Леонидовна

МБДОУ №9 г.Боготол

В группе 10 детей, из них 3 девочки и 7 мальчиков.

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ.

Программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.  

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Поэтому мы   испытываем повышенный интерес к обновлению пространственно - предметной развивающей среды в своей  группе.

Среда  развития ребёнка  – это комплекс материально-технических, санитарно  - гигиенических, социально - бытовых, общественных,  эстетических, психолого - педагогических,  духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.

При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды.  Стараемся сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы  создать максимально эмоциональную положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Соблюдаем принцип зонирования благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе создаются условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской) через внедрение проектных методик.  Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду мы учитывали следующие принципы:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Наша группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Центр «Говоруша»

Логопедический центр — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей.  

В основу содержательного наполнения логопедического центра положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. 

В нашем коррекционном центре имеется:

Зеркала для индивидуальной работы. Картинки для иллюстрации артикуляционных игр, комплексы заданий для артикуляции в картинках или таблицах, волчки, шнуровки разных форм и размеров, мозаики, пазлы, сухой бассейн, шаблоны под штриховку, обводку, карандаши, фломастеры, воздушные шарики, дудочки, мыльные пузыри, вертушки, домино, наборы бусин разного размера для нанизывания на леску, ручные массажеры «Су-джок», разрезанные картинки-пазлы, игры типа «Четвёртый лишний», «Узнай по контуру» и др. Также имеются альбомы с заданиями по автоматизации звуков В.В. Коваленко, игры Л.А. Комаровой, забавы «Логопедическое лото», «Подбери и назови», «Паровоз», «Один — много», «Подбери пару», «Чей хвост?», сборники игр Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой, «Угадай по описанию», «Когда так бывает», «Профессии» и др. Аудиозаписи детских песен, стихотворений, пособия «Говорим правильно».

Центр «Творческая мастерская» - его цель направлена на формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания, обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, на развитие ручной умелости и творчества.

 Здесь находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации: бумагу для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, баночки - непроливайки, тканевые и бумажные салфетки, акварельные краски, гуашь, кисти, пластилин; наличие цветной бумаги и картона, клея, ножниц с тупым концом; альбомы – раскраски, трафареты, обводки; бросовый материал (фольга, фантики от конфет, поролон). Также имеются альбомы народных промыслов «Хохлома», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Учимся рисовать», «Азбука цвета», наборы открыток с репродукциями картин разных художников и др.

По желанию ребенок может найти и воспользоваться всем необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Центр «Книжный»  играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. Значение книги в формировании познавательного интереса у детей неоценимо. По мере прочтения литературных произведений, рассматривании иллюстраций, у детей появляется масса вопросов, что является показателем формирования любопытства и интереса.

В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее  яркие иллюстрации в том месте, где ему наиболее комфортно.

 

Центр «Науки» (экспериментирования и природный).

 Блок опытов и экспериментов насыщен материалами для осуществления опытной деятельности:  лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы, деревянные спилы и др.. Дети могут проводить несложные опыты, определять  свойства различных природных материалов.

Природный блок включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке мы содержим различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки  и др.). На подоконнике, каждую весну разводим небольшой домашний огород. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и не требует материальных затрат. Зато сколько удовольствия для детей и пользы!   Этот уголок развивает любознательность и наблюдательность у детей, помогает им лучше познать жизнь растений.

 Имеются дидактические картинки: «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Кто живёт на севере», «Животные жарких стран», «Времена года», «Тело человека». Плакаты: «Комнатные цветы», «Полевые цветы», «Кто живёт в пустыне», «Живая и неживая природа» и др. Имеются семена овощей, произрастающих в нашем регионе, энциклопедии. Есть календарь природы, камни, контейнеры с глиной и песком, ракушки, шишки, скорлупа грецких орехов, перья и др.

 Центр «Строительная мастерская» (конструктивный), хоть и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что его можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально: здесь имеются конструкторы разного размера, мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных, настольный конструктор (мелкий), напольный пластмассовый конструктор, машинки, разные виды мозаики.

Центр «Игротека». Игра - основной вид деятельности детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей: развивает фантазию, формирует игровые навыки, умение выстраивать диалоги, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно- ролевых игр.

Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

В игровом центре размещены настольные, дидактические игры, пазлы в соответствии с возрастом и интересами детей.

Центр  «Музыки и театра», важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная и музыкальная деятельность помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют музыкальные инструменты: маракасы, бубны, барабаны,  колокольчики, дудочки,  погремушки, ложки. Также имеются иллюстрации музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры, телевизор, музыкальный центр; в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, коллекция дисков со сказками, дидактические игры: «Музыкальный кубик», «Угадай, какой звучит инструмент», «Определи характер музыки», «Угадай свой инструмент».

 Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровье». Основное назначение центра здоровья – формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью и совершенствование двигательных навыков и умений. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. В нем содержится физкультурное оборудование: мячи разных размеров, обручи, гимнастические палки, кегли, скакалки, шарики пластмассовые, ленты, платочки, кегли, кольцеброс, мешочки для метания, туннель, ребристая доска, массажные коврики и мячики, атрибуты к подвижным играм.

В группе имеется дорожка здоровья,  где дети могут освоить, ощутить и развить тактильную чувствительность, научиться различать свойства предметов и улучшить зрительно-моторную координацию.

 Центр «Туристско-краеведческий» способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города, родного края. В центре размещены фотоальбомы: «Москва – столица нашей Родины»; «Любимый край», «Моя малая Родина – Боготол», на которых отображена жизнь нашего города, края, также имеются папки с народным декоративно-прикладным искусством. Имеются географические карты России, Красноярского края, Боготольского района и города Боготола. Глобус и компас. Также имеются иллюстрации с изображением национальных костюмов России и других континентов.

Центр «Безопасность». Тема безопасности детей в быту и на улице сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Необходимо сформировать у них навык безопасного поведения.

Данный центр содержит в себе: дидактические, настольные игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски; дорожные знаки; модели транспортных средств и макет проезжей части; литературу о правилах дорожного движения.

«Уголок уединения». Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту; возможности для отдыха.

Данный уголок содержит в себе: мягкие подушки, домашний коврик.

 Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в подготовительной группе. В нашей группе имеется схема дежурства, график дежурства, специальные фартуки и колпачки для дежурства, набор принадлежностей для дежурных.

В приемной расположен информационный центр для родителей.                      

В группе постоянно обновляются тематические стенды по временным, сезонным изменениям в природе и окружающей детей жизни.

В своей группе мы постоянно стараемся максимально задействовать и использовать  все доступные помещения для разнообразных игр и обучающих занятий с детьми.

К каждому времени года в раздевальной комнате меняем оформление стен и стендов, которые радуют глаз наших детей,    родителей и гостей.

Часто устраиваем конкурсы поделок для родителей, после чего их творения служат нам как украшение группы.

Вывод: Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной  личности. Развивающая среда не может быть построена окончательно, поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС

Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:·        Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"

В статье произведен анализ РППС в старшей группе   согласно ФГОС. Возможно, воспитателям пригодится в работе.   ...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе

В соответствии с тематической неделей «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку со...

Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Смородинка»

Анализразвивающейпредметно-пространственной средыв старшей группе «Смородинка»...