«Взаимосвязь детского экспериментирования и художественно — эстетического развития дошкольников».
методическая разработка

Савченко Татьяна Юрьевна

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь детского экспериментирования и художественно — эстетического развития дошкольников».

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству.

Однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к изобразительной деятельности у детей, в результате чего детские работы невыразительны, статичны, недостаточно четко передают характерные и индивидуальные особенности предметов, у детей не развиты технические навыки рисования. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, снижается их творческая активность.

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на замечательное сходство между художественно-эстетическим развитием дошкольников и детским экспериментированием. Всем известно, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детского учреждения. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Занятия с элементами опытно-экпериментальной деятельности основаны на творческой фантазии, интересно тем, что работы у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что подобный метод работы играет важную роль в психическом развитии ребёнка, т.к. он создает атмосферу непринуждённости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребенка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Применение подобной техники:

  • Способствует снятию детских страхов
  • Развивает пространственное мышление
  • Учит детей выражать свой замысел
  • Побуждает детей к творческим поискам и решения
  • Учит детей работать с разнообразным материалом
  • Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности
  • Развивает уверенность в своих силах
  • Развивает мелкую моторику рук
  • Развивает творческие способности, воображение
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

На занятиях совместно детьми мы создавали игрушки, изготавливали собственные краски из натуральных продуктов, которые после использовали в собственных работах, наглядно знакомились с их свойствами и многое другое.

Представляю вашему вниманию следующие варианты творческих занятий с использованием опытно-экспериментальной деятельности.

Шагающая вода или Радуга

Проводя этот эксперимент можно наблюдать за двумя явлениями:

1. Свойство воды (вода двигается, может подниматься вверх; проводя такой опыт с использованием красок, можно явно и быстро увидеть это явление)

2. Смешивания красок (Этот опыт очень ярко и интересно поможет детям запомнить какие цвета нужно смешать, чтобы получился новый цвет, что способствует приобретению новых творческих знаний)

Радуга в стакане

Внимание детей привлекает все яркое и необычное – например, радуга на небе. Но это редкое удовольствие – невозможно ведь заказать подобное «шоу». Для возникновения радуги одновременно должны идти дождь и светить солнце. Но можно сделать собственную маленькую радугу в стакане воды.

В стаканы наливается равное количество воды, в каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

Добавлять краски надо аккуратно, с помощью шприца, выдавливая краски по краю стенки стакана. В стакане образуются разные слои «Радуги»

Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.

Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Следующее, не менее интересное занятие, игрушка Тауматроп.

Это одно из многих устройств, придуманных человеком, для оживления изображения, то есть для создания анимации. Это очень интересная игрушка, её еще называют вращающееся чудо. Устройство это было изобретено вначале 19 века. Тауматроп – оптическая игрушка, состоящая из двух карточек с рисунками, нанесенных с разных сторон. При быстром вращении две картинки сливаются в одну, это происходит благодаря инертности зрительного восприятия. Для рисунка можно использовать разные сюжеты.

Один из интересных путей развития экспериментальной деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ.

Любят дети рисовать и экспериментировать мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги и рисунок готов.

        Очень интересные узоры получаются при использовании в качестве штампа различных листьев. Эта техника рисования называется «отпечатки листьев».

        Соберем опавшие листья с различных деревьев. Намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток и т.д.

        Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самый неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. Для этой техники годятся листья клёна, тополя, березы, осины, подорожника. Печатать можно не только листьями, но и сухими веточками травы, колосками, еловыми шишками.

        Экспериментируя в технике «отпечатки листьев», получаются оригинальные пейзажные картины.

позволяет изучать свойства предметов, состав, возможности.

Приведу примеры интересных экспериментов используемых для создания продуктов художественно-эстетической деятельности.

Рисование на молоке

В данном случае в роли холста (листа бумаги) выступает молоко в тарелке. При помощи красок, пипетки и жидкого мыла, мы начинаем создавать танцующий рисунок.

Жидкость для мытья посуды вступает в химическую реакцию с молоком, в котором есть жир. И именно поэтому молекулы жира начинают двигаться и «плясать».

Если произвести эксперимент со сливками, эффект будет еще более выраженным. Путем смены основы или перемешивания тонов можно «нарисовать» на молоке бесконечное множество узоров.

После свои причудливые узоры можно перенести на лист бумаги.

Метод ниткографии.

   Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичный мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие.

                                                                                         

Метод монотипии.

   Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдаем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.

Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому мы ведем целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Взаимосвязь детского экспериментирования и художественно — эстетического развития дошкольников», которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, умениями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает. Все это оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его эстетических и социальных, а также творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»

Консультациядля педагогов«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческомразвитии дошкольников»...

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Детское экспериментирование в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников.

Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников. https://nsportal.ru/albom/2018/11/14/terenteva-anna-andreevna/detskoe-eksperimentirovanie-v-hudo...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...