Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»
    методическая разработка по теме

    Растеряева Елена Дмитриевна

    Консультация для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_detskogo_eksperimentirovaniya.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация

    для педагогов

    «Роль детского экспериментирования

     в художественно-эстетическом и творческом

    развитии дошкольников»

    Воспитатель: Растеряева Е.Д.

    г. Зверево

    2010 год

     

        Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний о мире – важнейшие черты детского поведения.

       Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно- образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строится на наглядных и практических методах.

       Основным видом детской поисковой деятельности признанно экспериментирование, в котором ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

       Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные академиком Н. Н. Поддъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:

    1. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
    2. В нём наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);
    3. В процессе экспериментирования достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;
    4. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
    5. В ходе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развитие речи при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;
    6. Детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания,   способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.

        Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребёнку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте.

        Процесс экспериментирования состоит из нескольких этапов: обычное простое любопытство самого раннего возраста при правильных воспитательных подходах переходит в период любознательности старшего детского возраста (после 5 лет), когда экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты и становится самостоятельным видом деятельности.

        В процессе экспериментирования ребёнок приобретает следующие навыки: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. И здесь очень важна систематическая, целенаправленная работа педагогов.

        Развитие креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования будет эффективным при создании следующих педагогических условий:

    1. Проявление позитивного отношения к инициативе и творческим проявлениям детей со стороны взрослых;
    2. Осуществления гуманистического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и стимулирования креативного потенциала детей дошкольного возраста ( сотрудничество, диалог, вовлечение детей в различные способы целостной художественно-эстетической деятельности, предоставление возможного выбора, создание ситуаций успеха каждому ребенку и т. д.)
    3. Организации и проведения системы занятий, содержательной основой которой являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»

    Консультациядля педагогов«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческомразвитии дошкольников»...

    РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИЕ

    Проект "Всем на свете нужен дом" Рассмотрены такие основные понятия как самостоятельность, детская активность и инициатива на примере изодеятельности (рисование, лепка и аппликация) в старшей группе....

    Детское экспериментирование в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников.

    Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников. https://nsportal.ru/albom/2018/11/14/terenteva-anna-andreevna/detskoe-eksperimentirovanie-v-hudo...

    Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников Тема: «Путешествие колобков».

    Тема: «Путешествие колобков». Возрастная группа:1 младшая группа, дети 2-3 лет. Форма НОД: занятие Форма организации: групповая. Учебно-методический  комплект: Про...

    Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению в рамках развития творческих способностей детей дошкольного возраста

    laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.Сухомлинский  ...