Консультация для воспитателей. Приемы социо – игровой технологии.
консультация

Консультация для воспитателей. Приемы социо – игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatelya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

                        Консультация для воспитателей

                    Приемы социо – игровой технологии.

Подготовила воспитатель: Олейникова Валентина Николаевна

        Система дошкольного образования включает множество образовательных технологий. Но сегодня предлагается перенести акценты с пассивной модели обучения, на активную (ребенок работает самостоятельно и выполняет творческие задания).

      Одной из активных моделей обучения является социо – игровая технология. Она развивает ребенка в игровом общении, предоставляет ему свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей. Наиболее активно социоигры развивают  коммуникативные и интелектуальные способности детей ( по сравнению и традиционными приемами обучения).

      В соответствии с ФГОС образовательная программа дошкольного образования должна строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

     Сам термин « социо – игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня  за 133 зайцами», где автор опираясь на материалы сторонников социо – игровой педагогике (Е.Е.Шуренко, А.П.Ершова. В.М.Бутакова), описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами ( малыми социумами – отсюда и термин «социо – игровая» и одновременно в каждой из них.

        «У социо – игровой педагогике хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо – игровом стиле…».

        Социо – игровая технология – это игры и занятия детей  в микрогруппах, позволяющих ребенку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность возникших проблем.

      Занятие – игра – жизнь между микрогруппами никак не располагают  к свободному творчеству и игре. Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе. Ребенок в первую очередь должен получать знания и только при наличии свободного времени играть.

      Равноправие детей и взрослых – основа социоигр. Взрослый и ребенок имеет одинаковое право на ошибку.  Деятельность педагогов весьма декларативно: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивать свою точку зрения.

Суть социо – игровых приемов можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях:

1правило: «используется работа малыми группами»

. Главным деятельности  является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок». Взрослый предлагает группе какое то дело, и дети умеют организоваться так, чтобы не было тех кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, развивается воображение, скорость реакции, умение совместно выполнять любое задание.

2 правило:  «Смена лидерства».

Из практики работы можно сказать, что ребенок который не хочет быть лидером, он все равно в течении года бывает им несколько раз, а дети – лидеры не редко уступают свои позиции не менее активным сверстникам.

3 правило: «Смена мизансцен».

Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу , в любимом уголке, в приемной и т.д..

4 правило: «Смена темпа и ритма».

Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных или обычных часов, у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: «интеграция всех видов деятельности».

Социо – игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально – волевой сфере, более интенсивно развивает способности , способствует речевому, познавательному, художественно – эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом; «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», и т.д..

6 правило: «Ориентация на принцип полифонии».

«За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».  Ребенку  вместе со своими сверстниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания. А педагогу потребуется убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей и доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться.

         Используя «золотые» правила социо – игровых приемов дети научатся;

- Слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться приходить к соглашению.

- У детей развивается речевое взаимодействие.

- Формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, сверстникам.

- Дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым, происходит сближение взрослого с детьми.

- Отсутствует чувство страха за ошибку.

         Практическая значимость применения социо – игрового стиля заключается в развитии коммуникативных навыков у детей. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать ее когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

                                  Пять советов воспитателям ДОУ.

- Быть готовым к собственным промахам.

- Не разжевывать смысл задания.

- Обращать внимание на интересные неожиданности.

- Видеть в детских отказах ценные подсказки.

- Умейте радоваться шуму.

                                   Используемая литература:

В.М.Бутаков «Секреты дидактической игры» М.: Сфера, 2010 – 203стр.

«Карманная энциклопедия социо – игровых приемов обучения дошкольников». под ред. В.М.Бутакова ТЦ Сфера, 2014 – 128стр.

В,М,Бутаков, А.П.Ершова «Хрестоматия социо – игровых приемов обучения на школьных уроках в начальных классов».  СПБ.: Школьная лига 2013 – 192стр..

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы социо-игровой технологии

Уважаемые коллеги, я продемонстрирую  вам некоторые приёмы социо-игровой технологии (деление на малые группы, смена мизансцен, смена лидерства и др.) на примере росписи изделия хохломским узором ...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»

Цель: Ознакомление участников объединения с играми, применяемыми в социо-игровой технологии....

Конспект ООД в подготовительной группе с использованием приемов социо-игровой технологии«Сказочные игры»

Цель: Развивать умение у детей организовывать собственную деятельность.Задачи: Создание позитивного отношения друг к другу.Развитие коммуникативных способностей, умения сотрудничать.Создание условий д...

Конспект ООД с использованием приемов социо-игровой технологии «Сказочные игры»

Цель: Развивать умение у детей организовывать собственную деятельность....

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием приемов социо-игровой технологии «Веселые игры»

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни и реализовать себя как личность, необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность разви...

«Игры и приемы социо-игровой технологии»

laquo;Игры и приемы социо-игровой технологии»Цель применения социо-игровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере  взаимопоним...