Выступление на методическом объединении
материал

Сафонова Ирина Александровна

Выступление на МО   по теме: " Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.podderzhka_roditeley.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

Школа № ___

                

                                                     Тема выступления на МО:

«Педагогическая поддержка родителей детей

с речевыми нарушениями»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Сафонова И.А.

                                                                 Москва 2020г

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский

Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.

 Речь - один из наиболее мощных факторов детского развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую речь играет в жизни человека . Как известно, речевая функция в своем становлении проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов элементы речевой системы формируются по определенным закономерностям. Однако, если эти закономерности нарушаются, то речевая система ребенка формируется непоследовательно и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведет к речевой патологии, исправить которую может только логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – это тот институт, который закладывает основы личностных и характерологических качеств ребенка. В семье ребенок приобретает свой первый опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру и к близким людям. На этой почве появляются любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Все это необходимо учитывать, планируя совместную работу с семьей.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). От того, какой будет эта работа, зависят эффективность деятельности самого ДОУ, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющие искать новые формы этой работы .

Эффективность коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях коррекционных педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в учете этого значимого фактора в своей коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает логопедов возможности быть достаточно информированными о том, каков характер речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания гласит, что одна из основных задач ДОУ – это взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Практический опыт работы в ДОУ позволяет сделать вывод о том, что родителям необходима постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество учителя-логопеда и семьи становится все более востребованным; коррекционные педагоги ищут новые точки взаимодействия с родителями, чьи дети имеют речевую патологию. Повышение специальной педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного коррекционно-развивающего процесса в отношении ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Степень вовлеченности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями, в коррекционно-образовательный процесс

Изучая проблему организации работы учителя-логопеда с семьей в течение многих лет, целесообразно говорить о том, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из наиболее сложных сторон деятельности логопеда. Нередко коррекционные педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями своих учеников из-за отсутствия интереса последних к педагогическому процессу.

В середине ХХ века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести коррекционно-педагогическое просвещение родителей. Осуществлялось оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников . Наглядная пропаганда оформлялась логопедами и коррекционными педагогами в виде стендов, тематических выставок и т. п. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу .

Многолетний анализ традиционных форм работы учителя-логопеда с семьей в детском саду показал, что:

- в большинстве случаев работа с родителями ведется специалистами не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;

- родители в силу своей незаинтересованности не могут влиять на коррекционно-педагогический процесс; они привлекаются только к осуществлению организационных моментов.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы логопедической работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие коррекционных педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение логопедагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них логопедических умений и навыков.

Так как одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление речевых нарушений, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика и подготовка детей-логопатов к школьному обучению, то успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей .

Любой коррекционный процесс начинается с диагностики, то есть с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы учителя-логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач родителями этих детей.

Как показывает многолетний профессиональный опыт, многие родители не компетентны в вопросах психического и речевого развития своих детей. Наблюдение за стилем общения родителей с детьми показало, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как:

- речевые нарушения и причины их возникновения;

- плохая память ребенка;

- когда начинать обучать ребенка чтению;

- как научить запоминанию стихов;

- как и что читать ребенку с нарушением речи.

Для того чтобы партнерство учителя-логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы и степень вовлеченности родителей в коррекционно-образовательный процесс. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка или, наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

При этом организация работы логопеда ведется по следующим направлениям :

Коррекционно-педагогическое просвещение:

- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;

- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение: 

- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;

- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с коррекционным педагогом. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к учителю-логопеду основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение и т. п.).

Чтобы вовлечь родителей в осуществление коррекционной логопедагогической программы, необходима организация взаимодействия педагога с родителями по следующей схеме :

• 1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».

• 2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности.

• 3-й этап – «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

• 4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Изучение семьи и анализ практического материала, которым могли бы пользоваться родители в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному и образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка и т. д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству со специальными педагогами.

Необходимость информирования родителей об основах медицинской коррекции недоразвития речи

Контингент дошкольников с общим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности . Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Однако применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации. Поэтому логопед здесь действует совместно с невропатологом/психиатром. Назначенные врачом одни лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, другие препараты непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в ЦНС. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность .

Все это очень тактично, доходчиво и серьезно нужно изложить в индивидуальной беседе с родителями ребенка. Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда. Поэтому консультация у невропатолога/психиатра необходима. Беседа с родителями каждого ребенка должна быть индивидуальной. В индивидуальной беседе с родителями нужно стремиться не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, и медицинская коррекция. Лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей, для того чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми и у родителей не возникало чувства вины перед ребенком и собственной беспомощности. Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медикопедагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего недоразвития речи несомненно способствует повышению эффективности логопедической работы.

Формы работы с родителями

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – слабые общие педагогические знания, отстраненность, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарной психолого-педагогической культуры и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребенка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального ДОУ и родителей.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу просветительской работы с родителями. Важной оказывается индивидуальная и наглядная формы работы .

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей . Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребенка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Весьма эффективно проводить анкетирование родителей в начале учебного года. С помощью анкет мы узнаем сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

Потребности родителей в знаниях особенностей семейного воспитания можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребенка ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объем материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать ее, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям, далеким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, должны приходить на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приемам работы с ребенком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий . Она служит неким «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнения относительно качества выполнения заданий ребенком. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребенка по отношению к процессу коррекционного обучения.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, логопед активизирует родителей в вопросах коррекции речи ребенка.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (индивидуальная, наглядная и т. д.) необходимо сделать акцент на обучении родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе учителя-логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приемам работы

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно . При этом понятие «взаимодействия с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками коррекционного процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым и опосредованным.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Заключение. При реализации взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями мы можем получить весьма положительные результаты. Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как овладеют необходимыми коррекционно-педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим собственным ребенком.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками              

   речи. М., 2009.

2. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с общим недоразвитием речи. М.,  

1978.

3. Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников //

Дефектология. 1997. № 5.

4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

5. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. №

11, с.47-49.

           6. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов

Данная презентация прилагается к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов....

Мое выступление на методическом объединении

Презентация на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"...