«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в старшей группе»
методическая разработка (старшая группа)

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в старшей группе»

1 слайд Тема

2 слайд Актуальность

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ

3 слайд цель моей работы:

ЦЕЛЬ: выявление  педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач: 

 Задачи:

1. Оздоровительная

- Охрана и укрепление физического здоровья детей;

- Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям;

- Формирование представления о необходимости сохранения своего здоровья.

2. Образовательная

- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- Расширение знаний о правильном питании и его значимости для здоровья, строении тела человека;

- Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

3. Воспитательная

- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

- Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой

4 СЛАЙД Условия при формирования ЗОЖ:

  • Организация и насыщение видов деятельности информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой основе положительного отношения к данному процессу
  • Расширение предметно-пространственной среды в целях освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни
  • Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, которое основано на единстве воспитательного взаимодействия

     Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы приучаем прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.

5 СЛАЙД слайд Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашей группе реализуется через все виды деятельности детей: занятия, игры, беседы, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Также  внимание  уделяется технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья.

   Знакомила детей, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала, рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним.

     Решая задачи по формированию ЗОЖ в ходе работы старалась заботиться и о здоровье самих детей, применяя здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика; Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом и ртом.

Проводились с детьми беседы:

1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье. Проводили беседу о том как ухаживать за зубами и какие последствия могут быть при неправильном уходе ФОТО

2) «Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, учу бережно с нею обращаться, закрепляла правила ухода за кожей.

3) «Для чего нужна зарядка» - где приобщала детей к регулярным занятиям физкультурой. ФОТО

В работе, с детьми продолжаю формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки,ФОТО Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры и сюжетно – ролевые игры «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, также знакомила с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой.

   Также внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. ФОТО Обращала внимание детей, что важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.ФОТО

Проводя работу по формированию здорового образа жизни, старалась объяснить, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. В работе по знакомству детей с основами безопасности жизнедеятельност  использовали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста (авт. Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева, методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников» (авт. К. Белая, В. Зимонина, Л. Куцакова). Занятия по безопасности жизни проводились по следующим темам :

«Опасные люди, и кто защищает нас от них»;

«Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»;

«Где должны играть дети».

Учила соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. ФОТО

 Читали сказки, в книжном уголке раскладывали книги, иллюстрации, созвучными с темами занятий, выставляли муляжи фруктов и овощей. После проведения занятий дети долго рассуждали, например, почему у человека болят зубы, и какие микробы и бактерии начинают жить в зубах, если за ними не ухаживать.

Все игры, задания позволяют формировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой.  В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовались:

    физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; физическая культура, гимнастика после сна; а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе.

Систематически провожу игры «Назови части суток», «Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью».

Во время приема пищи, чтобы дети хорошо ели, постоянно объясняю что есть нужно, прежде всего, для того, чтобы бегать, расти, ходить, играть, жить. Выясняли какие продукты полезные, т.к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Проводили игры «Сервировка стола», «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?». Играя с детьми в игру «Кто что любит» объясняю, что животные едят то, что полезно. Кто – то кушает растения, кто – то питается мясом. Люди тоже должны есть только полезную пищу. Через игры, беседы дано знания о полезной пищи. ФОТО

Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводила работу с родителями: беседы групповые и индивидуальные. Совместно с родителями детки дома изготовили книжки «Папа мама я спортивная семья» ФОТО Выставлялись для родителей ИНФОРМАЦИЯ – передвижки: «Полезные советы доктора» «Пословицы и поговорки о здоровье» «Зимние виды спорта».

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого  настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму. Думаю, задачи, предусмотренные программой были выполнены, т.к. посещаемость детей в группе хорошая. Проводимая работа эффективна, показывает, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о здоровом образе жизни.

  В перспективе планируется  закрепить и углубить знания детей о здоровье, дополнять и обогащать физкультурный уголок.

Полученные знания будут способствовать развитию навыков и умений, которые позволяет детям успешно взаимодействовать с окружающей средой.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педа...

Буклет: консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Ваш здоровый малыш!»

Визуальные закладки для родителей «Ваш здоровый малыш!», методическая разработка консультации поможет родителям в воспитании у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Консультац...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»

Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии "Путешествие в страну Здоровье"

Актуальность проекта   Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позв...