Игра в шашки - как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Семехина Олеся Александровна

 

Дошкольный период  – это важный и значимый отрезок в жизни каждого ребенка, в течение которого  приобретается значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, ребенок овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым были выявлены следующие тенденции в развитии знаний у детей:

1.В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

2. Одновременно возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

 

В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

Игра в шашки – мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Она отлично развивает у детей умение принимать правильное решение и выход из любой ситуации, логику и мышление, а также тренирует сообразительность, смекалку, настойчивость и трудолюбие. Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.

Перед началом обучения игре в шашки мы определили цель и задачи.

Цель: развитие интеллектуальных возможностей каждого ребенка посредством формирования интереса к шашечной игре.

Задачи:
Образовательные:

- ознакомление детей и родителей с историей шашечной игры

- знакомство с видами шашек

- ознакомление с правилами игры

- обучение основам шашечной игры

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание

- умения производить расчеты на несколько ходов вперед

- развитие социальных навыков детей, умение работать парами.

- заинтересовать родителей и привлечь их к проведению совместного досуга с ребенком за настольной игрой «Шашки»

 

Воспитательные:

- воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность

- активное использование в совместной деятельности настольных игр и игр на логическое мышление.

 

Много эмоций вызывает шашечная  игра: восторг от победы и грусть от поражения, сочувствие у болельщиков за проигрыш и гордость за победу. Никто не  остаётся равнодушным. Играя в шашки, наши ребята не только развивают свой интеллект, но и учатся дружить, уступать друг другу, договариваться, радоваться и переживать за друзей, а также самостоятельно, не применяя силу, и не прибегая к помощи взрослых, решать спорные моменты.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей  детей дошкольного«Без игры нет,   не может быть полноценного ...