Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебница вода».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

 Расширить знания детей о воде и ее свойствах.  Развитие творческой познавательно-исследовательской  активности детей в процессе экспериментирования.

1.Доказать опытным путем, что лучи света преломляются, проходя через водную среду, и происходит искажение размеров предмета в воде.

2.Познакомить детей с понятием «плотность воды».

3. Расширить представление детей о том, что вода может менять цвет.

4. учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности и формировать навыки проведения лабораторных опытов.

5.Воспитывать бережное отношение к воде;

6. Воспитывать умение слушать других, взаимодействовать в команде, договариваться между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №7 «Журавушка»

Воспитатель

Семёнова Альмира Галиулловна

Открытое занятие по экспериментированию  в подготовительной группе «Волшебница вода».

Цель: Расширить знания детей о воде и ее свойствах.  Развитие творческой познавательно-исследовательской  активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

1.Доказать опытным путем, что лучи света преломляются, проходя через водную среду, и происходит искажение размеров предмета в воде.

2.Познакомить детей с понятием «плотность воды».

3. Расширить представление детей о том, что вода может менять цвет.

4. учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности и формировать навыки проведения лабораторных опытов.

5.Воспитывать бережное отношение к воде;

6. Воспитывать умение слушать других, взаимодействовать в команде, договариваться между собой.

Оборудование: Стакан с водой, 2 мячика, карточка со стрелками, палочка, спичка, гвоздь, картон, салфетка,   масло растительное, краска,  шипучие таблетки, два яйца, соль, кисточка, мыльный раствор, альбомный лист, соломинка, глобус.

Предварительная работа.

Беседы о воде, её роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

Наблюдение за водой во время прогулок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли  гости. Давайте  поздороваемся с ними. А теперь повернитесь ко мне лицом. Сегодня у нас будет необычное занятие.  Мы с вами оправимся в лабораторию, где будем проводить опыты.  А кто знает, что такое лаборатория (ответы детей).

Лаборатория - это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

Сегодня я буду вашим  ученым, а вы моими лаборантами.  А вот с чем, мы будем проводить опыты, вы сейчас узнаете…. Отгадайте загадку:

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу (вода).

- Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети:

- Синего, голубого.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Дети: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.

Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Дети:

- Животным, растениям, человеку.

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. Как вы думаете, для чего человеку нужна вода?

Дети: Готовить, стирать, поливать растения, пить, умываться.

Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно. Вода необходима всему живому на земле.

А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода.

Жидкое состояние.

Вода – жидкость.

Это-дождь, капелька, роса, ручеек.

Газообразное состояние.

Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода. Вывод: вода бывает в газообразном состоянии.

Твердое состояние

Мы уже знаем, что вода это жидкость. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.

Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.

Ребята, без воды на земле, не выживет ни одно живое существо. Мы с вами тоже, больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, поэтому ее нужно беречь. А как можно это сделать? (ответы детей).

 Вы уже много знаете о воде. Сегодня мы свами познакомимся с ее некоторыми состояниями и свойствами.   Но прежде, чем мы приступим, я расскажу вам правила безопасности в лаборатории:

1. Четко выполнять мои указания.

2.Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

3.Не кричать и не чего не  трогать без разрешения.

4.Соблюдать порядок на рабочем месте.

5.Брать только те предметы, которые я называю.

6.Слушать внимательно, запоминать и  по наблюдениям суметь сделать вывод.

Прошу   вас коллеги, пройти  в лабораторию и занять свои рабочие места.

И так приступим, опыт №1.

ПРЕЛОМЛЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ

 Вода имеет свойство визуально преломлять предметы и увеличивать их размер.

 Как вы думаете, что такое преломление?  (ответы детей).

Преломление  - это изменение направления  света при прохождении через две среды, например воздух и воду. Лучи солнечного света, падая в воду,  отражаются, и  отклоняется от своего пути,  меняя свое направление. Вследствие преломления наблюдаются кажущиеся изменения формы предметов, их расположения и  размеры.

Опыт 1.Увеличение предметов

Возьмите, пожалуйста, два одинаковых мячика. Один мячик опустите в стакан с водой, а другой   положите  рядом со стаканом. Что произошло? (ответы детей). А теперь давайте сравним их размеры. В  стакане мячик кажется больше. А теперь достаньте мячик  снова сравните – одинаковые.

Опыт 2 . Палочка сломалась?

В стакан с водой опустите палочку  и посмотрите, что с ней случилось. Она сломалась? Нет, это и есть "преломление".  Опять действует преломление светового луча, который проходит через две среды. Кажется, что вода преломила палочку, и эти две части перестали совпадать.  Но если мы ее снова достанем из воды и рассмотрим, то увидим, что палочка осталась абсолютно  целой.  

Опыт №3 Стрелки в стакане.

Возьмите на столе картинку со стрелками. В какую сторону они указывают (ответы детей).  Поставьте картинку  за стакан с водой. Что произошло?  Они поменяли свое направление. Свет, прежде чем попасть на стрелки, пролетел воздух через переднюю стеклянную часть стакана, через воду, через заднее стекло, а после обратно через воздух. При пересечении каждой преграды он преломляется, и в итоге, переворачивается.

Вывод: Предметы, попадая в водную среду, преломляются,  и наблюдается кажущееся изменение их формы, размера и  расположения.

Мы с вами славно потрудились, а теперь нам нужно немного размяться.

 Физкультминутка «Ученые».

Мы, ученые, устали

И со стульев дружно встали,

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

На места все тихо сели

И работать захотели.

Одно свойство воды мы с вами изучили, давайте вспомним, как оно называется. Правильно – преломление. Перейдем ко второму свойству воды.

Опыт № 2

Вода имеет плотность

Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).

Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Соответственно, если у вещества большая плотность, то оно тяжелее и прочнее, чем вещество, у которого маленькая плотность. Например, картон и салфетка. Давайте сначала разорвем салфетку, а потом картон. Что труднее было рвать? Почему? (ответы детей). Следовательно, у салфетки частицы находятся (далеко друг от друга и она имеет маленькую плотность), а у картона частицы находятся (близко друг к другу, поэтому картон имеет большую плотность). Картон прочнее салфетки. Так же и с водой. Вода тоже имеет разную плотность.  Давайте с вами в этом разберемся.

Возьмите стакан с водой и бросьте в него гвоздь. Что произошло с гвоздем? (Он утонул). Почему? (Потому что гвоздь тяжелее воды, он имеет большую плотность, чем вода).

Теперь киньте в стакан спичку. Что произошло со спичкой? (Она осталась на поверхности). Почему?  ( Потому, что она легче воды, у спички меньше  плотность, чем у воды).

Аккуратно ложкой  достаньте  спичку и гвоздь из стакана и положите в тарелку.    А теперь подойдите к моему столу.

    Для следующего эксперимента нам понадобится два яйца и два стакана с водой. В одном стакане простая вода, в другой  я  добавлю соль. Что произошло с яйцом в стакане с пресной водой? (Оно утонуло). Почему? (Потому что оно тяжелое, имеет большую плотность).  Теперь насыплю во второй стакан с водой 2 ложки соли, размешаю. Положу в него второе яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно плавает). Как вы думаете, почему так произошло? (ответы детей). Потому что к частицам воды прибавились частицы соли, и она стала более плотной, по сравнению  с пресной водой. Поэтому яйцо не тонет.

Теперь рассмотрим еще один опыт «Лава – лампа».

Для этого эксперимента, нам понадобится растительное масло, окрашенная вода  и шипучие таблетки. Сначала в бутылку  нальем 2/3 окрашенной воды. А оставшуюся часть, заполним маслом. Добавим шипучие таблетки и наблюдаем красивый эффект лавы.  Что происходит?  Пузырьки от шипучих таблеток, заставляют подниматься окрашенную воду вверх.  Действие таблеток, закончилось. Масло окрасилось? Нет. Почему? Жидкости разделяются слоями, так как имеют разную плотность. Масло менее плотное, также осталось сверху, а жидкость имеет большую плотность, поэтому опустилась на дно.

Сделаем вывод:  вещества и предметы, которые имеют маленькую плотность, остаются на поверхности воды. Вещества и предметы с большой плотностью – уходят на дно, тонут.

Опыт № 3

Вода меняет цвет

Ребята, посмотрите, у меня в руках бутылка с водой.  Какая в ней вода? Прозрачная.  А теперь я произнесу  волшебное заклинание и потрясу  бутылку, что произошло? Вода окрасилась. Догадались, как это произошло (ответы детей). Совершенно верно. Значит, вода умеет менять цвет. Причем она принимает тот цвет,  который мы в нее добавили.

Но не всегда получается тот цвет, который мы желаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде,  реагируют особым образом.  Посмотрите у меня стакан с прозрачной водой.  Сейчас я добавлю в воду  кристаллы марганцовки. Какого цвета стала вода. Малинового. А что будет, если я  добавлю  в этот раствор прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет). Добавляю в раствор немного перекиси водорода, и уксуса. Жидкость снова становится прозрачной.

Еще один эксперимент с водой.

Возьму  стакан с прозрачной водой. Добавлю в него ложку крахмала. Какой стала жидкость.  Правильно белой. Как вы думаете, если я добавлю в нее жидкость коричневого цвета, что произойдет?  Вода станет свело- коричневой. Добавляю йод, (размешанный с водой)  и  жидкость приобретет синий цвет.

Вывод: вода меняет цвет, причем, не всегда мы можем получить тот цвет, который желаем увидеть.

А теперь  снова пройдите на свои места. Так как вода у нас волшебница,  то мы с вами сегодня тоже побудем  волшебниками.  У вас на столах   уже стоят стаканы с окрашенной водой.  Давайте добавим в них мыльный раствор и аккуратно перемешаем. А теперь возьмите  соломинку, опустите в стакан с мыльной, окрашенной водой и аккуратно подуйте. Что вы видите?  Цветную пену. Сейчас с помощью этой цветной пены, я научу вас рисовать самые простые цветочки.

Показ приема изображения мыльными пузырями.

  1. Раздувание мыльных пузырей.
  2. Прикладывание альбомного листа к пене воздушных пузырей.
  3. Самостоятельная работа детей.

И чтобы ваша работа была законченной, вам нужно дорисовать стебли и листья. Молодцы!

Ребята, рабочий день закончился, лаборатория закрывается. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

1.Чем мы свами сегодня занимались? (ходили в лабораторию  и проводили опыты с водой).

2.Что мы с вами изучали?  (Мы изучали, какими свойствами обладает вода).

3. Что вам больше всего понравилось?

Ребята, нам нужно проститься с нашими гостями.

Дети: До свидания!

.

 

Список литературы:

1.Источник:https://razvivashka.online/poznavatelnoe/opyty-s-vodoy-dlya-doshkolnikov#i

2.https://multiurok.ru/files/volshebnitsa-voda-6.html

3.https://nukadeti.ru/zagadki/pro-vodu

4.https://www.tavika.ru/2013/09/prelomlenie.html?m=1

5.https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-po-yeksperimentirovaniyu-v-starshei-grupe-tema-volshebnica-voda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – экспериментирование в средней группе «Волшебница Вода»

Цель: Познакомить со свойством воды.Задачи: Создать целостное представление о воде, как природном явлении;Познакомить со свойством воды;Дать понятие значимости воды в жизни человека, в природе;Р...

Открытое занятие в подготовительной группе "Волшебница-вода"

Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами воды, ее возможностями Задачи:1.      Уточнить представления детей о  свойствах воды: вода – это жидкость, не...

Открытое занятие — экспериментирование в средней группе «Волшебница — Вода»

Моё открытое занятие! Эксперементы с водой. Проводилось с детьми средней группы 4-5 лет. С подгруппой 6 человек!...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода». Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской акти...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Волшебница вода»

1. Образовательные:- ознакомление детей со свойствами воды:- отсутствие собственной формы;- текучесть;- пар тоже вода;- вода может растворять предметы.- объяснить детям, почему вода иногда нуждается в...

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение её для всего живого;Задачи:Образовательные:Создать целостное пре...

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение её для всего живого....