Мастер-класс «Инновационные формы-как фактор развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ»
методическая разработка

Мастер-класс

«Инновационные формы-как фактор развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 65d38fb3c1192.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»

Мастер-класс

«Инновационные формы-как фактор развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Подготовила: старший воспитатель Уразбахт О.В

Вихоревка 2023

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством формирования их мотивации к самообразованию.

Задачи:

- расширить практические знания старших воспитателей, заместителей заведующих по ВМР по организации работы с кадрами;

- совершенствовать способности педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.

1.     Приветствие

Уважаемые коллеги, добрый день. С удовольствием приглашаю вас принять участие в мастер-классе «Инновационные формы – как фактор развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ».

Всем желающим я предлагаю пройти по ссылке на яндекс платформу и ответить на один вопрос -ожидаемый результат от данного мероприятия, по итогу мероприятия мы проведём сравнительный анализ ожидаемого и фактического результатов.

    Вступительное слово.

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Педагог является частью образовательной среды, окружающей ребёнка. Сотрудничество педагога и ребёнка во многом зависит от профессиональной компетентности педагога.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой инициативы.

Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых актуальных.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям на сегодняшний день уступают новым, активным формам работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность, предполагающую свободный обмен мнениями в режиме беседы, диалога. Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения.

Каждый педагог имеет возможность в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать мнение коллег. Это дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

В настоящее время существует множество инновационных форм работы, способствующих развитию профессиональной компетенции педагогов ДОУ, это -  тренинг, деловая игра, коучинг – сессия, педагогическая гостиная, выставки-ярмарки педагогических идей, метод «Кейсов», КВН, Банк идей, Кружки качества, Круглый стол, Мастер – класс, Педагогический ринг, Творческий час, Метод «Модерации», Педагогические ситуации, Педагогическая мастерская, Метод «Мозговой штурм», Методический театр, Семинар-практикум, Квик – настройка и другие.

Основной направленностью инновационных интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

3.       Проведение swot-анализа (презентация на экране)

Сегодня мне бы хотелось представить вашему вниманию интересный на мой взгляд интерактивный метод SWOT – анализа.

Говорить о достижениях всегда приятно, но результаты работы, как правило, выявляют и другие стороны педагогического взаимодействия. 

SWOT – анализ представляет собой процедуру сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми сторонами обсуждаемой педагогической темы.

SWOT – анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, или как отдельный интерактивный метод. Данный метод удобно использовать для стратегического планирования.

Сейчас предлагаю всем присутствующим попробовать сделать самостоятельно swot - анализ, прописать сильные стороны, слабые стороны, возможности, и угрозы (риски) по теме нашего ММО, затем выберем совпадающие значения, которые и будут являться наиболее значимыми. (По итогам работы выбираются совпадения и обобщаются результаты).

Сильные стороны:

-    обогащение педагогической копилки педагогов через посещение открытых мероприятий, семинаров-практикумов, мастер-классов и др.;

-     развитие межличностных отношений через совместные мероприятия;

-     повышение качества образования.

Слабые стороны:

- отсутствие научно-методической поддержки;

- нет заинтересованности (мотивации) со стороны педагогов в проводимых мероприятиях.

Возможности:

- поиск педагогических идей по обновлению содержания образования; увеличение количества инновационно - активных технологий и авторских разработок;

- формирование профессиональной компетенции педагогов, необходимой для создания условий развития и обучения детей в соответствии с требованиями ФГОС.

Угрозы (риски):

- сопротивление некоторых педагогов нововведениям;

- увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов.

4.     Деловая игра «Педагогический пробег»

Обобщив полученные результаты, выявив наиболее значимые слабые стороны и риски, из разнообразия форм и методов работы с педагогами, мы выбираем наиболее эффективные! Это - практические методы и игровые приёмы, направленные на раскрытие внутреннего потенциала и профессиональных возможностей педагогов.

Например, приглашаем педагогов на пробежку, но не на простую, а педагогическую. Игра «Педагогический пробег» эффективна в раскрытии педагогического потенциала в любом направлении профессиональной деятельности (раскрытии творческих способностей, эрудированности, в закреплении необходимого материала, скрытых возможностей и т.д.).

Чтобы прочувствовать результативность этой игры, предлагаю вам поиграть в нее.

Прежде хочу познакомить вас с правилами игры:

Все мы с вами находимся на старте, перед нами кубик и конверты с вопросами, на финише определится победитель, - игрок, который ответит правильно на большее количество вопросов за отведённое время. Отведенное время может быть любым. У нас будет 5 - 10 минут.

Если на кубике синий квадрат, вы отвечаете на вопрос по теме «Основы ИКТ технологии» и передаете ход следующему игроку, если на обороте зеленый треугольник – вы отвечаете на вопрос по теме «Методическая работа», тема розового круга – «ФГОС ДО»голубой овал – «Взаимодействие между ДОУ и школой»звезда – дополнительная фишка, и конверт с вопросом на Ваш выбор, красный прямоугольник – переход хода.

Если все понятно, тогда начинаем.

Основы ИКТ технологии

  • Работа в каких текстовых редакторах подразумевает набор текста, редактирование и форматирование?  (MS Word, Microsoft Publisher).
  • В какой программе создаются презентации? (Microsoft Power Point).
  • В какой программе производится работа с электронными таблицами, в т.ч. внесение данных в электронные таблицы? (MS Excel).
  • Какие образовательные сайты Вы часто используете в работе? На каких сайтах публикуетесь, участвуете в конкурсах?
  • Поисковая система – это …? (сайт, позволяющий осуществить поиск информации на основе ключевых слов, определяющих область интереса пользователя).
  • Оцените степень необходимости сайта педагога?
  • Как часто вы используете средства ИКТ по результатам освоения воспитанниками ООП?
  • Удобна ли Вам технология WEB? (скайп, вебинары…)
  • Какие социальные сети вы используете для общения с коллегами, родителями?

Методическая работа

  • Что такое методическая работа? (целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов).
  • Какие формы коллективной методической работы Вы чаще всего используете? (педагогический совет, методический совет, работа над единой методической темой).
  • С введением ФГОС ДО мониторинг качества дошкольного образования проводится с какой целью…? (для оптимизации работы с группой или индивидуального сопровождения воспитанника).
  • Назовите ведущий вид деятельности в ДОУ и в ОО? (игровая, учебная). 
  • По вашему мнению, посредством чего выявляются лидерские качества педагога?
  • Что такое инновация? (целенаправленное нововведение).
  • Какие инновационные технологии вы знаете?
  • Что такое доступность образования? (равноправное получение образования).
  • Что такое профессиональный стандарт педагога? (документ с требованиями к профессии педагог).
  • Методы воспитания – это …? (способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-273) от 29.12.2012 определяет воспитание как …? (деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося).

ФГОС ДО        

  • Как расшифровать аббревиатуру ФГОС ДО или ОО?
  • Что такое культурные практики? (действия, направленные на саморазвитие).
  • Как вы понимаете, что такое интегрированная деятельность? (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга).
  • С введением ФГОС какая форма работы с детьми в ДОУ преобладает: партнерская или традиционная? (партнерская).
  • Что такое инклюзивное образование? (включение детей с ОВЗ или инвалидностью в массовую группу или класс).
  • Как вы понимаете словосочетание «Образовательная среда ДУ»? (комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении).
  • Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать …? (возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения).
  • Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть …? (содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).
  • Целевые ориентиры дошкольного образования определяются в ФГОС как …? (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования).

Взаимодействие между ДОУ и школой

Выберите виды готовности к обучению в школе:

a. практическая

b. интеллектуальная

c. мотивационная

Выберите компоненты мотивационной готовности к школе:

a. умение сотрудничать

b. интерес к школе

c. желание учиться

Укажите тесты, которые входят в диагностику готовности к обучению в школе:

a. графический тест

b. тест Керна-Йирасека

c. методика «Секрет»

Выберите аспекты взаимодействия между детским садом и школой:

a. информационно-просветительский

b. методический

c. коммуникативный

В содержание практического аспекта взаимодействия между детским садом и школой входят формы:

a. взаимопосещения образовательных учреждений со стороны педагогов

b. педсоветы

c. родительские собрания

Компоненты интеллектуальной готовности к школе это:

a. знания о школе

b. желание учиться

c. познавательные психические процессы

Какие ступени обучения объединяет образовательная система?

a. послешкольное

b. дошкольное

c. дополнительное образование

d.самостоятельное

По итогам проведения игры определяются разные уровни компетентностей, которые задают свою рамку. По большей части педагоги уже прошли уровень начинающего и даже уровень опытного начинающего, и являются, таким образом, практикующими.  По итогам проведенной игры в ДОУ или ОО может быть создано объединение педагогов для развития той или иной компетенции (т.е. то направление, в котором было меньше всего правильных ответов). 

5.     Рефлексия

Сравнение написанных посланий с реальными мыслями после участия в мастер-классе.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов

Модернизация системы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является услови...

Консультация «Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов»

В данной консультации подробно  описаны инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.Раскрыты особенности работы каждого метода....

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

        На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах,...

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов. «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому,...

Методическое объединение ДОУ, как фактор развития профессиональной компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении

ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к дошкольному образованию, в том числе и к профессионализму воспитателей, работающими с детьми дошкольного возраста. Поэтому система повышен...