Программа по самообразованию «Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет в условиях ДОУ».
материал (старшая группа)

Халилова Надежда Павловна

Цель: Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_23-24.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14

607042, Нижегородская область, город Выкса,

с. Верхняя Верея , улица Школьная, здание 44.

Тел. 8 (83177) 77-4-2477-4-25 Е-mail: detskiysadv14@mail.ru

Программа по самообразованию

«Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет в условиях ДОУ».

                                                    Воспитатель Халилова Н.П.

2023-2024 уч. г. г.

Цель: Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Актуальность

Очень часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука... Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние. Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука первоклассника? Можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо первоклассника  это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом.

          Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика- сложное слово, состоит из двух частей: графо... (от греческого grafo  пишу)  часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию»; моторика  в данном случае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков  это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

         Развитие детской руки, мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений  является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей «взрослой» жизни.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

Для развития графического навыка следует использовать:

  • рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
  • рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
  • выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Специальные упражнения на развитие графических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

  • Прямые дорожки: Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
  • Фигурные дорожки: Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
  • Рисование по точкам: Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
  • Рисование по контурам: Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
  • Рисование по клеточкам: На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
  • Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:

  • вертикальные (сверху вниз)
  • горизонтальные (слева направо)
  • наклонные
  • «клубочками» (круговые движения руки)
  • полукругами.

Основные направления работы по формированию графических навыков у детей:

Графические дорожки:

  • Обводка
  • Соедини по точкам
  • Закрашивание
  • Трафарет

     Рисуночный диктант, слуховой диктант:

Формирование ориентации на листе бумаги. Формирование понятий: слева, справа, под, над.

Графический диктант: Рисование по клеткам

Изучив педагогическую литературу можно придти к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста» целью, которой является: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму. 

Задача:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2. Совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития графоторных качеств у детей дошкольного возраста.

3. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.

В соответствии с поставленными задачами определены направления работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно- тематический план, который включает в себя  совместную деятельность с детьми.

Методы и приемы работы с воспитанниками:

Методы

Приемы

Наглядный

  • Предметная наглядность;
  • Предметные и сюжетные картинки;
  • Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Продолжи рисунок»);
  • Группировка предметов  по  форме. Д.и. «Найди  круглое», «Из  чего построен  дом?»;
  • Определение направлений  на плоскости. «Найди и обведи животных», «Полёт осы».

Словесный

  • Вопрос как стимул к речевой активности;
  • Рассказ о проделанной работе;
  • Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком);
  • Соотнесение и  называние геометрических  фигур;
  • Выполнение действий по словесной инструкции;
  • Запоминание и выполнение инструкций;
  • Выполнение действий по символьной инструкции

Практический

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание в соответствии с шифром);
  • Угадывание предметов на ощупь;
  • Конструирование   из  геометрических  фигур;
  • Определение направлений в пространстве:
  • Штриховки, «обводилки»;
  • Выкладывание из палочек, веревочек, мозаики;
  • Графические диктанты;
  • Выкладывание  право-лево  ориентированных  фигур из палочек по  рисунку.
  • «Обведи рисунок по пунктирным линиям»

Игровой

  •  Подвижные игры с речевым сопровождением.

Исследовательский

  • Найти предмет среди ряда других предметов (после длительного и кратковременного предъявления);
  • Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.);
  • Нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений.

Условия реализации программы:

  • Систематическое проведение занятий в групповой форме (2 раза в неделю по 10 мин.)
  • Обеспечение индивидуального подхода.
  • Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  • Сотрудничество педагога с семьей.

План работы с родителями по формированию графомоторных навыков у детей

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

1.

Изготовление памяток «Что такое графо моторный навык и зачем его формировать»»

сентябрь

2.

Консультация «Развитие мелкой моторики в быту»

октябрь

3.

Консультация для родителей на тему:  «Первые шаги к овладению письмом»

ноябрь

4.

Папка-передвижка  «Подготовка руки к письму дома»

декабрь

5.

Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»

январь

6.

Консультация «Графические диктанты – что это и для чего»

февраль

7.

Подготовить консультационный материл для родителей. "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"

март

8.

Папка –передвижка «Готовим руку к письму».

апрель

9.

Консультации для родителей «Формирование графических навыков перед школой»

май

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Проведение диагностического обследования

Выявить уровень развития графомоторных навыков детей подготовительной группы на начало года.

 Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в клетку.

Выполнение различных видов
узоров и штриховок

Консультация по теме самообразования.

Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графо -моторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

Изготовление памяток «Что такое графо - моторный навык и зачем его формировать»

Октябрь

1. Пальчиковая гимнастика

2. Выполнение упражнения
«Продолжи строчку».

3. Рисуночный диктант. 

Создать картотеку «Графические диктанты».

Подобрать раздаточный и демонстрационный материал

Консультация «Развитие мелкой моторики в быту»

Ноябрь

1. Пальчиковая гимнастика, физкульт минутки.

2.Слуховой диктант

3. Выполнение упражнений «Дорисуй вторую половину»,
4. «Узоры по клеточкам
»

Подобрать раздаточный и демонстрационный материал

Консультация для родителей на тему:  «Первые шаги к овладению письмом»

Декабрь

1. Работа по шаблону. (обведение и раскрашивание по образцу).

2. Знакомство с графическими
диктантами (три на три клетки)

Консультация для педагогов на тему: «Что такое графо - моторика  и почему так  важно её развивать?»

Изучить литературу по данной теме (

Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.)

Папка-передвижка « «Подготовка руки к письму дома»

Январь

1.Перекатывание карандаша между пальцами

2. Проведение графических диктантов (четыре на четыре клетки)

Составить картотеку по развитию графо- моторных навыков

Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»

Февраль

1. Пальчиковая игра

2. Проведение графических диктантов (шесть на шесть клеток)

Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковые шаги»

Изучить литературу по данной теме

 Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.

Консультация «Графические диктанты – что это и для чего»

Март

  1. Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок»,
  2. Проведение графических диктантов (восемь на восемь клеток)

Создать картотеку пальчиковые шаги

Подготовить консультационный материл для родителей. "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"

Апрель

1. Упражнение «Лабиринт».

2. Проведение графических диктантов (десять на десять клеток)

Продолжать подбор раздаточного и демонстрационного материала для мастерской «Веселый карандаш».

Папка –передвижка «Готовим руку к письму».

Май

1.Закрепление сформированных

навыков

2.Итоговая диагностика

Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования

Диагностика. Выявить уровень развития графо-  моторных навыков у детей на конец учебного года.

Консультации для родителей «Формирование графических навыков перед школой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования у детей старшего дошкольного возраста"

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ре...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год

Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.  Уровень развития мелкой моторики у дошкольника  - один из показател...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Работа по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя средней-старшей разновозрастной группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Отчет по работе по развитию графомоторных навыков у детей 4 -6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Самообразование Развитие графомоторных навыков у детей подготовительной к школе группы 6- 7 лет

Актуальность. Большинство родителей о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой узнают только перед школой. Это приводит к тому, что вместе с усвоением новой информации, ребенку приходится ...

«Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.В специальной литературе отмечается, что процесс овладения графо- моторными навыками очень тяжелый и трудный, а для детей с нарушениями речи вдвойне сложн...

План по самообразованию "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В материале представлен план по самообразованию воспитателя старшей группы детского сада по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...