ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Чильдинова Анна Викторовна

Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.  Уровень развития мелкой моторики у дошкольника  - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к успешному школьному обучению.

     Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическими навыками письма.

     К причинам их возникновения  возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястьев и фалангов пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам.

Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по  сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны:

  • плохое запоминание и различение конфигурации букв;
  • неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;
  • ошибки пространственного характера;
  • нарушение границ рабочего поля, строки.

    

     Обобщив  свой опыт педагогической деятельности по данному направлению, я пришла к выводу о необходимости целенаправленной работы по развитию зрительно-моторной координации у обучающихся, имеющих нарушения зрения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №4»

города Сосновоборска

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

на 2021-2022 учебный год





Составил:

Учитель – дефектолог

 МАДОУ ДСКН №4

г.Сосновоборска:

Чильдинова А.В.

Сосновоборск,  2021г.

Актуальность:

           Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.  Уровень развития мелкой моторики у дошкольника  - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к успешному школьному обучению.

     Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическими навыками письма.

     К причинам их возникновения  возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястьев и фалангов пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам.

Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по  сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны:

  • плохое запоминание и различение конфигурации букв;
  • неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;
  • ошибки пространственного характера;
  • нарушение границ рабочего поля, строки.

     

     Обобщив  свой опыт педагогической деятельности по данному направлению, я пришла к выводу о необходимости целенаправленной работы по развитию зрительно-моторной координации у обучающихся, имеющих нарушения зрения.

Цель  создание эффективных, оптимальных условий для  развития мелкой  моторики пальцев рук, подготовки руки  обучающихся  с ОВЗ к письму.

Задачи:

  • совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
  • повышать умственную работоспособность обучающихся  с ОВЗ, синхронизацию  работы  глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
  • развивать  плавность, точность, скоординированность  движений рук;
  • развивать  внимание, память, логическое  мышление, воображение, пространственные представления,  произвольную сферу.
  • консультировать  участников образовательного процесса  по вопросам подготовки руки к письму обучающихся  с ОВЗ.
  • создать  картотеку  игр и упражнений, как средство развития графомоторных навыков;


Источники самообразования: методическая литература, интернет-ресурсы, вебинары, курсы повышения квалификации.

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога
  • улучшение уровня развития графомоторных навыков обучающихся  с ОВЗ.
  • разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний  участников образовательных отношений по вопросам совершенствования графомоторных навыков обучающихся с ОВЗ.
  • разработка  картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
  • обобщение опыта работы.


Этапы работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.

3. Пополнить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

4. Обновить картотеку штриховок, обводилок и трафаретов для формирования графо – моторных навыков.

5. Апробировать возможности использования подобранных методик.

Сроки

Форма работы

Практические выходы

сентябрь

Проанализировать психолого - педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных  навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

Публикация на мини-сайте статьи «Развитие графомоторных  навыков  у детей дошкольного возраста».

октябрь

Диагностика.

Выявить уровень развития графомоторных навыков обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

 

Справка по результатам диагностики.

ноябрь-декабрь

 Разработка специального пособия  «Рабочая тетрадь по развитию графомотрных навыков у обучаюхихся с ОВЗ», содержащего задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков, штриховок и т.д.

Пособие «Рабочая тетрадь по развитию графомотрных навыков у обучающихся с ОВЗ».

Публикация методического пособия на мини-сайте.

Январь-апрель

Использование методического пособия «Рабочая тетрадь по развитию графомотрных навыков у обучаюхихся с ОВЗ» в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.

Фотоотчет образовательной деятельности.

февраль

Консультация родителей (законных представителей) по вопросу «Развитие графомоторных навыков дошкольников».

Публикация консультации на мини-сайте.

 март

Консультация специалистов ДОУ по вопросу «Развитие графомоторных навыков обучающихся в образовательной деятельности».

Публикация консультации на мини-сайте.

апрель

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Пособие для развития графоторных навыков обучающихся своими руками».

Фотоотчет на мини-сайт

 май

Диагностика.

Выявить уровень развития графомоторных навыков обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на конец учебного года.

Справка по результатам диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Работа по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя средней-старшей разновозрастной группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Отчет по работе по развитию графомоторных навыков у детей 4 -6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИЗагуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20комбинированного вида,zagu1995199...

«Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...