«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Развите графомотроных навыков у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_defektolog.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА







Тема:

 «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»











Подготовила:

Учитель – дефектолог:

Савельева Л.М.




Работа начата 2021 уч.г.   

Предполагается закончить 2023 уч.г.     

Актуальность:

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика

– основа развития психических процессов

Цель  создание эффективных, оптимальных условий для для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника с ОВЗ к письму.

Задачи:

  • повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
  • развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы.
  • совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
  • консультировать педагогов (воспитателей) и родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников с ОВЗ.
  • создание картотеки игр, как средство развития графомоторных навыков;
  • работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.


Источники самообразования: методическая литература, интернет-ресурсы, вебинары, курсы повышения квалификации, методические объединения, мастер-классы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога
  • улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
  • разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
  • разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
  • обобщение опыта работы.


Этапы работы:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
  3. Апробировать возможности использования подобранных методик.


Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.

3. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.

Диагностика.

Выявить уровень развития графомоторных навыков детей группы на начало учебного года;

Научить детей правильно держать карандаш;

Предложить детям выполнить следующие задания:

- Рисование по трафаретам

- Штриховка.

- Работа со счетными палочками.

- Работа с разными крупами.

-Выкладывание последовательностей,(по показу, по образцу) .

Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течение всего года).

- Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

Продолжать работу направленную на развитие мелкой моторики:

- совершенствовать умение детей правильно держать карандаш

- пальчиковая гимнастика, физ.минутки.

- лепка из пластилина

- работа с конструктором Лего.

- рисование по трафаретам.

- штриховка.

- игры с мелкими предметами.

- работа с разными крупами.

Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

- Продолжать отрабатывать умение работать в «строке»

- Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук.

- Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш;

- Различные виды аппликаций.

- Рисование по трафаретам.

-Штриховка По всем лексическим темам, (обводка, штриховка);

- Составление картотеки игр для

развития мелкой моторики рук;

- Изучение интернет-ресурсов по теме.

Продолжать учить детей ориентироваться на листе;

Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

Проводить пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности


Предоставить родителям информацию по данной теме.

1. Закреплять умение правильно держать карандаш.

2. Пальчиковая гимнастика, физ.минутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

4. Пальчиковый театр.

5. Лепка из пластилина

6. Работа с конструктором Лего.

7. Различные виды аппликаций.

8. Рисование по трафаретам.

9. Штриховка по всем лексическим темам

(обводка, штриховка)

10. Дорисовка.

11. Лабиринты.

12. Дидактические игры.

13. Шнуровка.

14. Игры с мелкими предметами.

15. Пазлы, мозаика.

16. Работа в песочнице с песком.

17. Работа с разными крупами.

-Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук.

-Изучение интернет ресурсов по теме.

- Провести консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков у воспитанников».

- Продолжать учить детей ориентироваться в тетради  вкрупную клетку.

Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторных


навыки у детей.


-Продолжать развивать у детей воображение и графический навык.

- Продолжать работу по развитию мелкой моторики

- Работа над развитием графомоторных навыков в рабочих тетрадях со штриховкой, по математике.

 -Работа с трафаретами по всем лексическим темам (обводка, штриховка)

- Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома»

-Продолжать изучать литературу по данной теме.

-Продолжать развивать у детей графический навык.

Знакомство с литературой:

1.Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987. - С.49-53.

2.Алексеева Е.Н. Рука- волшебница. - Псков, 2005.

Предложить детям выполнить упражнение:

-обвести по точкам цветными карандашами, затем

раскрасить рисунок.

- продолжать развивать у детей графомоторные навыки.

- продолжать работу по развитию мелкой моторики.

- совершенствовать навыки развития графомоторных навыков в рабочих тетрадях со штриховкой, по математике.

Диагностика. Выявить

- уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного

года;

- выполнение всех отработанных заданий в течение всего учебного года;

- анализ результатов исследования: «Чему мы

научились».


-. Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года. Рекомендации

работы на летний период