Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по логопедии на тему

Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие общих речевых навыков у детей с ОВЗ

В настоящее время проблема здоровьесбережения в дошкольных образовательных учреждениях очень актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо отставания в развитии моторной, эмоционально-волевой сфер у детей с ОВЗ присутствуют хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой и костно-мышечной систем организма. При логопедическом обследовании таких детей обычно выявляются: недостаточная модуляция голоса по силе и высоте, нарушения тембра, недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры, нарушения темпа и ритма речи, нарушения мелодической организации высказываний, трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации.

 У большинства детей с речевой патологией наблюдаются нарушения дыхательной функции: отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речи.

 Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных направлений речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития.

В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, голоса, темпа, ритма, развитие интонационной выразительности речи, развитие мелкой моторики и координации речи с движением происходит обычно в рамках работы по формированию общих речевых навыков у детей.

Практическое применение игр и упражнений направлено на решение следующих задач:

  1. Формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе.
  2. Формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы.
  3. Формирование физиологических механизмов овладения интонацией.
  4. Развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов.
  5. Развитие физиологического и речевого дыхания.
  6. Развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук.
  7. Воспитание умения работать сообща в коллективе.
  8. Повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками.
  9. Повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения.
  10.  Активизация речевых процессов.

Большинству детей с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется помощь для развития речевого дыхания в виде специальных игровых упражнений:

- пропевание гласных звуков с движениями, которое целесообразно включать в занятия параллельно со знакомством с гласными звуками и буквами;

- зарядка с гласными, которую можно включать в занятия в качестве разминки или физминутки;

- отхлопывание и пропевание гласных с движениями;

- пропевание гласных с различной силой звучания.

Для развития восприятия и понимания взаимосвязи эмоций и основного тона высказываний в играх применяются специальные обозначения – пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, страх, гнев, печаль, удивление. Они помогают детям лучше понять и «прожить» различные состояния, происходит расширение кругозора понимаемых эмоций.

 Для активизации мимики и развития способности понимать и дифференцировать эмоции можно придумывать различные игры-превращения «Пластические этюды».

Упражнения для развития голоса также носят игровой характер, связаны с мимикой лица, с различного рода движениями, инсценировками. Это способствует вызыванию у детей наиболее естественного, звучного голоса. Дети во время игр учатся изменять силу (громко – тихо) и диапазон (повышение  и понижение высоты) голоса. В таких упражнениях и играх происходит развитие речевого ритма. Все игры подобраны в соответствии с изучаемыми темами. Примерный перечень игр:

- звукоподражания по картинкам (гусь, кошка, курица, барабан, самолёт, поезд);

- баюканье куклы;

- «Великан и гномик» (имитация смеха великана и гномика);

- «Дождик» (имитация капания дождя);

- «Эхо»;

- счёт овощей: чем больше помидор, тем громче должен быть голос;

- «Капризное эхо» (взрослый называет предмет одежды или обуви громко, а ребёнок повторяет это слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом тихо);

- «Кто как голос подаёт».

 - На занятиях по подготовке к обучению грамоте используются игры с гласными звуками. При этом все гласные звуки пропеваются с движениями. На каждый гласный звук придуман свой мысленный образ, который воплощается детьми наглядно, этот метод основан на уровне соответствия мыслей образу. Кроме того, для развития силы голоса пропевание гласных отрабатывается с различной силой звучания.

- Аналогично используются игры с движениями на согласные звуки, на слоги, различные тексты.

При формировании темпо – ритмической стороны речи многое зависит от речи самого логопеда, которая должна быть для детей образцом для подражания. На начальном этапе обучения медленный темп служит необходимы условием успешного формирования всех двигательных навыков. Несколько замедленный темп необходим вначале для того, чтобы обеспечить достаточную чёткость артикуляции и тем самым способствовать прочному закреплению в кинестетической памяти отчётливых артикуляционных и слуховых образов. Ранний переход к быстрому темпу речи часто является причиной небрежной, неточной артикуляции, «смазанной» речи. Но чрезмерная задержка на замедленном темпе предрасполагает к монотонному, по слоговому, иногда и по звуковому произнесению слов. Специальные упражнения, направленные на выработку надлежащего темпа речи, сводятся, в основном, к повторному произнесению слов сначала в замедленном, потом в умеренном, затем в быстром темпе. В  любых играх и упражнениях для развития общих речевых навыков происходит формирование темпо – ритмической стороны речи. Используются следующие виды работ для выработки более быстрого темпа речи:

- Сопряжённое с логопедом проговаривание слов.

- Повторение за логопедом (на основе слухо - зрительного и слухового восприятия).

- Чередование медленного и быстрого произнесения слов.

- Разучивание скороговорок и произнесение их в быстром темпе.

    Обязательное условие занятий – эмоционально – положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Во время занятий активно используются несловесные формы поощрения и поддержки – улыбка, мимоходное прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие руки. Кроме того, есть дети, для которых начальный этап – пассивный. Не следует принуждать ребёнка к выполнению упражнений. Обычно скоро он сам привыкает к тому, что делают дети, у него появляется интерес и желание поучаствовать в игре, и он начинает подражать.

Все эти формы работы можно проводить и в общеобразовательных группах для профилактики заболеваемости у детей и укрепления их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются основные направления формирования графических навыков у  детей с ограниченными возможностями здоровьяКлючевые слова: графические умения и навыки, зрительно-моторная координа...

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....

Развитие речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Практические рекомендации по активизации речевой активности у детей с ОВЗ...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год

Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.  Уровень развития мелкой моторики у дошкольника  - один из показател...