Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Логачева Татьяна Геннадиевна

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими статус ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_ds_32_logacheva_igry_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №32 муниципального образования

Тимашевский район

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад по теме:

Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими статус ОВЗ.

Учитель-логопед

Логачева Татьяна Геннадиевна

Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими статус ОВЗ.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Они нуждаются в том, чтобы коррекционная работа по устранению речевых проблем началась как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей.

В нашем детском саду функционируют две группы, в которых занимаются дети с речевыми нарушениями (ОНР), имеющие статус ОВЗ.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность.

                Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Современного ребёнка, с раннего возраста, включённого в аудио-и видео-среду, очень трудно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности. В наше время компьютер очень плотно вошел в нашу жизнь и в педагогический процесс в частности.  Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. Создается множество игр, современные занятия строятся с учетом использования ИКТ. Что же из всего этого можем использовать мы – учителя-логопеды?

      Для меня хорошим подспорьем в работе с детьми с ОВЗ стало использование игр образовательного портала «Мерсибо», который позволил мне внедрить инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения. Игры образовательного портала «Мерсибо» способствуют развитию всех аспектов речи, таких как: фонематический слух, грамматические навыки, лексический запас. Эти игры развивают мышление, внимание, память и способствуют развитию связной речи. Они позволяют решать задачи  наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.

         Одной из проблем в логопедической работе является – мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». В работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход, так как они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях. Использование игр делает занятие более эффективным и интересным. Занятия детей на компьютере имеют большое значение и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук.

      При использовании компьютерных программ на занятиях необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, чтобы не нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. Кроме того, компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени.

         Являясь активным слушателем вебинаров, проводимых создателями портала, и заинтересовавшись играми, представленными на сайте, я приобрела флешку «В помощь логопеду. 3 в 1». В ней представлены 35 игр, собранные в три сборника.  

       Интерактивная Артикуляционная гимнастика, которая входит в один из наборов игр, позволила более эффективно и за короткий срок провести подготовительный этап постановки звуков, что дало общую  положительную динамику. Набор из 27 анимированных картинок с озвученными стихами и поясняющими текстами. Дополнительные настройки к игре позволяют отключать голос диктора, отключить музыку, сопровождающую каждое упражнение, а также выбирать комплекс упражнений на коррекцию определенных звуков. В начале учебного года в старшей группе, когда проходит основное знакомство детей с упражнениями артикуляционной гимнастики, использование компьютера разнообразит монотонные, однообразные повторы, необходимые для разработки органов артикуляции.

     Игры с микрофоном «Кот и сосиски», «Снежинки», «Букет для мамы» эффективны для развития плавной, продолжительной воздушной струи. Дети стараются правильно подуть в микрофон, чтобы на экране увидеть меняющуюся картинку.

      «Игрозвуки», «Тик-так-звуки», «Грибники» можно использовать, как на ранних этапах коррекционной работы для вызывания гласных звуков и звукосочетаний у «неговорящих детей», так и в подготовительной группе на развитие фонематического слуха, так как это у детей с ОНР остаётся актуальным еще очень долгий период. Развитию фонематического слуха посвящены много других игр, которые можно использовать на разных этапах. Это зависит от изучаемого звука, от индивидуальности усвоения материала, от  гендерного аспекта (игры «Две принцессы», «Цветочный базар» - больше нравится девочкам, а «Меткий стрелок», «Паровозики» - мальчикам), от выбранных настроек игры. Настройки, имеющиеся во многих играх, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с возможностями ребенка. Большинство игр содержат такие  настройки. Они позволяют менять условия игры, усложнять или упрощать задание, тем самым делая их использование многофункциональным и разновозрастным (у детей от двух до десяти лет ).

              Неоценимую пользу в развитии грамматического строя речи оказывает целый сборник игр «Речевой экспресс». «Рюкзак туриста» - на закрепление предлогов в речи. «Бежит-лежит» - это игра на формирование глагольного словаря. Игра «На рынке» - образование и правильное употребление родительного падежа.

            Ко многим играм разработаны печатные материалы для закрепления в домашних условиях и во второй половине дня с воспитателем.

           Результаты диагностик, проводимых с начала набора группы 2018-2020 учебного года, а именно сентябрь 2018 года, май 2019 года и декабрь 2019 года показали эффективность использования игр образовательного портала «Мерсибо» на протяжении всего периода коррекционного процесса. Доказательством служит сравнительный анализ в те же периоды предыдущего набора логопедической группы 2016-2018 учебный год, в которой не использовались игры. Обучающие компьютерные программы, способствовали значительно возросшей заинтересованности детей на занятиях, что ускорило процесс коррекции речи.

           Таким образом, использование игр образовательного портала «МЕРСИБО» в образовательном процессе с учётом ФГОС дошкольного образования способствуют повышению качества образовательного процесса, выводя его на новый уровень. Игры образовательного портала «Мерсибо» - это палочка-выручалочка для логопеда, т.к. они многофункциональны, занимательны и современны. Детям они очень нравятся, а положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала. Показателем служат диагностики, проводимые регулярно в наших логопедических группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются основные направления формирования графических навыков у  детей с ограниченными возможностями здоровьяКлючевые слова: графические умения и навыки, зрительно-моторная координа...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...