РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Токмакова Ольга Николаевна

Статья посвящена актуальной проблеме развития

коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих ограниченные воз-

можности здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛНОСТИ

Коммуникативные навыки, по определению М.И. Лисиной [3], –

это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адек-

ватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее

передавая. Совокупность коммуникативных навыков принято опреде-

лять как коммуникативную компетентность, которая позволяет чело-

веку выбирать, в соответствии с ситуацией общения, адекватные мо-

дели речевого поведения.

Особое значение развитие коммуникативных навыков имеет для

детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как их

освоение обеспечивает ребенку полноценное включение в обществе,

как процесс установления и развития контактов с людьми, возникаю-

щих на основе потребности в совместной деятельности. Именно эта

потребность стимулирует ребенка к общению, к овладению коммуни-

кативными навыками и дальнейшее их совершенствование.

Опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ, в МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 143» г. Воронежа, показывает, что форми-

рование способов общения у них происходит в более поздние сроки,

чем у нормально развивающихся; у них недостаточен интерес к обще-

нию, ограничен круг контактов, среди которых большинство хорошо

знакомых людей, что указывает на необходимость включения детей

данной категории в более широкую систему коммуникативных связей.

М.И. Лисина [3] подчеркивает, что в раннем возрасте для ребенка

с ОВЗ особенно большую роль играет общение с матерью, отцом, дру-

гими членами семьи. Эмоциональное общение осуществляется на ос-

нове совместных действий, сопровождаемых ласковой интонацией,

улыбкой, проявлением заботы к ребёнку. Затем ребенок включается в

коммуникацию и приобретает первые коммуникативные навыки,

прежде всего, в игровой деятельности, которая является ведущей в

дошкольном возрасте.

Очень важно в условиях дошкольного образовательного учре-

ждения развивать игровой опыт детей с ОВЗ, расширяя репертуар их

игровых действий, обучать взаимодействию в игре родителей. Боль-

шую роль, по мнению С.П. Дувановой [2], играет развитие социально-

го взаимодействия детей с ОВЗ с нормотипичными сверстниками, так

как игра пробуждает интерес к творчеству, к общению с другими

детьми, воспитывает доброе отношение детей к друг другу, доверие к

окружающему миру, что способствует охране нервно-психического

здоровья воспитанников с ОРазвитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ в иг-

ровой деятельности педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированно-

го вида № 143» г. Воронежа осуществляют с учетом возрастных, пси-

хофизиологических и индивидуальных особенности этих детей, при

этом соблюдая следующие правила:

- принимать все предложения, решения детей, поддерживать лю-

бую инициативу;

- показывать детям образцы речевого общения;

- помнить о том, что у детей с ОВЗ больше развита пассивная

речь, стараться расширять их активный словарный запас;

- обеспечивать атмосферу доброжелательности, спокойствия,

внимания к ребенку, поддерживать его;

- создавать проблемные ситуации, которые активизируют интеллек-

туальное, эмоциональное, речевое и коммуникативное развитие детей;

- расширять сенсорные возможности детей, обеспечивая им воз-

можности использования всех органов чувств в познании окружающей

действительности;

- уважать неповторимость каждого ребенка, поддерживать его в

достижении поставленных целей.

В игровой деятельности, способствующей развитию коммуника-

тивных навыков у дошкольников с ОВЗ, используются такие игры, как

игры-забавы, игры-инсценировки, игры-соревнования, дидактические,

творческие,

сюжетно-ролевые

игры,

игры-драматизации,

игры-

имитации, игры-хороводы, подвижные игры и др.

Если первоначально игровая деятельность служит для формиро-

вания навыков коммуникации для удовлетворения потребностей детей,

то в процессе образования воспитанников в дошкольном образова-

тельном учреждении развитие коммуникативных навыков у дошколь-

ников с ОВЗ направлено на обучение адекватным реакциям на обра-

щения знакомых и незнакомых людей; обучение адекватным сред-

ствам общения в играх, в быту; обучение способам сообщения инфор-

мации о своем состоянии, выражения просьб; воспитание социальных

умений в общении.

Анализ собственного опыта и методических разработок Т.А. Ан-

дреенко, О.В. Алекиновой [1], Л.А. Мартыненко [4], Л.М. Шипицы-

ной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой [5] показывает,

что развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ в иг-

ровой деятельности наиболее эффективно осуществляется средствами

игр и упражнений, решающих следующие задачи:

- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать: воспита-

ние доверительного отношения к другому ребенку, обучение обраще-

нию за помощью к взрослому, выполнению поручений.

- игры и упражнения на развитие умения активно слушать: обу-

чение вербальным и невербальным способам коммуникации; опреде-

лению эмоциональных состояний у других и отражению его с помо-

щью выразительных движений и речи; пониманию смысла сообщений;

- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать инфор-

мацию: развитие умения понимать друг друга, оценивать и учитывать

личностные особенности других, понимать и соблюдать инструкцию,

правила игры;

- игры и упражнения на развитие умения сообщать информацию:

формирование навыков совместной коммуникативной деятельности,

умения излагать свои мысли, устанавливать «обратную» связь при

взаимодействии друг с другом.

В целом, развитие коммуникативных навыков у дошкольников с

ОВЗ в игровой деятельности способствует их развитию в целом, реа-

лизации потенциальных возможностей и творческих способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости стар-

ших дошкольников / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – Санкт-

Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.

2. Дуванова, С.П. Развитие социального взаимодействия детей с

ОВЗ с нормотипичными сверстниками как фактор охраны нервно-

психического здоровья обучающихся / С.П. Дуванова, Л.И. Вирич //

Новой школе – здоровые дети : материалы V Всерос. науч.-практ.

конф. / Воронеж. гос. пед. ун-т. – Воронеж, 2018. – С. 27 -31

3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении /

М.И. Лисина. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009. – 318 с.

4. Мартыненко, Л.А. Коммуникативная компетентность до-

школьников: сборник игр и упражнений / Л.А. Мартыненко. – Москва:

Национальный книжный центр, 2016. – 56 с.

5. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребен-

ка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына,

О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – Санкт-Петербург:

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 384 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования. – Москва: Изд-во «Центр педагогического

образования», 2014. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....

статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год

Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.  Уровень развития мелкой моторики у дошкольника  - один из показател...

«Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Тренинг развития коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, умения сотрудничать и принимать других....