Успешные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современной педагогической теории и практике.
статья

Семёнова Ольга Евгеньевна

Современная наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, в том числе и педагогики начальной школы. Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициям. Современная семья резко меняет свои основные характеристики, функции и структуру, а значит, требует пересмотра известных форм взаимодействия педагогов начальной школы с родителями своих воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя

Успешные формы взаимодействия семьи

 и дошкольного образовательного учреждения

 в современной педагогической теории и практике

 

Семёнова Ольга Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР-Д/С №73»

Современная наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, в том числе и педагогики начальной школы (К.А. Абульханова- Славская, Л.П. Буева, М.С.Качан, В.А. Ленторский). Способность                                  к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса [3]. Углубленное понимание сущности взаимодействия в педагогической деятельности представлено в работах                     И.Ф. Радионовой, а в области дидактики в работах В.К. Дьяченко, Л.Клинберга, В.Я. Ляудис. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициям.

Современная семья резко меняет свои основные характеристики, функции и структуру, а значит, требует пересмотра известных форм взаимодействия педагогов начальной школы с родителями своих воспитанников.   Признание подобного факта не находит тем не менее должного отражения в вариативных образовательных программах начальной школы и практических исследованиях. Подобная педагогическая практика побуждает педагогические коллективы создавать творческие проблемные группы, которые занимаются самостоятельной разработкой программ, направленных на тесное взаимодействие педагога с семьями своих воспитанников на основе доверительного контакта и технологии сотрудничества.

Статистические данные по результатам нашего исследования среди                 200 респондентов (родители детей среднего и старшего дошкольного возраста) последних лет позволяют утверждать, что современные родители достаточно позитивно настроены на взаимодействие педагогов ДОУ и семьи. Среди причин, почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей были названы:

  • воспитанием детей в полной мере занимаются как одни, так                         и другие 60%;
  • педагог обязан организовывать работу не только с детьми,                        но и с родителями 24%;
  • педагог является авторитетом для ребенка, а, следовательно, необходимо понимание и между родителями и педагогом 16%.

По данным ответов, более половины опрошенных родителей дошкольников, специалисты дошкольного учреждения могут помочь                          по следующим направлениям:

  • организация предшкольной подготовки и дополнительного образования детей (кружки) 54%;
  • организация консультирования по вопросам воспитания детей                   и психологической помощи 26%;
  • организация оздоровительной и культурной работы с детьми                     и семьей в целом 20%.

Большая часть родителей считает возможным собственное участие                      в совместных мероприятиях и готовы оказать содействие в их организации:

  • в проведении совместных тематических мероприятий 64%;
  • в организации конкурсов и праздников для детей 26%;

       Среди причин, которые мешают педагогам и родителям успешно сотрудничать были названы:

  • отсутствие свободного времени 46%;
  •  недостаточное количество интересных и практико-ориентированных форм работы (доминируют традиционные собрания) 54%.

На вопрос, что необходимо, чтобы взаимодействие педагогов ДОУ                     и родителей было плодотворным были получены следующие ответы:

  • улучшить социальную защиту семьи и педагогов 26%;
  • организовать постоянно действующий консультативный центр 14%;
  • увеличить доступные и эффективные мероприятия 60%.

Подобные диагностические срезы позволяют четко проследить запросы современных родителей и выработать определенную стратегию взаимодействия с ними в контексте образовательного процесса ДОУ:

  • формы работы с родителями должны носить как традиционный, так и нетрадиционный характер;
  • формы работы с родителями должны соответствовать основным характеристикам конкретной формы взаимодействия, задачам                                         и направлениям основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, интересам детей                          и родителей конкретной группы;
  • формы работы с родителями должны отличаться минимальными затратами времени и средств, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
  • формы работы с родителями должны эффективно влиять на повышение педагогической культуры родителей, их психологическое сближение с интересами и основными сферами развития личности своих детей и объединение воспитательных усилий педагога и семьи.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия на основе сотрудничества. В процессе сотрудничества осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника, педагога и родителей: происходит диалог разных поколений и культур. Сотрудничество и партнерство педагогов, воспитанников и их родителей нельзя организовать насильно. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, интерес к объединению усилий                               по воспитанию своего ребенка, поэтому педагогу необходимы терпение                       и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично педагог вовлекает остальных родителей, опираясь                                        на единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи [2].

В основе взаимодействия на основе стратегии сотрудничества                             и содружества семьи и педагогов ДОУ лежат принципы взаимного доверия                и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости                           по отношению друг к другу, единства требований. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Этому способствуют деловая игра, собрание-диспут, встреча за круглым столом и др. Они проходят в непринужденной обстановке, позволяют всем включиться в обсуждение проблем, способствуют формированию умения всесторонне анализировать факты                     и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждают активное педагогическое мышление.

Положительно зарекомендовали себя в педагогической практике современного дошкольного учреждения и опосредованные формы сотрудничества педагога с родителями, в частности заочный конкурс родителей. Эта форма реализуется за счет заданий для всей семьи                               или отдельных ее членов. Содержательная направленность может быть самой разнообразной, а обязательное участие родителей обуславливается тем,                     что детям предоставляют значимую для них мотивацию участия их семьи                              в определенном конкурсе (например: «Самая улыбчивая мама», «Конкурс на самую необычную традицию в семье», «Марафон  добрых дел» и т.д.). Каждый ребенок, желая поучаствовать и победить, самостоятельно находит                и успешно реализовывает способы активизации родителей, позволяя тем самым, налаживать взаимодействие семьи и педагогов ДОУ, с одной стороны и способствовать сближению родителей и детей, с другой.  

Интерес для отечественного дошкольного образования представляет опыт взаимодействия педагогов и родителей в зарубежных образовательных учреждениях: календари (предложения о том, чем могут заняться родители                   и дети дома, чтобы лучше знать изучаемые темы, какие задания предстоит выполнять детям, сроках и темах консультаций дополнительных специалистов); газеты для родителей (новости из жизни детей, развитии материальной базы, контактов с другими организациями, новых программах, новых изданий для детей и родителей);  тренинги для родителей (на них предлагаются шаги по оказанию помощи семье в выполнении воспитывающих функций, решается задача по развитию уверенности родителей в успехе) и др.

Взаимодействие детей, родителей и педагогов ДОУ может быть успешным при соблюдении  основных правил личностно-ориентированной гуманной педагогики [1]: дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели               и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе; отсутствует навязывание, давление                         на детей и родителей со стороны педагога; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению всех участников деятельности.

Как отечественный, так и зарубежный опыт показывает,                                  что положительным результатом эффективного взаимодействия на основе сотрудничества для педагогов ДОУ становится повышение уважения                               со стороны родителей, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и администрации, большая удовлетворенность своей работой, более творческий подход к ней.

Для родителей результатом позитивного взаимодействия становится лучшее знание  возможностей детей, содержания образовательных программ, уверенность в том, что при воспитании учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости, увеличение родительской компетентности                      и получение одобрения своей роли родителей, укрепление семьи                                   и улучшение  отношений с детьми.

Для детей положительный результат очевиден. Он проявляется                           в повышении уровня самооценки и отношения к своей семье, сверстникам,                     к совместным и коллективным мероприятиям.

Таким образом, между  современным дошкольным образовательным учреждением и семьей меняются взаимоотношения, суть которых заключена в обновлении работы по педагогическому просвещению родителей, более активном и действенном привлечении родителей к организации различных совместных с детьми видов деятельности (познавательной, культурно-досуговой, общественно-полезной), в усилении индивидуальных подходов                    в работе с ними. В свою очередь, современное ДОУ действительно становится наиболее эффективным социальным институтом общества, благодаря которому семья как субъект социализации личности ребенка выполняет эту функцию на более высоком уровне, а педагоги проводят воспитательную работу с родителями и детьми на основе сотрудничества.

Литература:

Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. 2012г., 214 с.

Бим-Бад Б. М.,Днепров Э. Д. Мудрость воспитания. М.,2009 г.,–300 с.

Юсупов И.М. Психология взаимодействия. - Казань, 2011г.,218с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей....

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Задача детского сада "повернуться" лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка....

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...