Артистизм воспитателя как важный фактор педагогического мастерства
консультация

Елизарова Ольга Анатольевна

Консультация для воспитателей. Рассмотрены понятия артистизма и педагогического артистизма, возможности его развития и практические упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артистизм воспитателя как важный фактор педагогического мастерства

Консультация для воспитателей

музыкального руководителя Елизаровой О.А.

Профессия педагога дошкольного учреждения имеет много общего с профессией актера. На каждом занятии педагог стоит перед воспитанниками, как на сцене, и дети смотрят и слушают его. Педагогический артистизм проявляется в ежедневном общении с детьми, в построении занятия и в его проведении, в играх и беседах с детьми и родителями.

А почему воспитатель должен быть артистом?

Потому, что педагогу важно не только сухо донести информацию до воспитанника, но и добиться отклика и доверия в его душе. Поэтому профессионально важными качествами личности воспитателя становятся способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.

Давайте подробнее разберемся в этих понятиях.

Артист, в широком смысле этого слова, это мастер дела, виртуоз, искусник.

Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высокий уровень совершенства в работе воспитателя, когда занятия поднимаются на желанную духовную высоту.

Артистизм - это черта личности педагога, некое ее своеобразие: способность перевоплощаться, живость, острота, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться; одухотворенность, ощущение внутренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации; особенности психики, тип нервной системы, акцентуация личности.

Педагогический артистизм – это сложный сплав физических, духовных и профессиональных качеств, которые помогают найти контакт с воспитанниками, получить ключи доверия и действовать, учитывая все обстоятельства учебно-воспитательного процесса. Это внутренний мир педагога, который одухотворяет, притягивает и передает детям знания через призму собственного отношения к ним.

В структуре педагогического артистизма выделяются две стороны:

1 сторона – внутренний артистизм – культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние и эмоциональность, игра воображения, самообладание в условиях публичности. Это внутренняя настройка на творчество, образность в решении задач.

2 сторона - внешний артистизм: игровая подача, «техника игры», выражение своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, выведение своей работы на доступный игровой уровень, режиссура занятия.

Можно ли развивать свой педагогический артистизм?

Эмоциональную культуру, саморегуляцию, навыки произвольного внимания, ораторские качества, дикцию и речь можно совершенствовать, обращаясь к опыту театральной педагогики для развития актерского мастерства.

Разогрев

Слова английского поэта семнадцатого века хорошо иллюстрируют идею о том, что у каждой истории есть своя точка отсчета, своя «печка, от которой танцуют»...

Психофизическая подготовка — один из необходимых этапов актерского существования. Нет ни одного настоящего, серьезно относящегося к своему творческому труду актера, который перед выходом на сцену пренебрег бы физической и эмоциональной настройкой на игру.

Зачем это нужно? Разминка, разогрев призваны помочь в:

· обнаружении и снятии «мышечного панциря» — зажимов, сковывающих свободу тела, мышцы;

· знакомстве с собственным телом, обучении управлению им;

· концентрации внимания на невербальных средствах коммуникации, освоении их как яркого и необходимого инструмента актерской выразительности;

· понимании «сообщений» окружающих, умении осуществить «перевод» от реальности к образу, погружение в определенную роль.

На самом же деле между разогревом и игрой, разминкой и удовольствием, тренингом и творческим раскрепощением нет никаких противоречий. Актерскую настройку можно и нужно проводить с удовольствием, с улыбкой, легко переходя от задания к заданию, не забывая при этом о четких и коротких комментариях и объясняя по возможности пользу и необходимость того или иного упражнения для профессионального роста.

1. «УПРАВЛЯЙТЕ ТЕЛОМ»

По счету до 5 расслабляем все мышцы тела, затем при счете до 5 напрягите.

Сидя на стуле поочередно напрягайте мышцы рук, плеч, правой ноги, левой ноги. Переведите напряжение с правой ноги на левую и наоборот.

Проверьте работу мышц кисти рук:

Подвигайте пальцами в отдельности, согните их последовательно;

Потрясите кистями рук как бы стряхивая с них капли воды, помашите кистями рук на лицо, как будто вам жарко, нарисуйте кистями рук лежащую 8-ку, сделайте веер, согните только пальцы

Сцепите кисти и сделайте непрерывную волну

Положите правую ногу на левую и ступней правой ноги нарисуйте буквы О, Д, А и др. Затем тоже другой ступнёй.

Сделайте руками какое-либо действие, например, изобразите угрозу, примирение, удивление.

2. «ПО ОДНОМУ!»

Сидим по кругу. Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по порядку. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры. Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. Наоборот, любой намек на установление игроками порядка входа в игру немедленно пресекается ведущим. Поэтому, как правило, несколько игроков, не зная о намерениях друг друга, одновременно вступают в игру и называют следующую по порядку цифру. В этом случае возвращаемся к исходной точке, и счет возобновляется с единицы.

Партнеры должны проявить максимум собранности и эмпатичности, чтобы предугадать действия других участников и не назвать цифру одновременно с другими игроками.

3. «ЦИФРА — ГРУППА»

— Начинаем быстрое спонтанное движение по комнате. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!

Время от времени я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача — в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» — с максимальной быстротой все разбиваются на пятерки, «семь» — разбились на группы по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе.

Еще одно условие: нельзя выбирать себе партнеров. Группы выстраиваются спонтанно из людей, находящихся в этот момент по соседству.

4. «СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО»

Участники стоят в кругу. На руку одного из игроков надевается обруч или резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.

Задание: обруч (кольцо) передается по кругу, пока не вернется к исходной точке. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия, смекалку, готовность поработать с партнером, чтобы выполнить задание. По сути, вся живая цепочка должна пройти, как нитка через игольное ушко, — пролезть через обруч, не разжав соединенных рук.

По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнение задания. Можно повторить игру, если есть желание усовершенствовать действие, улучшить результат.

5. «РАССКАЗ-ЗИГЗАГ»

Делим группу на две шеренги, стоящие друг напротив друга. Участники перебрасывают мяч стоящему напротив.

Первый номер одной из шеренг начинает первое предложение некой истории, которая будет создаваться здесь же, «на глазах изумленной публики»! Следующее предложение придумывается и произносится первым номером второй шеренги. Эстафету подхватывает второй номер первой шеренги, затем — второй номер второй, и так далее. Последний участник второй шеренги обязан завершить историю.

Упражнение требует находчивости, умения работать с партнером, выстроить композицию.

Владение актерскими приемами помогает не только в учебно-воспитательном процессе, но и позволяет избежать нервных срывов, овладевать педагогическим мастерством, достигая высот в своей творческой деятельности, приобрести ту «фишечку», «изюминку», которая будет привлекать детей и выделять педагога из общей массы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов: «Важные секреты педагогического мастерства»

Тема: «Важные секреты педагогического мастерства»Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою т...

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»

Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»

научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....

консультация для воспитателей ДОУ «Значение педагогического артистизма воспитателя для успешной работы с дошкольниками»

Данный материал поможет молодым специалистам научиться успешно решать сложные педагогические задачи в совместной деятельности с дошкольниками...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение педагогического артистизма воспитателя для успешной работы с дошкольниками»

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Значение педагогического артистизма воспитателядля успешной работы с дошкольниками»...

Положение о проведении институционального конкурса педагогического мастерства «Ступени мастерства - 2020» в номинациях «Молодой специалист - 2020», «Воспитатель наставник - 2020», «Профессионал - 2020»

Конкурс педагогического мастерства «Ступени мастерства – 2020» проводится в целях повышения престижа и статуса педагогической профессии в обществе, повышения открытости образования, общественного и пр...

Роль методического объединения воспитателей ДОУ в совершенствовании педагогического мастерства

Статья "Роль методического объединения воспитателей ДОУ в совершенствовании педагогического мастерства"...