консультация для воспитателей ДОУ «Значение педагогического артистизма воспитателя для успешной работы с дошкольниками»
консультация

Крейтина Елена Сергеевна

Данный материал поможет молодым специалистам научиться успешно решать сложные педагогические задачи в совместной деятельности с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zachenie_pedagogicheskogo_artistizma.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

на тему:

«Значение педагогического артистизма воспитателя

для успешной работы с дошкольниками»

            Подготовила

 Музыкальный руководитель

                                            МБДОУ № 64 «Яблонька»

                              Крейтина Е.С.

                                                           

                         

Мытищи

А.П.Чехов говорил А.М.Горькому:

“Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!».

          Идея актерского и режиссерского начала в деятельности педагога не нова. Она начала разрабатываться в отечественной педагогике в начале 20 века у таких видных ученых и педагогов, как А.В. Сухомлинский, В.Н. и Т.С. Шацкиие, Н.Л. Гродзенская. Д.Б. Кабалевский говорил о "страстности драматического действия учителя, его артистизме, эмоциональном раскрытии темы". В 30-е - 60-е годы большой вклад в изучение данной проблемы внесли К.С. Станиславский и его последователи: В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, Г.А. Товстоногов и др.  Тезис "педагогика - это наука и искусство" присутствует   и  в отечественной педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, Н.В. Александров, Д.Ф. Николенко, В.К. Розов). Различные аспекты проблемы развития творческих способностей учителя освещаются в трудах многих ученых (Б.Г. Ананьев, Е.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Кузьмина и др.). Педагоги-новаторы А. Шаталов, Е.Н.  В.А. Караковский говорят о профессии педагога как об искусстве, художественной деятельности.  

      Действительно, профессия педагога имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность — специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и педагог воздействует на чувства и ум зрителей — учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссер в процессе репетиций, так и педагог  должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актеров или воспитанников. Педагогу  необходимо простроить логику организованной образовательной деятельности. Режиссер также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

      Развитая психофизическая природа человека — это неисчерпаемые выразительные возможности общения и, соответственно, инструментовки педагогического воздействия. Анализ трудностей, которые испытывали молодые педагоги, поставленные перед необходимостью решения творческих задач, свидетельствует о необходимости совершенствования их творческой природы: недостаточно развитой оказывается нервно-психическая организация, сенсорно-перцептивная сфера, речевой и дыхательный аппарат. Оказывается, мало знать методику и  возрастную психологию, но для реализации воспитательных и образовательных задач необходим развитый психофизический аппарат. «Какие это страдания для человека, — говорит К. С. Станиславский, — который великолепно чувствует, но передать не может... Представьте себе влюблённого глухонемого. Если бы он захотел передать свои чувства, он бы был вынужден выражать их нечленораздельным мычанием». Точно также и педагог  испытывает подобные страдания, если он не в состоянии передать свои чувства и знания, так как «руки у него как лопаты, голоса нет, тело неповоротливо».

       Таким образом, педагогу  (учителю, музыкальному руководителю, воспитателю и др.)  для решения поставленных задач  дошкольного воспитания необходимо обладать педагогическим артистизмом  - сложным сплавом духовных и физических качеств, таких как:

1. Знание педагогом материала своего предмета

2. Владение методикой педагогического воздействия

3. Развитое психолого-педагогическое мышление.

4. Самобытность –  умение применять психологические, педагогические, методические находки.

5.  Актёрские способности:

-"визуальность", внешняя привлекательность – это не столько правильность и красивость черт лица и безупречная фигура (природные данные педагога могут быть обычными, внешне "неброскими").  Гораздо большую роль играют умение следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность.

-Обаяние – способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением  воспитанника. Обаятельный – это значит очаровательный, искренний, умеющий вести за собой, побуждающий окружающих к преображению,  отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничания и жеманства. За вопросом о том, что такое обаяние, обычно стоят раздумья о тех, кто легче привлекает к себе симпатии и уважение людей, кто удачливее в контактах. Существует термин фасцинация, переводимый как завораживание. Среди способов фасцинации выделяют, прежде всего, особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым)

-Умение импровизировать. Общение с дошкольниками – творчество.  Импровизация возможна только на уровне свободного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета. "Импровизировать" здесь - значит быть способным отказаться от заготовленных заранее линий изложения, с тем чтобы на ходу "вылепить" новыми средствами как нечто свежее, первозданное, хорошо усвоенную главную мысль, тему, умение быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от ситуации. Не бояться незапланированных вопросов, реплик, индивидуальных особенностей реагирования, уметь их "обыграть", "оправдать", использовать как новое обстоятельство для нахождения новых ярких красок. Пусть все случайное станет поводом для наиболее удачных, словно так и было запланировано, неожиданных и интересных ходов  в игре, в образовательной или совместной деятельности.

- Владение  образной речью. Речь — это нечто большее, чем механическое воспроизведение ряда звуков. Речевой артистизм — это яркое проявление в речи личности педагога, умение внушать и убеждать, творить, вызывая в монологе или диалоге с воспитанниками эмоционально-чувственный отклик.

       Речь должна быть  грамотной, эмоциональной, индивидуальной, благозвучной, с чёткой, ясной  безупречной дикцией. Главная выразительная

сторона голоса – интонация. Она выражает состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и т.п.  Поэтому важно умение использовать грудные и головные резонаторы, придающие голосу красивое звучание, силу, мелодичнось, полетность, многообразие характерных красок и богатых оттенков. Речь должна иметь особый ритм (подобный хорошему музыкальному ритму - то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий). Наиболее часто встречающийся недостаток речи — это так называемое «скороговорение» — очень быстрая речь, результат которой — «проглатывание» или «съедание» начала и конца слова. Ещё один недостаток - невнятность, нечеткость речи, затрудняющая не только понимание отдельных слов, но и общий смысл высказывания (причины невнятной речи — неподвижные вялые губы, плохо раскрытый рот). В результате вялой речи плохо произносятся и согласные, и гласные звуки, а речь делается невразумительной.

- Пластика– это язык телодвижений, выразительность тела, владения им.

(А.С.Макаренко отмечал пластическую культуру как органический элемент педагогических способностей. По его убеждению учитель должен владеть мимикой, сдерживать свое настроение, контролировать жесты).

      Пластика обычно определяется как выражение телом своего душевного состояния, язык телодвижений (А. Пиз, С.М. Флеминг, Р. Линнелл, Д. Брэдби). У К.С. Станиславского - это умение сбросить  маску забот, волнений и неурядиц, способность показывать лицом и жестами только то, что относится к делу, помогает осуществлению учебно-воспитательных задач. Чтобы управлять выражением своего лица, нужно научиться владеть своим настроением.  «Тело должно с огромной чуткостью и непосредственностью, мгновенно и точно передавать тончайшие, почти неуловимые чувствования. Вот почему артист должен позаботиться не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и внешнем, телесном аппарате, верно передающем результаты творческой работы чувства - его внешнюю форму воплощения" (К.С. Станиславский)

По владению педагогом своим лицом и телом дошкольники улавливают внутреннее его самочувствие. Нарочитая официальность, мимическая невозмутимость затрудняет переход от ролевого взаимодействия к межличностному, снижает силу личного влияния педагога

- Пространственное поведение - проксемика - физическое расположение коммуникантов по отношению друг к другу. Основой пространственного поведения артистичного педагога является соблюдение проксемических закономерностей, бережное отношение к личностному пространству каждого ребенка.

- Эмпатия - способность к сопереживанию, возможность эмоционально, а не только рационально воспринять воспитанника, проникнуть в его внутренний мир и ответно выразить свое понимание этих чувств.

В педагогической деятельности, так же, как и в актерской работе, важны не только эмпатия и способность к идентификации  но и  рефлексия.

- Рефлексия - способность педагога как бы со стороны увидеть, как он воспринимается и оценивается детьми, осознание учителем своих психических состояний. Это необходимо для того, чтобы приводить в соответствие планируемый и реальный воспитательный процесс. Для этого педагог должен хорошо владеть навыками профессионального самосознания, что поможет ему ощущать свое Я в процессе взаимодействия с воспитанниками. Педагогический артистизм проявляется в многообразии и частоте рефлексивных действий. Низкий уровень рефлексии - одна из частых причин непродуктивной стандартизации поведения педагога, появления так называемых "убийственных реакций" (термин ввели Кэнфилд и Уэллс в 1976 году, обозначая высказывания, жесты и т.п., отталкивающе, уничтожающе действующие на чувства, мысли, творческие порывы ребёнка). Это может быть едва заметная брезгливая гримаса или демонстративное игнорирование активности дошкольника. Такие антипедагогические взгляды, как косой, подозрительный, настороженный, хмурый, "кислый", умиленный, насмешливый, безразличный и др., любая недобрая интонация, злость и раздражительность должны быть оценены самим педагогом как проступок перед воспитанниками, как поведенческое табу. И напротив, взгляд добрый, веселый, понимающий, подбадривающий, восхищенный должен быть действенным, незаменимым средством в арсенале педагога.

- Эмоциональная культура педагога складывается из эмоциональной восприимчивости, психологической зоркости, культуры слов и эмоциональных состояний. Это своеобразный сплав из мыслей, ощущений, эмоций, идей, которые позволяют воспринимать окружающий мир во всем его богатстве, находить в себе лучшие, благородные чувства и передавать их воспитанникам.

       "Артист" в широком смысле слова - это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда совместная деятельность с дошкольниками  поднимается на желанную духовную высоту. Таким образом, артистизм педагога является  инструментом учебно-воспитательной работы, важнейшей профессиональной ценностью, без которой невозможно успешно решать сложные педагогические задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя".

Педагогическое взаимодействие меж­ду воспитателем и музыкальным руково­дителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, харак­теризующиеся единством цели, в качест...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Блог в педагогической деятельности воспитателя»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«Блог в педагогической деятельности воспитателя»...

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие музыкально-ритмических движений в индивидуальной работе с дошкольниками"

Консультация для воспитателей  дошкольного образовательного учреждения по  планированию  индивидуальной работы по развитию музыкально-ритмических движений с дошкольниками....

Консультация для воспитателей "Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками"

Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение педагогического артистизма воспитателя для успешной работы с дошкольниками»

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Значение педагогического артистизма воспитателядля успешной работы с дошкольниками»...